Новости Владивосток

Реальный результат Кожемяко на выборах в Приморье – 46-47% — электоральный эксперт

Врио губернатора Приморского края Олег Кожемяко победил в первом туре повторных выборов, набрав, по предварительным данным, почти 62% голосов. Кандидат от ЛДПР Андрей Андрейченко получил 25,2%, Алексей Тимченко (Партия РОСТа) – 5,2%, Роза Чемерис (партия «За женщин России») – 3,8%. Эксперты отмечают местами аномальную явку, ослабленное наблюдение и чрезмерную мобилизацию федерального ресурса в ходе предвыборной кампании, пишут «Ведомости».

Явка избирателей, по данным на 18:00, составила 39,6% – на 13% больше, чем в первом туре выборов 9 сентября. Электоральный эксперт Сергей Шпилькин опубликовал в Facebоok свой анализ, придя к выводу, что самые заметные аномалии явки имели место в Артеме, Уссурийске, Спасске-Дальнем и Находке. В сентябре коммунисты жаловались на переписывание протоколов именно в Артеме, Уссурийске и Находке. Обобщив данные с 1430 участков, Шпилькин оценил реальный результат Кожемяко в 46–47%, а явку – в 37%.

Член Центризбиркома Евгений Шевченко заявил, что повторные выборы в Приморье прошли «организованно, без эксцессов, в строгом соответствии с законом», а избиратели голосовали активнее, чем в сентябре. Одно из редких нарушений – задержание во Владивостоке мужчины по подозрению в скупке голосов избирателей: он был оштрафован на 20 000 рублей.

Эксперты «Голоса» посетовали на ослабленный контроль за выборами из-за отказа почти всех кандидатов в выдаче направлений независимым наблюдателям и отсутствия наблюдателей от КПРФ, которая осенью закрывала почти все участки. По словам координатора «Голоса» в Приморье Андрея Гусева, на 1500 участков был всего 21 независимый наблюдатель – «капля в море»: «Направления "Голосу" выдал только штаб Кожемяко, в основном наши наблюдатели были во Владивостоке, по одному – в Артеме и Находке. Остальные кандидаты сослались на стопроцентное покрытие [участков] наблюдателями, но это не так». Была мобилизация бюджетников, стало больше временных участков, отмечает сопредседатель «Голоса» Григорий Мельконьянц: «Было ослабленное наблюдение, поэтому сложно говорить о количестве реальных нарушений. Контроль был слабый, и это было намеренно». Проблема этой кампании – в недопуске популярного кандидата, который по сути выиграл осенние выборы, добавляет Мельконьянц: «Это серьезный удар по репутации выборов и легитимности избранного кандидата».

Кожемяко в ходе кампании было разрешено «отстроиться» от Москвы, он критиковал многие федеральные инициативы. Мобилизации как таковой не было, поскольку никто не хотел собирать лишних голосов, на явку сработало то, что для региона это четвертая кампания за год и народ был разогрет, говорит близкий к Кремлю политтехнолог Андрей Колядин, работавший в Приморье с оппонентами Кожемяко: «Понятно, что федеральный центр помогал Кожемяко, но он исполнял все данные обещания. Его конкурентов знали лучше, чем Ищенко на старте первых выборов. Они не были статистами, я работал с ними в ежедневном режиме. Всегда во время выборов есть межэлитные договоренности, и в данном случае соперники мордой в грязь не ложились». Есть риск, что модель этой кампании будут использовать и другие губернаторы, если почувствуют, что электоральная среда не откликается на их порывы, и это может привести к появлению идей суверенитета, допускает эксперт: «Но будет это или нет, пока неизвестно».

Кожемяко удалось достучаться до приморцев за счет ряда эффектных социальных проектов, активной работы с местным патриотизмом и демонстрации своей лоббистской эффективности, считает руководитель ИСЭПИ Дмитрий Бадовский: «Это позволило поднять именно "лояльную явку", тем более что части населения уже хотелось завершить избирательный марафон». С другой стороны, протестная мобилизация оказалась в значимой степени размыта – и не только из-за отсутствия Ищенко, но еще и потому, что он не смог сформулировать для протестного избирателя внятной стратегии участия в повторных выборах, добавляет эксперт. По словам политолога Виталия Иванова, ради избрания Кожемяко федеральный ресурс был мобилизован в невиданном прежде объеме: «С 2012 г. ни на одну региональную кампанию не тратили столько сил и времени, хотя выбирали всего-навсего губернатора одной из 85 территорий. Очевидна несоразмерность затрат – «Жигули» купили по цене Bentley. Про кампании оппонентов Кожемяко говорить нечего из-за их отсутствия».


VL.ru вел текстовую онлайн-трансляцию с избирательных участков и следил за подсчетом голосов.


Загружаем комментарии...

Полная версия сайта