Новости Владивосток

Офицерская слобода Владивостока – то, чего уже нет (ФОТО)

Госпитальная, Экипажная, Матросская, Рабочая – Владивосток, как и почти все города Российской империи, по окраинам своим обрастал слободами. Долгое время разделенный оврагами, он по сути состоял из кусочков, которые собрались в нечто единое только к 1895 году, когда городские власти засыпали или проложили мосты через овраги Владивостока – Мальцевский, Жариковский, Гайдамак. Между оврагами начинали появляться слободки. Появление Офицерской слободы, как рассказали в Обществе изучения Амурского края, связано с переводом во Владивосток Сибирской флотилии. Первые упоминания о слободе появились примерно в 1872 году. История Офицерской слободы была не совсем радужной, и чаще всего ее развитию мешала политика.

В то время, когда строились первые слободки, в Сибирской флотилии было всего около 400 офицеров. Вице-адмирал Александр Кроун, военный губернатор Приморской области, решил отвести для них отдельную слободу и расположить ее в одном из лучших пригородных районов Владивостока.

С привязкой к сегодняшним ориентирам территория этой слободы находилась на площади, ограниченной улицами Дальзаводской, Пушкинской, Авангардной (ныне Капитана Шефнера) и Заводской. В выборе места для нее принимали участие Алексей Шефнер, назначенный незадолго до этого командиром Владивостокского порта, и его помощник по строительной части Николай Петропавловский. По их предложению, будущая слобода должна была состоять из шести улиц, две из которых они полагали провести параллельно берегу Золотого Рога, а четыре – перпендикулярно ему. Ближайшая к бухте улица в соответствии с планом располагалась на сравнительно спокойной местности, удобной для строительства, и поэтому она сразу была признана главной (сейчас это Дальзаводская). Улица, распланированная выше первой, была менее удобной, так как большинство ее участков, особенно с северной стороны, находились на крутых косогорах. От первой улицы, пересекая вторую, вверх по склону сопки уходили четыре переулка.

В первое десятилетие после образования Офицерской слободы большинство ее участков пустовало, а те, что были застроены, выглядели неухоженно и более чем убого. Маленькие бревенчатые домишки сиротливо стояли среди множества невыкорчеванных пней и ободранного кустарника. Причиной такого положения явилось то, что сразу после переноса во Владивосток главной военно-морской базы среди офицеров стал распространяться слух, что в морском ведомстве нет единства мнения в правильности принятого решения, что ряд влиятельных лиц считал Владивосток худшей гаванью по сравнению с заливами Ольга и Посьет и намерен поднять вопрос о пересмотре решения.

Отрицательно влияло на развитие Офицерской слободки и Владивостока в целом и то, что никто из офицеров, служивших в Сибирской флотилии, не рассчитывал надолго оставаться на Дальнем Востоке. Пять лет службы в этом регионе давали право на получение надбавок к окладу и пенсионному довольствию. Больше этого срока редко кто задерживался во Владивостоке, где цены на продукты питания и товары были в 8-10 раз выше, чем в центральных областях империи.

В лучшую сторону положение изменилось после того, как в 1881 году генерал-губернатор Восточной Сибири Дмитрий Анучин заявил, что Владивосток был и останется навсегда главной военно-морской базой России на Тихом океане. Вскоре были выделены средства на реконструкцию военного порта, а в 1885 году при нем начали строить механические мастерские. С этого времени стала расти Офицерская слобода.

Интересно, что в год 25-летия Владивостока всем до того безымянным улицам слободы были даны названия, увековечившие память о пионерах освоения Приамурского и Уссурийского краев и первостроителей Владивостокского военного порта. Главная улица была названа Шефнеровской в честь первого командира военного порта Алексея Шефнера. Появилась улица Афанасьевская (позже эта улица стала частью Светланской), и названа она была в честь начальника штаба военного порта Дмитрия Афанасьева, отдавшего более 20 лет развитию Владивостока. Четыре другие улицы, проложенные перпендикулярно Шефнеровской и Афанасьевской, стали называться Петропавловской, Хомяковской, Дегеровской и Мальцевской в память о командирах военного порта того периода, когда создавалась Офицерская слобода. Петропавловская и Мальцевская улицы, переименованные в Заводскую и Авангардную (ныне Капитана Шефнера), сохранились до наших дней.

Однако нормальному развитию Офицерской слободы препятствовало то, что вся территория ее находилась в распоряжении командования Сибирской флотилии, которое, преследуя односторонние интересы, препятствовало поселению в нее гражданских жителей. К этому времени в черте Владивостока почти не оставалось мест, удобных для строительства, а расширяться город не мог, так как все его окраины были заняты военными, прочно обосновавшимися там еще в 70-е годы XIX века. Действия представителей морского и военного ведомств, некогда основавших Владивосток, объективно стали тормозом в его дальнейшем развитии. Городская управа, защищавшая интересы частного капитала, вступила в упорную борьбу с военными, стоявшими на страже старых порядков.

В итоге в 1897 году было принято компромиссное решение, по которому большинство городских окраин, в том числе и Офицерская слободка, были переданы в ведение городских властей. Вскоре в Офицерской слободе стали строить каменные двухэтажные дома. Слобода расширилась. Там появилась еще одна улица, пробившая себе дорогу по скалистому склону сопки от Жариковского оврага до Мальцевского. Сейчас это часть Пушкинской от Жариковского сквера до Капитана Шефнера. В те годы эту улицу называли Лазаревской в честь Нестора Лазарева, руководителя одной из служб военного порта.

В целом Офицерская слобода не стала ярким архитектурным или историческим явлением в жизни Владивостока. Сегодня от нее фактически не осталось ничего – она ушла под массовую застройку еще в советское время. Уцелевшие дома в 1996 году признали памятниками истории, градостроительства и архитектуры регионального значения. К 2021 году здесь должен был появиться ЖК Panorama, однако из-за наложения границ на зону охраны культурного объекта администрация Владивостока аннулировала выданное ранее разрешение на строительство.


Капитана Шефнера, 19/1 — newsvl.ru Капитана Шефнера, 19/1 — newsvl.ru Шефнера, 19/2 — newsvl.ru Капитана Шефнера, 19/1 — newsvl.ru Шефнера, 19/2 — newsvl.ru Шефнера 19/1 — newsvl.ru Шефнера, 19/2 — newsvl.ru Капитана Шефнера, 19 — newsvl.ru Шефнера, 19/1 — newsvl.ru Капитана Шефнера, 19 — newsvl.ru Пушкинская, 115 — newsvl.ru Пушкинская, 115 — newsvl.ru Пушкинская, 111 — newsvl.ru Пушкинская, 97 — newsvl.ru Пушкинская, 99 — newsvl.ru Пушкинская, 99 — newsvl.ru Пушкинская, 99 — newsvl.ru Пушкинская, 99 — newsvl.ru Пушкинская, 99 — newsvl.ru Пушкинская, 101 — newsvl.ru Пушкинская, 101 — newsvl.ru
Капитана Шефнера, 19/1 — newsvl.ru Капитана Шефнера, 19/1 — newsvl.ru Шефнера, 19/2 — newsvl.ru Капитана Шефнера, 19/1 — newsvl.ru Шефнера, 19/2 — newsvl.ru Шефнера 19/1 — newsvl.ru Шефнера, 19/2 — newsvl.ru Капитана Шефнера, 19 — newsvl.ru Шефнера, 19/1 — newsvl.ru Капитана Шефнера, 19 — newsvl.ru Пушкинская, 115 — newsvl.ru Пушкинская, 115 — newsvl.ru Пушкинская, 111 — newsvl.ru Пушкинская, 97 — newsvl.ru Пушкинская, 99 — newsvl.ru Пушкинская, 99 — newsvl.ru Пушкинская, 99 — newsvl.ru Пушкинская, 99 — newsvl.ru Пушкинская, 99 — newsvl.ru Пушкинская, 101 — newsvl.ru Пушкинская, 101 — newsvl.ru

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта