Новости Владивосток

«Нет такого греха, что я бы не слышал»: отец Мирон Эффинг — об исповедях, отношениях с православными и католицизме в Приморье (ИНТЕРВЬЮ)

Святой отец в миру – Мирон Эффинг. Он переехал в Приморье из США в 1991 году и стал настоятелем католического прихода Пресвятой Богородицы. Уроженец штата Индиана в преддверии католического Рождества рассказал корреспондентам VL.ru о натянутых отношениях с приморской епархией, репрессированных при социализме католиках, секретах исповеди, новогодних елках и жизни в России.

О жизни и религии в Приморье


Отец Мирон оказался приветливым пожилым священником, с лица которого не сходит улыбка. Он встретил нас в небольшой комнате, набитой литературой и бумагами, в одном из административных зданий прихода. Видимо, помещение служит настоятелю офисом. На чистом русском языке с небольшим акцентом он поприветствовал нас...


— Вы живете во Владивостоке уже больше 20 лет. И наверняка бываете не только в церкви: ходите по сторонним делам, заглядываете в магазины. Учитывая сложную историю нашего государства, как вам кажется, жители Владивостока православные или атеисты?

— Я думаю, они православные по убеждениям, хотя мало посещают храм. Но это уже культура. Большинство людей думают о себе как о православных. Потому что, во-первых, большинство – русские, а во-вторых, это традиция стольких лет... Я иногда сомневаюсь, что люди понимают, что такое христианство вообще. И думаю, если бы поняли, больше бы посещали храмов. Атеизм я не особенно вижу, мало людей-атеистов.

В общем, человеку свойственно понимать, что есть Бог, есть что-то выше. А узнать, кто это такой, требует времени, усилий.

— В возрасте 51 года вы переехали во Владивосток, не было страшно?

— Нет. Знаете почему? Мой отец работал на фабрике, где строили крылья для советских самолетов во время войны. Я всегда интересовался Россией, журнал USSR выписывал. Мне по душе понятно, я люблю Россию. Мы союзники были, очень помогли, я думаю. Конечно, Россия больше всего страдала, но Америка старалась помогать.

— Вы переехали в 90-х. Как восприняли новость о том, что СССР превратился в РФ?

— Я не занимаюсь политикой, мне неважно, как называется страна. Что важно мне – свобода религии появилась.

— В 90-е появились в Приморье не только католики, но и различные секты, в том числе христианские…

— Был вакуум, поэтому разные секты приехали. Жалко, конечно. Но я думаю, что россияне – образованные люди, потихонечку узнают, где правда, а где нет. Сначала в городе кришнаиты появились. Как они оказались первыми, я, кстати, не понял. Помню, первыми зарегистрировались мормоны (они предоставили приморским чиновникам три недели отпуска в Америке), а остальные религии не могли этого сделать.

Ни мормоны, ни «Свидетели Иеговы» (запрещенная в РФ экстремистская организация) – не христиане. Есть три пункта – христиане верят в Троицу (Отец, Сын, Святой дух), в воплощение слова и в то, что Иисус искупил наши грехи на кресте для нашего спасения. Ни мормоны, ни «свидетели» ни в один из этих пунктов не верят. А баптисты – христиане, лютеране – христиане, католики – христиане, также пресвитериане, православные. Может быть, мы не согласны в мелких деталях, но эти три вещи нас объединяют.

О православии и политике

— Все-таки в чем основополагающие отличия католицизма от православия?

— По доктрине – мы практически то же самое. Мы верим от первого десятилетия в одно и то же. Отличия в культуре. Мы, католики, – западные, а православие – от Константинополя, это восточная культура.

Когда я встречаюсь с православным, я принимаю его, как брата, ведь мы оба христиане. Но иногда православные считают, что христиане только они, а другие – нет. Есть даже священники, которые называют нас сектантами.

Католицизм, как и православие, от самого Христа. Мы были вместе тысячу лет. В 2064 году будет тысячелетие с нашего разделения, это очень печальная дата. Но в 2033-м будет 2000 лет со дня спасения человечества – смерти Иисуса на кресте. Разве мы не могли бы постараться отпраздновать это вместе?

— А с местным представителем православия – митрополитом Вениамином вы общаетесь?

— Первый раз, когда он оказался в городе, то уже с поезда ругался со своими священниками, которые имели отношения с нами. Мы его понимаем, признаем, уважаем, но хотелось бы лучших отношений.

До этого здесь был епископ Николай (архиепископ Владивостокский и Приморский с 31 января 1991 до 12 августа 1992-го). Очень хорошие отношения с ним были.

— И праздник Пасхи вы никогда вместе не проводите?

— С Николаем было, а у Вениамина… Мы не хотим его огорчать, пусть живет, как хочет. Если не хочет нас видеть – пусть не видит. Но, конечно, жалко. Молодые священники говорят – подождите, еще будет изменение.

Молодые, кстати, мыслят по-другому. Например, недавно был на похоронах в крематории, там два православных священника были – они с радостью сказали: «О, вы – отец Мирон!» Нормальные отношения, так и должно быть. Мы все христиане.

— Сейчас в РПЦ очень непростая ситуация с автокефалией украинской церкви. Что вы об этом думаете?

— Это проблема православной церкви, лучше мне не вмешиваться. Конечно, очень хотелось бы, чтобы эта проблема на Украине решилась. Не просто в церкви, но и в государстве… Это как, я не знаю, как называется, когда боль вытекает, как рана… Вот Украина. Мне больно.

Я политикой, конечно, не занимаюсь. Но католиков и на Украине тоже много. Я не хочу вмешиваться, но я не вижу, что они стараются помогать решать вопросы.

— У нас сейчас есть закон об оскорблении чувств верующих. Ваши чувства можно оскорбить?

— Я думаю, нет. На самом деле речь идет об оскорблении веры: против церкви, против евреев, против мусульман.

— А вас лично оскорбляет, когда кто-то постит в социальных сетях шутки на религиозные темы?

— Я не смотрю это. И не думаю об этом. Я слышал, что против Мухаммеда есть какие-то картины. С мусульманством в современном мире есть проблемы. Слава богу, здесь, в России, мирный народ, а есть места в мире, где страшно. Христиане страдают от них.

— А телевизор смотрите?

— Да, люблю смотреть телевизор вечером, в 9 или 10 часов. И, конечно, ясно, что иногда есть «фейк ньюс». В Америке те же самые «фейк ньюс». Думаю, народу становится понятно, где фейк, а где настоящие новости. Но что мне нравится больше в российских новостях – ваши репортеры, они на месте. Если речь идет о Сирии – там человек в Сирии. А в Америке нет – смотришь CNN, ничего не видишь с места событий. Американцы поэтому не знают, что происходит на самом деле, например, на Украине. А вы видите, где бомбы взрываются, где здания рушатся.

— Должно ли государство вмешиваться в дела религии?

— В Америке это в Конституции прописано: конгресс не может принимать никаких законов по поводу религии. Но в России этого нет. Поэтому Дума уже сделала выбор насчет пяти официальных религий. Нам надо жить с этим. Я всегда говорил, что государство должно защищать храмы и верующих, как и всех остальных граждан. Советский Союз этого не делал – взрывали церкви и так далее. Поэтому пусть государство их строит заново, это справедливо. Но вмешиваться политики в религию не должны. 

О приходе и храме


После беседы в «офисе» отца Мирона мы попросили его провести небольшую экскурсию по храму. И здесь все не так, как в православных. Помещение выглядит более светлым, аскетичным, нет ни позолоты, ни обилия икон. Здесь неважно – с покрытой ты головой, в юбке или в брюках. А в храме установлены скамейки и даже специальные деревянные приспособления, чтобы было удобно молиться на коленях.


— Какие люди ходят в ваш храм?

— Католики! (Смеется.) А вот, кстати, когда я только приехал, я бы ответил – «наши прихожане», так как были люди интересующиеся. Большинство – пожилые, которые помнили веру их родителей. Потихонечку эти люди умерли, приход чуть меньше стал. Мне кажется, трудно людям среднего возраста верить в Бога, потому что они были атеистами – им просто пришлось жить в этом (во времена СССР).

Сейчас мы видим, молодежь начинает больше думать о вере – для нас это очень приятно. Служба обычно на русском, но мы начали проводить и на английском. Во Владивостоке сейчас много студентов из разных частей мира, многие из них – католики. Все больше иностранцев у нас появляется. И мы говорим с ними по-английски, по-русски, по-вьетнамски, по-испански.

— И сколько у вас прихожан?

— Официально численность прихода – 500 человек, примерно на одном уровне держится последние годы. Людей много уезжают – в Петербург, Москву. Мы теряем население, хотя и прибытие наблюдается. Есть в Уссурийске наш приход, в Арсеньеве, в Находке наш священник (он из Индии) – там новая красивая церковь строится. В Лесозаводском приходе я – настоятель, езжу. По краю, может, еще 200 человек.


Тем временем мы проходим дальше по храму. В нем, оказывается, есть и детская комната, рядом – туалет. На другой стороне – исповедальня. Она оборудована по всем современным технологиям – снаружи огоньки «свободно» или «занято», внутри – звукоизоляция.


 Много, наверное, грехов слышали в своей жизни?

— Думаю, нет такого греха, что человек совершил, который я бы не слышал. Все люди грешат, но не особенно тяжко, слава богу. Самое страшное – аборт. Девушки плачут и плачут. Конечно, это боль.


Церковь внутри выглядит шикарно, но если присмотреться, на стенах заметны небольшие трещины. Отец Мирон поясняет – это последствия ремонта, сделанного 20 лет назад. А все, что вековой давности, – стоит без трещин. Мы подходим к часовне памяти владивостокских мучеников. Настоятель вспоминает сталинские репрессии...


— Они (мученики) были арестованы в 1937 году и расстреляны. Это последняя группа прихожан, они собирались молиться вместе, дома. Епископ еще был в 1923-м арестован. Получается, сколько лет не было священников, не было службы, а прихожане молились. Это во Владивостоке, где корпус на Суханова, примерно там были расстреляны...

Здесь, в часовне, проходят уроки для тех, кто готовится на крещение. Мы не крестим без уроков, чтобы люди знали, что это такое. Обычно вместе с учебным годом начинаем в сентябре, и обучение проходит до Пасхи. Каждое воскресенье после мессы – уроки. Детей крестим без уроков, но не любого ребенка, должны быть родители верующие.

— Какие планы на следующий год?

— Органные концерты продолжатся – известные наши органисты выступают, которые приезжают со всего мира. Очень хотим работать с нашими студентами, развитие должно быть. Около ДВФУ на Русском, может, получим какое-то здание – далеко студентам сюда ездить.

Недавно сделали маленький, но очень интересный проект. Мы собрали номера от прихожан, рассылаем СМС – сообщаем время службы, о предстоящих праздниках.

В храме надо делать ремонт. У нас есть еще мелкие проекты.

— Наступает Рождество…

— Как обычно, украсим храм, пройдут службы, дети прихожан покажут сценку, поставим елку... Знаете, почему елка используется на Рождество? Это ведь не новогоднее дело. Это коммунисты сделали ее новогодней. Весь мир ставит елки на Рождество, потому что рождался ребенок и рождалось дерево. И они вместе будут пригвождены. Речь идет о распятии – вы делаете его красивым, вы благодарны, что оно будет способствовать вашему спасению через смерть Иисуса на нем.

Анастасия Ярошенко (текст), Антон Балашов (фото).


Отец Мирон 27 лет живет в Приморье — newsvl.ru Священник переехал сюда из США — newsvl.ru Католический храм выглядит величественно и строго — newsvl.ru Он был построен больше сотни лет назад — newsvl.ru Внутри все выглядит достаточно лаконично — newsvl.ru Здесь часто играют органные концерты — newsvl.ru Во время службы можно сидеть — newsvl.ru Витражные окна характерны именно для католических храмов — newsvl.ru Витражи относительно свежие, 20-летней давности — newsvl.ru Здесь пришлось делать большой ремонт — newsvl.ru В советские времена здесь был Государственный архив Приморского края — newsvl.ru Лишь в 1993 году здание было возвращено католическому приходу — newsvl.ru С 1992 года в приходе служат священники из США: настоятель Мирон Эффинг и викарий Даниил Маурер — newsvl.ru Только в 2010 году реконструкция была завершена — newsvl.ru Проект выполнил владивостокский архитектор Павел Мамонов — newsvl.ru Пожертвования — по желанию — newsvl.ru Хоругви прикрыты — newsvl.ru Здесь выставлены архивные фотографии, предметы — newsvl.ru Можно восстановить историю прихода — newsvl.ru В исповедальне можно спрятаться за шторкой, а можно и открыто поведать о грехах — newsvl.ru Здесь шумоизоляция, никто не подслушает чужие грехи — newsvl.ru В этом помещении священники переоблачаются — newsvl.ru Сборники песен и молитв порядочно потерты — newsvl.ru Детская комната позволяет родителям спокойно молиться — newsvl.ru Отец Мирон заходит в часовню владивостокских мучеников — newsvl.ru Этих мужчин расстреляли за то, что они продолжали молиться дома, несмотря на закрытие прихода — newsvl.ru В часовне проходят обучение те, кто готовится к крещению — newsvl.ru Эта икона была написана украинским грекокатоликом специально для владивостокского храма — newsvl.ru Знаменитая «Тайная вечеря» — newsvl.ru Все иконы выполнены в разных стилях — newsvl.ru Какие-то изображения можно приобрести и себе — newsvl.ru Для этого в храме открыта специальная лавка — newsvl.ru Начинается служба… — newsvl.ru Здесь церковные служители с разных концов планеты — newsvl.ru Отец Мирон ответил на все вопросы журналистов — newsvl.ru
Отец Мирон 27 лет живет в Приморье — newsvl.ru Священник переехал сюда из США — newsvl.ru Католический храм выглядит величественно и строго — newsvl.ru Он был построен больше сотни лет назад — newsvl.ru Внутри все выглядит достаточно лаконично — newsvl.ru Здесь часто играют органные концерты — newsvl.ru Во время службы можно сидеть — newsvl.ru Витражные окна характерны именно для католических храмов — newsvl.ru Витражи относительно свежие, 20-летней давности — newsvl.ru Здесь пришлось делать большой ремонт — newsvl.ru В советские времена здесь был Государственный архив Приморского края — newsvl.ru Лишь в 1993 году здание было возвращено католическому приходу — newsvl.ru С 1992 года в приходе служат священники из США: настоятель Мирон Эффинг и викарий Даниил Маурер — newsvl.ru Только в 2010 году реконструкция была завершена — newsvl.ru Проект выполнил владивостокский архитектор Павел Мамонов — newsvl.ru Пожертвования — по желанию — newsvl.ru Хоругви прикрыты — newsvl.ru Здесь выставлены архивные фотографии, предметы — newsvl.ru Можно восстановить историю прихода — newsvl.ru В исповедальне можно спрятаться за шторкой, а можно и открыто поведать о грехах — newsvl.ru Здесь шумоизоляция, никто не подслушает чужие грехи — newsvl.ru В этом помещении священники переоблачаются — newsvl.ru Сборники песен и молитв порядочно потерты — newsvl.ru Детская комната позволяет родителям спокойно молиться — newsvl.ru Отец Мирон заходит в часовню владивостокских мучеников — newsvl.ru Этих мужчин расстреляли за то, что они продолжали молиться дома, несмотря на закрытие прихода — newsvl.ru В часовне проходят обучение те, кто готовится к крещению — newsvl.ru Эта икона была написана украинским грекокатоликом специально для владивостокского храма — newsvl.ru Знаменитая «Тайная вечеря» — newsvl.ru Все иконы выполнены в разных стилях — newsvl.ru Какие-то изображения можно приобрести и себе — newsvl.ru Для этого в храме открыта специальная лавка — newsvl.ru Начинается служба… — newsvl.ru Здесь церковные служители с разных концов планеты — newsvl.ru Отец Мирон ответил на все вопросы журналистов — newsvl.ru

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта