Новости Владивосток

Юнга огненных рейсов: ветеран дальневосточного пароходства рассказал о последнем годе войны

В четверг, 11 апреля, а Музее морского флота Дальневосточного морского пароходства (Верхнепортовая, 7) состоялась встреча с ветераном Великой отечественной войны Геннадием Иванько. Зимой 1945 года, в 14 лет, он записался юнгой в торговый флот, корабли которого перевозили американские товары, поставляемые Советскому Союзу по ленд-лизу. Историю своей жизни Геннадий Степанович рассказал ученикам десятого класса школы №46. Встречу организовали сотрудники Следственного комитета в рамках акции памяти, посвященной приближающейся 74-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

Геннадий Иванько родился в 1931 году во Владивостоке. Жил с мамой, без отца, практически в центре города, неподалеку от «Серой лошади». До корпусов одноэтажной деревянной школы №44, которая находилась тогда на месте здания администрации Приморского края, было рукой подать, только дорогу перейти.

К 1941 году дедушка Геннадия купил землю в Подмосковье и задумал перевезти туда всю семью. Совсем не вовремя, как выяснилось впоследствии. Маму будущего моряка пока что решено было оставить во Владивостоке, а на новом месте оказался молодой Гена и его тетя. Бомбежки и обстрелы не прекращались ни на день, мальчик со сверстниками регулярно бегал собирать осколки снарядов, но чудом семья не пострадала. Через некоторое время тете и Гене удалось удрать, забравшись в один из товарных вагонов. Так Геннадию Иванько удалось вновь вернуться в родной Владивосток.

«В начале 1945 года я учился в 7-м классе. У меня друзья юнгами ходили, в торговый флот принимали от 12 до 15 лет, - рассказывает Геннадий Степанович. - По возрасту я подходил, ну и тоже решил записаться. Пошел в отдел кадров на Пекинскую, 10 (сейчас это улица Фокина), в отдел кадров Дальневосточного морского пароходства. Маме ничего не сказал до похода туда, иначе бы не пустила она меня. Оформляли быстро - утром заполнил анкету, вечером на руках паспорт моряка. Тогда и поставил ее перед фактом. На следующий день уже на судно отправили».

Как отмечают историки, с началом Великой отечественной войны на судах торгового флота в том числе на судах Дальневосточного пароходства ощущалась нехватка в кочегарах, матросах, мотористах. 15 июля 1942 года нарком морского флота Петр Ширшов подписал приказ № 300 о об организации института воспитанников юнг на судах торгового флота. За годы войны только в Приморье на таких судах ходило более 3000 мальчишек.

Рейсы, возившие товары по ленд-лизу именовали «огненными», причем не зря. За годы войны Дальневосточное морское пароходство от торпедных атак, столкновений с минами и бомбежек не досчиталось 25 пароходов и теплоходов, погибли 418 человек, среди которых было 23 юнги. Морякам торгового флота посвящен памятник на остановке Лазо.

В январе молодой Гена попал на «Жан Жорес», пароход типа «Либерти», которым командовала Анна Щетинина, первая в мире женщина − капитан дальнего плавания. Юнг на корабле было 7, как правило, выполняли они работу матросов (официально их должность называлась «ученик матроса»). Выгружали продукты, чистили трюмы, отбивали ржавчину - корабль американского производства хоть и был хорошо сделан, но уже успел отходить три года с рейсами ленд-лиза.

«Не знаю, почему записался юнгой. Захотел романтики, наверное, хотя и опасно это было, − вспоминает Геннадий Степанович. − Один из моих друзей раньше меня отправился в море и почти сразу после этого погиб на «Донбассе». Но уже в море я особо не боялся. Самое страшное было, когда однажды я подрался с Колей, другим юнгой, и Анна Ивановна пригрозила, что высадит нас на Алеутских островах, а там нас заберет другое советское судно. Конечно, делать так она не собиралась, да и нельзя ей было так поступать. Но мы-то, молодые ребята, откуда могли это знать?»

Всего с января Геннадий Иванько успел совершить три рейса в США. Особенно хорошо запомнился последний.

«В проливе Лаперуза нас остановил японский тральщик. Азбукой Морзе с помощью спецсигналов запросил что за судно, кто капитан. Узнав, что «Жан Жорес», сигналят «Счастливого плавания, Анна Ивановна!». Знали и уважали ее. Но еще двое суток мы спали одетыми, в полной готовности − некоторое время нас сопровождали подводные лодки. А кто его знает, что там у японцев на уме».

Сначала судно зашло в порт Портленд на реке Колумбия, восстановить фальшборты и орудия на палубе, пострадавшие при шторме. Ремонт занял примерно три недели.

«Нас отпустили в город. Такой контраст с Владивостоком! У нас-то тогда каждый вечер затемнение от возможных бомбардировок, а там все в огнях рекламы, в парке аттракционов здоровенные американские горки. Каждый день в кино ходили. Время от времени − на официальные встречи. Отношение к русским − лучше не придумаешь. В городе только предупредили − с неграми никаких разговоров и дел не иметь. На скамейках встречались надписи «только для белых».

Поскольку мы провинились за тот случай с дракой, приходилось еще прочищать отсеки на дне судна − там есть места, где оседал мазут, который никак не удавалось шлангами убрать, поэтому работали вручную − подавали ведрами. Правда и заплатили за эту тяжелую работу хорошо − больше 100 долларов. Для сравнения, капитан тогда 50 в месяц получал. Можно было подарков набрать родным в магазинах, что мы и сделали».

Пройдя ремонт, «Жан Жорес» отправился в городок Ванкувер (американский, не канадский) взять партию консервов. В порте Астория за ночь загрузили паровозы и отправились назад, во Владивосток.

День Победы застал моряков в море на пути к дому. Капитан Анна Щетинина зачитала приказ, дали победный залп из всех пушек и зенитных пулеметов «Эрликон», однако обстановку на море вряд ли можно было назвать мирной. На пути следования судно встретило обломки судна. Как позже выяснилось, ко дну пошел крупнейший пароход ДВМП «Трансбалт», торпедированный американской подводной лодкой. Спасли экипаж, как ни странно, японцы (акт о ненападении между СССР и Японией еще действовал), всех моряков отправили во Владивосток.

***

После войны Геннадий Иванько закончил среднюю школу. Поступил на курсы радиотелеграфистов, после чего закончил мореходное училище. Там же познакомился с будущей женой, с которой живет душа в душу с 1951 года. С 1950 по 1962 года ходил на различных судах радистом, радиотехником, затем начальником радиостанции. Сойдя на берег, несколько лет преподавал у будущих радистов в мореходном училище, после чего вновь вернулся в море. Выйдя на пенсию, долгое время занимался ремонтом радиооборудования.

1 апреля 2019 года Геннадию Степановичу исполнилось 88 лет, однако по виду этого не скажешь, для своих лет он выглядит отлично. Объясняет ветеран это просто — работал всю жизнь, ел все, но всегда в меру, занимался спортом. Даже сейчас каждый день для него начинается с зарядки.


В четверг, 11 апреля, а Музее морского флота Дальневосточного морского пароходств состоялась встреча с ветераном ВОВ Геннадием Иванько — newsvl.ru Старший помощник руководителя управления (по взаимодействию со СМИ) Следственного управления СК РФ Аврора Римская — newsvl.ru Геннадий Иванько в 1945 году успел поучаствовать в трех «огненных рейсах»  — newsvl.ru Послушать ветерана пришли ученики 10 класса школы №46 — newsvl.ru В начале 1945 года Геннадий Степанович учился в 7-м классе — newsvl.ru Решил идти юнгой на суда торгового флота, но маме о своем решении не сообщал до последнего — newsvl.ru На встречу с ветераном пришли 9 школьников — newsvl.ru Встречу организовали сотрудники Следственного комитета в рамках акции памяти, посвященной приближающейся 74-й годовщине Победы в ВОВ — newsvl.ru В Музее морского флота Дальневосточного морского пароходства  есть бюст Анны Щетининой, юнгой Геннадий Иванько ходил на ее корабле — newsvl.ru В музее пароходства есть множество экспонатов, посвященных Великой Отечественной войне — newsvl.ru Экспозиция в музее Дальневосточного морского пароходства рассказывает о разных периодах истории торгового флота — newsvl.ru В конце встречи сотрудники СК РФ вручили ветерану цветы — newsvl.ru 1 апреля 2019 года Геннадию Степановичу исполнилось 88 лет, однако по виду этого не скажешь, для своих лет он выглядит отлично — newsvl.ru
В четверг, 11 апреля, а Музее морского флота Дальневосточного морского пароходств состоялась встреча с ветераном ВОВ Геннадием Иванько — newsvl.ru Старший помощник руководителя управления (по взаимодействию со СМИ) Следственного управления СК РФ Аврора Римская — newsvl.ru Геннадий Иванько в 1945 году успел поучаствовать в трех «огненных рейсах»  — newsvl.ru Послушать ветерана пришли ученики 10 класса школы №46 — newsvl.ru В начале 1945 года Геннадий Степанович учился в 7-м классе — newsvl.ru Решил идти юнгой на суда торгового флота, но маме о своем решении не сообщал до последнего — newsvl.ru На встречу с ветераном пришли 9 школьников — newsvl.ru Встречу организовали сотрудники Следственного комитета в рамках акции памяти, посвященной приближающейся 74-й годовщине Победы в ВОВ — newsvl.ru В Музее морского флота Дальневосточного морского пароходства  есть бюст Анны Щетининой, юнгой Геннадий Иванько ходил на ее корабле — newsvl.ru В музее пароходства есть множество экспонатов, посвященных Великой Отечественной войне — newsvl.ru Экспозиция в музее Дальневосточного морского пароходства рассказывает о разных периодах истории торгового флота — newsvl.ru В конце встречи сотрудники СК РФ вручили ветерану цветы — newsvl.ru 1 апреля 2019 года Геннадию Степановичу исполнилось 88 лет, однако по виду этого не скажешь, для своих лет он выглядит отлично — newsvl.ru

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта