Новости Владивосток

Для местных и без каршеринга: как работает рынок автоаренды во Владивостоке

Более 20 компаний представлены в Приморье на рынке автоаренды легкового транспорта, у каждой в среднем по 20-25 автомобилей. На FarPost.ru почти 1500 объявлений о сдаче автомобиля. VL.ru разбирался, какие машины сдают на день во Владивостоке и кто является основными клиентами таких компаний.

Рынок по сдаче авто внаем является более чем перспективным. По данным «Эксперт РА», ежегодный рост отечественного рынка проката авто в последнее время составляет 25-30%. Месячный объем рынка равен $2-4 млн. Основными клиентами этого бизнеса в России являются российские же путешественники. Приморье тоже уже несколько лет подряд входит в пятерку субъектов Федерации, куда направляются отечественные туристы за отдыхом и впечатлениями. По экспертным оценкам, в 2018 году край посетили около 5 миллионов человек. За последние три года турпоток вырос более чем в полтора раза. К нам приезжают в среднем на три-четыре дня (в Санкт-Петербург, к примеру, на неделю). Примерно ту же тенденцию прослеживают и приморские компании автоаренды, их клиенты берут машины в среднем на один-три дня. Эксперты рынка заметили, что к нам чаще всего приезжают из Москвы, Московской области, Новосибирска и наши соседи с Сахалина и Камчатки. Активизировались и жители Северной столицы. Сами приморцы иногда берут машину на день-два, а потом могут продлить аренду и на месяц.

Кому нужны «автомобили на день» и сколько это стоит

Приморье имеет свою специфику. В одном из самых автомобильных регионов России примерно 70% клиентов компаний по аренде автомобилей являются сами приморцы, и только 30% − приезжие туристы. Приморцы, которые берут машину в прокат, в основном говорят, что берут ее для решения повседневных личных дел – перевезти вещи, съездить в командировку в другой город, а также для замены собственного автомобиля на время ремонта.

Большая часть прокатчиков заявляет, что не работает с таксистами, сразу ставит такое условие и пытается вычислять подобных клиентов при разговоре. У таких компаний, например, аренда Honda Fit, Toyota Prius, Toyota Corolla (примерно 2009-2010 гг. выпуска) в среднем стоит 1200-1600 рублей в сутки. Кроссоверы идут по более высоким ценам, например, Nissan X-Trail, Маzda CX-5 по 2500-3000 рублей, в зависимости от года выпуска. Аренда внедорожника Toyota Land Cruiser 200 2016 года без водителя встанет в 10 000 рублей в сутки.

Но есть во Владивостоке и целый сегмент компаний, предлагающих автомобили именно как такси (аренда таких авто в диапазоне 800-900 рублей в сутки), их, скорее всего, предоставляют небольшие компании или предприниматели, аффилированные с таксопарками известных российских агрегаторов. Они даже располагаются недалеко от офисов такси во Владивостоке. Предлагают и сразу машины с «шашечками».

Как правило, условия у компаний на приморском рынке схожие − ОСАГО без ограничений, лимит ежедневного перемещения 250 км в сутки, чаще всего бесплатное предоставление детского сиденья и подача автомобиля в аэропорт за 1000-1500 рублей. Автоарендаторы поясняют, что стоимость аренды машины в сутки зависит от длительности. Для аренды на один-два дня – цена одна, трое суток-неделя − дешевле на 100-200 рублей в сутки, при аренде на месяц готовы поговорить об отдельном тарифе. Практически все компании готовы принять деньги и безналично через банковский терминал, установленный в офисе. Полученные штрафы оплачивает клиент, информацию о них могут отправлять в SMS или через WhatsApp. Дополнительно берется залог за автомобиль − обычно в размере 3000 рублей.

«Мы возвращаем залог ровно после того, как арендатор вернет нам машину, она должна быть чистой и иметь в баке ровно столько бензина, сколько в нем было на момент передачи автомобиля клиенту. Вопросы со штрафами решаем постфактум, сообщаем о них клиенту, как только к нам приходят уведомления. Если же арендатор вовремя его не оплатил, то едем в ГАИ и переписываем штраф на него на основании договора аренды», − объяснили в компании Joyrider.

Можно всех посмотреть?

По подсчетам компании Cherre-rentcar, больше всего приезжих клиентов из других регионов появляется летом, тогда соотношение местных и иногородних жителей сравнивается. В межсезонье и зимой машины берут в основном владивостокцы. Люди привыкли передвигаться за рулем в случае поломки собственного транспорта, и компании готовы оплачивать для своего сотрудника аренду автомобиля в командировке по краю.

«Чтобы отсечь таксистов, ставим препоны таким водителям, отслеживаем маршрут каждой машины через GPS, поэтому видим, куда она едет. В "топах" предпочтений клиентов Honda Fit, Toyota Prius и Subaru Forester, если не учитывать машины класса люкс», − рассказал менеджер владивостокской компании Cherre-rentcar.

«У нас достаточно большой автопарк, от малолитражек до джипов, − рассказывают в компании «Примавтопрокат», − но если говорить о топ-3 арендуемых авто, из малолитражек – это Honda Fit, Toyota Vitz, из машин повыше классом – Toyota Allion. Местные берут такие авто для повседневных личных нужд. Еще выше класс – Toyota Camry и вся линейка Lexus, их нашим клиентам часто оформляют в аренду организации, особенно если сотрудники приезжают в командировку из центра России. На ВЭФ заказывают машины определенного класса, и к ним предъявляют иные требования, чем обычно».

В приоритетном списке клиентов «Рента-Восток», одного из первых игроков на рынке транспортной аренды Приморья, − Hyundai Solaris, Kia Rio, Volkswagen Polo, Toyota Prado. А в феврале уже идет подготовка и бронь представительских автомобилей к ВЭФ. Кстати, именно в этот момент востребована услуга аренды авто с водителем.

«Большая часть нашего парка представительского класса, именно наши машины составляют основный автопул Восточного экономического форума, их заказывают заранее, как минимум за полгода. Сегодня мы видим, что нередко авто в аренду берут наши гости из Южной Кореи и Китая, с ними аренду обсуждаем на английском языке. Одно из самых востребованных авто нашего автопарка − Toyota Camry, но берут и Prius. Нередко клиентам надо и в Дальнереченск, и в Дальнегорск. Но поскольку автопарк новый, то и чек выше, поэтому основная масса пользователей арендованных автомобилей приезжие, их среди клиентов 70%, на местных жителей приходится 30%», − заметили в компании Alfa-car. Кстати, это фактически единственная фирма, которая предоставляет услуги каршеринга, то есть машины на час и более. По наблюдениям специалистов, на несколько часов клиенты нередко берут Mersedes и Toyota Prado. Достаточно часто арендаторы забирают машину сразу в аэропорту и затем целый день используют ее для поездок во Владивостоке.

Почасовая аренда: без перспектив

Рынок каршеринга активно развивается в Москве и Санкт-Петербурге, но большая часть приморских компаний такую услугу предлагать отказываются, не желая рисковать своим автопарком, отзываясь о каршеринге скептически. Во-первых, страховые компании и так работают с автопрокатом по повышенному коэффициенту. Кроме того, эксперты от автоаренды считают, что местный контингент не готов к этому роду услуг, их отношение к автомобилям на час-два оставляет желать лучшего. Многие именно из-за этого свойства предпочитают общаться с приезжими туристами. Ряд приморских компаний занимались каршерингом в начале 2000-х годов, но затем свернули его и сформировали предложения длительной аренды авто.

Проект производства электромобилей «Прометей» от ГК «Сумотори» как резидента ТОР «Надеждинский» для поставки владивостокским каршеринговым и логистическим компаниям, по информации VL.ru, пока тоже находится в разработке.

Автопарк за свой счет

Компании самостоятельно формируют свой автопарк, в очень редких случаях пользуясь услугами банков и других финансовых структур. Как сообщили корреспонденту VL.ru в одной из лизинговых компаний, взятые в лизинг и кредит автомобили почти не используются в автопрокате. Одно из объяснений этого − обязательное наличие полиса КАСКО для таких авто. Лизинговые компании должны проанализировать субарендатора – другую компанию в отношении ее чистоплотности и других рисков.

Клиента «карбукинговой» компании такому испытанию подвергнуть сложно, он каждый раз новый, со своим набором качеств и опытом вождения. Более того, по опыту лизинговых компаний, даже страховка КАСКО не всегда покрывает ущерб, нанесенный во время автоаварии. Такой полис дорого стоит для арендодателей, и в подавляющем числе случаев они игнорируют КАСКО. Вся ответственность за ущерб автомобилю ложится на плечи арендатора.

В компании «АльфаСтрахование» пояснили, что не страхуют бизнес автоаренды по КАСКО, так как не понимают финального водителя, а значит, и не могут рассчитать честный и справедливый тариф. Для «Ингосстраха» эта тема также не интересна.

Не брать автомобили в лизинг – такой линии придерживаются и арендодатели авто – небольшие частные компании. Как пояснил VL.ru один из владельцев подобного бизнеса Алексей, лизинг для авто в аренду у нас не идет, так как он по сути своей создан для новых автомобилей, которые на нашем рынке у дилеров представлены европейскими или российскими производителями. Такие марки у арендодателей не популярны и дороги сами по себе. Подобные схемы могут позволить себе крупные компании, ориентированные на сдачу в аренду автомобилей VIP-класса и новых автомобилей. Разумеется, и стоимость аренды таких машин на порядок выше. Как правило, крупные арендодатели при наличии хорошего капитала везут из Японии и Кореи машины достаточно свежих лет выпуска сами, это выходит дешевле, чем оформление в лизинг.

Продавцы с «Зеленого угла» иногда тоже вынужденно становятся арендодателями своего автопарка. «Бывает, машина "зависла", не может найти своего покупателя, а то и была бита, а потом ее еще и восстановили криво, тогда прямой путь для такого авто – аренда. Через полтора-два года все машины, которые были в аренде, можно продать по цене чуть ниже рыночной. И вся маржа при сдаче такой "ласточки" приходит потом, уже после ее продажи. Пока она катается, "вывозит" себя и свое содержание и чуть-чуть греет хозяина. Продажа после такой эксплуатации – это чистые сливки в карман. В итоге через полтора года машина себя полностью окупает», – поделился своим опытом с корреспондентом VL.ru Андрей, один из продавцов с «Зеленого угла».

Яна Мальцева


Загружаем комментарии...

Полная версия сайта