Новости Владивосток

Региональным мусорным оператором в Приморье может стать красноярская компания с 15 сотрудниками и капиталом в миллион рублей

Администрация Приморья выбирает подрядчика на работу с твердыми коммунальными отходами. Неделю назад в «белом доме» свои проекты рабочей группе представили четыре компании: однако лишь одна из них официально подалась на концессию (и поэтому скорее всего выйдет на заключение контракта), остальные в процессе проработки. VL.ru почитал концессионное соглашение и увидел в нем существенные риски для бюджета региона.

Напомним, 1 января 2019 года в России стартовала «мусорная» реформа. Большинство регионов перешли на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами. Девять регионов, в том числе Приморский край, из-за неготовности инфраструктуры воспользовались отсрочкой. Мы должны начать преобразования уже с 2020 года.

С начала 2019 года краевая администрация начала активную работу по развитию инфраструктуры по обращению с отходами, уже выработана новая территориальная схема. Но поскольку бюджетных средств, как водится, не хватает, привлекают инвесторов. Недавно в «белом доме» состоялось первое в этом году заседание рабочей группы при губернаторе Приморского края по вопросам обращения с отходами. Главной темой были заявлены концессионные соглашения по управлению объектами сортировки и захоронения отходов. Свои инвестиционные проекты представили две приморские компании и две фирмы с запада страны. Наибольшего внимания из так называемых инвесторов заслуживает ООО «Развитие инженерной инфраструктуры регионов» из Красноярска. Дело в том, что эта компания пока единственная, подавшая документы на заключение концессии; если других в ближайшее время не появится, то по федеральному закону «О концессионных соглашениях» с ней и заключат договор.

Компания «РИИР» (учредитель Юрий Туктаров) подала концессионную заявку на передачу полигона ТБО и мусоросортировочного комплекса на Холмистой с вложением в него 1,7 млрд руб. Еще 200 миллионов компания намерена направить на создание новых карт полигона.

Сроки

В соответствии с тем же ФЗ «О концессионных соглашениях» и с комментариями к нему, концессионер (ООО «РИИР») строит или реконструирует объект, право собственности на который принадлежит администрации края (как концеденту). А взамен получает этот объект во владение и пользование на оговоренный соглашением срок. В нашем случае это 25 лет, то есть до 2045 года. Источник, тесно знакомый с ситуацией на предприятии, объясняет: «Амортизационные сроки по оборудованию истекут уже через 15 лет, соответственно через 25 лет уже нечего будет возвращать концеденту».

По соглашению, отметим, коммерсант несет ответственность перед краем за качество работ по объектам в течение лишь пяти лет со дня ввода в эксплуатацию. За исключением оборудования, на объекты действует гарантия. В соглашении, кстати, нет ни слова про конкретное оборудование, которое должно закупиться, − есть только базовые параметры, которым оно должно соответствовать. Концессионер сам определяет, что покупать, у кого покупать и по каким ценам. 

Отметим, что в документах определяются точные сроки предоставления земельных участков (60 рабочих дней) и передачи объекта (15 рабочих дней). А вот «общий срок реконструкции и создания объекта соглашения не может быть определен в связи с тем, что создание новых карт полигона осуществляется по мере заполнения карт № 2 и № 3». При этом эксперты, которых опросил VL.ru, утверждают, что прямой связи между этими событиями нет. Реконструкция мусоросжигательного комплекса и полигона займет 34 месяца (почти три года), срок создания новых карт полигона − с 1 января 2034 года по 31 октября 2035 года. Выходит, что концессионер приступит к оказанию услуг через 3,5-4 года после подписания договора (пока спроектирует, пока сделает работу, пока определит тариф, пока получит лицензию...).

При этом из договора концессии решительно непонятно, что столица Приморья будет делать эти самые три года, ведь полигон на Холмистой является единственным законным для размещения отходов Владивостокского городского округа.

Риски

Схема такая же, как до этого в Тюмени и Новосибирске. Концессионер предлагает большую сумму инвестиций. По условиям соглашения с администрацией все будущие возможные риски берет на себя бюджет Приморского края.

Источник, знакомый с ситуацией, объясняет: «Сумма инвестиций рассчитывалась по максимуму и по ценам европейских поставщиков. Так же они делали в Тюмени, когда начальник завода говорил, что установлены конвейеры из Липецка, а в сметах числились австрийские − разница в цене очевидна. Не учитывая, что уже что-то есть в наличии на объекте. Им выгодно больше потратить, чтоб больше потом поставить в тариф. Технические специалисты Спецзавода № 1 даже не скрывают, что на реконструкцию на самом деле требуется в разы меньше средств. Успешно могут быть применены отечественные разработки». Собеседник добавляет, что с введением новой схемы «мусорный тариф» для населения может повыситься примерно в семь раз.

Строительство, закупку оборудования и эксплуатацию объекта инвестор проводит по своему усмотрению. То есть край обоснованность закупок или работ не проверяет и, даже если цены будут завышенными, ничего сделать не сможет. По этому же соглашению, если концессионер что-то нарушит, чинить будет за свой счет − но для этого администрация края должна направить соответствующее требование в срок не более 10 календарных дней после обнаружения поломки. Устраняют же нарушение «в разумный, но в любом случае не менее чем 45 календарных дней» срок.

Деньги

Концессионная плата составляет по документу всего лишь 1000 рублей, ее край перечисляет один раз «в течение первого года эксплуатации объекта». Сумма символическая − как правило, рассчитывают ее исходя из рыночной стоимости объекта. И Спецзавод уж точно не стоит тысячу рублей.

Что важно, собственных денег у «инвесторов» - лишь 30% от заявленных 1,9 миллиарда. Еще 70% - кредиты. После заключения концессионного соглашения они начинают искать деньги − подавать в банки заявки на кредиты.

Выручка компании за обработку ТКО по документам должна составить от 382,64 миллиона рублей в 2020 году до 502 миллионов − в 2043 году. За захоронение − от 369,3 миллиона до 367,21 миллиона. Тариф концессионера уменьшится, если из бюджета придет безвозмездная субсидия.

Ранее VL.ru со ссылкой на директора Спецзавода № 1 Евгения Ширяева писал, что по Приморскому краю в год образуется 788 тысяч тонн отходов. Из них 200 тысяч тонн – это только Владивосток. По концессионному соглашению, минимальный гарантированный ежегодный объем загрузки объекта «в любой год срока его действия, начиная с первого года эксплуатации» равен 320 000 тонн ТКО. Из этого количества мусора (и переработки этого мусора) и рассчитывается доход концессионера. Выходит, что в самое ближайшее время − то есть за год − Владивосток должен существенно вырасти, а весь частный сектор, ремонтные компании и шиномонтажки обязаны взяться за ум и выкидывать мусор не в леса, а на полигон. Иначе либо краю придется возмещать недополученные концессионерам расходы из бюджета, либо населению края − из своих карманов, в качестве тарифа».

Отметим, что к 2023 году, судя по территориальной схеме по обращению с отходами, во Владивостоке, возможно, будут введены в строй также комплексы ТКО на острове Попова и полуострове Песчаном, что несколько уменьшит нагрузку на Спецзавод. И, очевидно, добавит бюджету рисков. Потому что недополученные доходы по договору компенсируются концессионеру субсидией из казны.

Кто такие

По данным ИАС Seldon.Basis, ООО «РИИР» − красноярское предприятие, основная деятельность которого − управление финансово-промышленными группами. Это микроорганизация (в штате меньше 15 сотрудников). Среди совладельцев компании − Юрий Туктаров. Юрист, совладелец также ООО «ТЭО» (концессионер в Тюменской области), ООО «Экология-Новосибирск» (концессионер в Новосибирской области) и еще нескольких компаний в разных регионах страны.

Уставной капитал компании − миллион рублей. В финансовой отчетности НДС, страховые взносы − по нулям. О доходах/расходах не сказано ни слова.

В Новосибирске, отметим, концессионер также попал в поле зрения СМИ. Долги компании-концессионера (с той же схемой и тем же учредителем) на конец 2015 года составляли 5,4 миллиона рублей. В апреле 2016 года − более 95,7 миллиона рублей. Там компания должна была вложить 6,5 миллиарда (тоже в основном кредитные), в перспективе могла заработать 121 миллиард. С минусом на счетах компания подписала соглашение − инвестора в местном правительстве побоялись отпускать. Прибыль там тоже гарантирована бюджетом. Вторсырье со свалок, которое пустили в переработку, коммерсанты продают на свое усмотрение.

Важно понимать, что, по федеральному закону о концессионных соглашениях, если инициатор один и он готов заключить договор на строительство или реконструкцию, то процедуру он проходит довольно формальную. По данным VL.ru, такая процедура в администрации Приморья уже запущена.


Последние новости

19:00, 18 августа 2019
Рубрика: Спорт
«Луч» крупно переиграл «Факел» во Владивостоке — 3:0
18:20, 18 августа 2019
Рубрика: Общество
Астрологический прогноз на понедельник
16:18, 18 августа 2019
Рубрика: Владивосток
На Луговой начали ремонтировать дорогу (ФОТО)

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта