Новости Владивосток

Автор проекта о русской классике Юрий Сапрыкин рассказал владивостокцам, зачем читать Пушкина, Толстого и Достоевского (ФОТО)

В пятницу, 17 мая, во Владивостоке с лекцией выступил журналист и автор образовательного проекта о классической литературе Юрий Сапрыкин. Участник фестиваля «Литература тихоокеанской России» рассказал о том, как складывается отношение к русской классике и как формируются списки обязательной литературы в школе.

Основной вопрос, на который постарался ответить автор лекции, – зачем читать русскую классику. В начале встречи Юрий Сапрыкин отметил: «Тема для разговора родилась из проекта "Полка", которым я занимаюсь последние два года. Образовался он из желания нескольких человек сделать что-то такое, что могло бы приблизить русскую классику, перевести типичное объяснение школьного учебника на живой современный язык. Сейчас занимаемся этим в разных форматах. Есть сайт, где мы стараемся собрать энциклопедию главных русских книг и про каждую написать подробную статью, ответив на вопросы, которые возникают при чтении: совместить филологическую точность и корректность, при этом сделать текст интересным».

Представления о русской классике сейчас формируют школа и ее образовательные программы. Список обязательных к прочтению книг в разное время отличался. Коллекция «Золотой полки» формировалась под влиянием исторических событий и запросов времени. Так, в 1940-е «Анну Каренину» Толстого из школьной программы вытесняет «Война и мир», а в конце 60-х вместо романа Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» ученики начинают читать «Преступление и наказание» Достоевского. В 80-е годы в списки возвращаются авторы из перечня «нежелательной» в СССР литературы: Ахматова, Булгаков, Пастернак, Солженицын.

Меняются не только списки классической литературы, но и ее восприятие: каждое из поколений воспринимает писателя и его творчество по-разному. К примеру, отмечает Юрий Сапрыкин, сейчас появляется интерес к Толстому как автору дневников – новатору, который пытается придумать способ описания своей психологической мысли.

По мнению Юрия Сапрыкина, отношение к русской классической литературе складывается в нашей культуре из почти религиозного преклонения перед ней. Такое почтение создается школой, воспитанием и традицией. «Есть понимание того, что русская литература  XIX - начала ХХ века – это, наверное, главное, что Россия дала мировой культуре. Это то, где мы в какой-то момент оказались лучше и интереснее всех», – добавляет лектор. В качестве свидетельства автор приводит в пример споры вокруг современного театра: многие классические пьесы, поставленные на сцене, часто воспринимаются зрителями как издевательство над классикой.

Еще одно ощущение, формирующее наше отношение к классике, по словам Юрия Сапрыкина, – страх. Тексты, с которыми мы знакомимся в школе, не рассчитаны на детское восприятие. В 10-м классе школьникам предлагают прочитать, например, четыре тома «Войны и мира». До конца осознать это произведение могут не все, поэтому возвращаться в зрелые годы к этим книгам нет желания. Лектор отмечает: «Авторы не представляли, что произведения будут предназначены для детей. Книги были написаны для самого образованного взрослого человека того времени».

Чтобы преклонение и страх исчезли, автор лекции предлагает вспомнить, что тексты Пушкина, Толстого, Достоевского когда-то не воспринимались как классические. Золотой фонд русской литературы сформировался к началу ХХ века, до этого произведения соответствовали времени, отражали актуальные проблемы и не всегда благосклонно оценивались критиками.

«Не было книги, которая бы вызвала единодушный восторг и признание во время своего появления», – говорит Юрий Сапрыкин. Среди отзывов о романе «Евгений Онегин» были и отрицательные: произведение называли нецельным, а автора упрекали в частых отступлениях от темы. «Анну Каренину» современники считали старомодной книгой – такой, какие писали за 40-50 лет до 1870 года. В «Войне и мире» видели оскорбление памяти ветеранов войны 1812 года. По мнению критиков, Толстой изобразил не великий подвиг, а хаос и неразбериху, царящую во время сражений.

Лектор говорит о значимости литературы, издаваемой в XIX веке: не было институтов, которые могли бы влиять на общественное мнение. «Пушкин – еще и потому наше все. Литература тогда несла эту нагрузку и формировала мировоззрение, влияла на положение дел в стране», – добавляет Юрий Сапрыкин. Часто изданное заменяло независимую прессу, а в произведениях отражалась полемика по поводу тенденций времени. Как пример, в романе «Анна Каренина» отражены споры об эмансипации женщины, взгляды на «земельный вопрос», как обустроить крестьян, волновавший современников.

Юрий Сапрыкин рекомендует обратиться к классике в зрелом возрасте. «Читая произведения Пушкина, Толстого, Достоевского после 30 лет, можно в полной мере получить тот опыт, который передают авторы. Речь идет не только о нравственных уроках, которые, предположительно, заключает в себе и передает литература. До сих пор многие ситуации, описанные в книгах XIX века, мы можем примерить на себя. Это своеобразный культурный код: повторяющиеся особенности поведения, ситуации и мысли».

19 мая в 15:00 руководитель образовательного проекта о русской литературе «Полка» и бывший главный редактор журнала «Афиша» Юрий Сапрыкин расскажет о состоянии медиа в Центре содействия развитию молодежи (Посьетская, 14).


В пятницу, 17 мая, во Владивостоке с лекцией выступил журналист и автор образовательного проекта о классической литературе Юрий Сапрыкин — newsvl.ru Основной вопрос, на который постарался ответить автор лекции, – зачем читать русскую классику — newsvl.ru Юрий Сапрыкин — руководитель проекта «Полка», посвященного русской классике, — доказывает, что русская классика — это живые, интересные тексты — newsvl.ru Лекция прошла в Центре содействия развитию молодежи — newsvl.ru Юрий Сапрыкин — российский журналист, главный редактор журнала «Афиша» (2003-2008) — newsvl.ru Автор лекции рекомендует обратиться к классике в зрелом возрасте — newsvl.ru По мнению Юрия Сапрыкина, отношение к русской классической литературе складывается в нашей культуре из почти религиозного преклонения перед ней — newsvl.ru Участники встречи смогли задать вопросы журналисту и руководителю проекта "Полка" — newsvl.ru "Классическая литература — это своеобразный культурный код: повторяющиеся особенности поведения, ситуации и мысли", — отмечает лектор — newsvl.ru
В пятницу, 17 мая, во Владивостоке с лекцией выступил журналист и автор образовательного проекта о классической литературе Юрий Сапрыкин — newsvl.ru Основной вопрос, на который постарался ответить автор лекции, – зачем читать русскую классику — newsvl.ru Юрий Сапрыкин — руководитель проекта «Полка», посвященного русской классике, — доказывает, что русская классика — это живые, интересные тексты — newsvl.ru Лекция прошла в Центре содействия развитию молодежи — newsvl.ru Юрий Сапрыкин — российский журналист, главный редактор журнала «Афиша» (2003-2008) — newsvl.ru Автор лекции рекомендует обратиться к классике в зрелом возрасте — newsvl.ru По мнению Юрия Сапрыкина, отношение к русской классической литературе складывается в нашей культуре из почти религиозного преклонения перед ней — newsvl.ru Участники встречи смогли задать вопросы журналисту и руководителю проекта "Полка" — newsvl.ru "Классическая литература — это своеобразный культурный код: повторяющиеся особенности поведения, ситуации и мысли", — отмечает лектор — newsvl.ru

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта