Новости Владивосток

Правительство пообещало зафиксировать оптовую цену на топливо, но ситуацию на приморских АЗС это не исправит — эксперт

Затяжной кризис на российском рынке нефтепродуктов заставил правительство принять решение о фиксировании оптовых цен на бензин и дизельное топливо. Для каждого региона установлен индикативный уровень мелкооптовых цен (ИУЦ), при этом за отклонениями свыше 4% должны будут следить ФАС и ФНС. По мнению эксперта, принятые меры не смогут существенно сдержать рост цен из-за монополизированности рынка и сложности контроля со стороны проверяющих органов.

По итогам совещания у вице-премьера Дмитрия Козака от 31 октября, фиксация цен на бензины АИ-92 и АИ-95 и дизтопливо продлится до 31 марта 2019 года. Речь идет о цене, по которой мелкие и средние сети АЗС закупают топливо у оптовиков. Дополнительная наценка может быть еще на самой заправке.

Так, для Приморского края цена тонны АИ-92 у оптовиков составит 53 557 рублей (39,36 за литр), АИ-95 – 53 913 (40,44 за литр), ДТ – 51 083 (43,9 (зимний) или 42,9 (летний) за литр). По данным «Коммерсанта», нефтекомпании должны будут не превышать ИУЦ при продажах с нефтебаз, иначе им грозят заградительными пошлинами на экспорт нефтепродуктов.

ФНС и ФАС поручили проводить внеплановые проверки независимых продавцов, превышающих индикативные цены более чем на 4% (меньше – можно). Крупные нефтекомпании, держащие цены на АЗС, продолжат делать это до конца года. С января 2019 года они смогут поднять цены не выше чем на 1,7% (отражение роста НДС с 18% до 20%), а с 1 февраля – и далее, но исходя из равномерного роста до конца года и не быстрее прогнозной инфляции (4%).

Отметим, что после подписания соглашения между правительством и нефтяниками 31 октября оптовые цены на Санкт-Петербургской сырьевой бирже снизились почти на 3%. 1 ноября стоимость бензина марки АИ-92 упала на 2,46% – за тонну давали 48 234 рубля. Цена АИ-95 уменьшилась на 4,47% – до 51 003 рублей за тонну. На 2,99% подешевело и зимнее дизельное топливо – за тонну предлагали 56 847 рублей.

«В рыночных условиях принятые меры не будут особо эффективны, – уверен доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента ВГУЭС Александр Латкин. – Уже сейчас есть небольшой рост: за последние две недели цена 92-го бензина с 41 рубля поднялась до 43,5. По новым правилам оптовая цена самого ходового 92-го бензина составит около 39,5 рубля за литр. Однако в итоге розничные цены будут выше процентов на 20. Думаю, к концу года в любом случае будет 48 рублей, а в начале 2019-го цена перешагнет отметку в 50 рублей».

По мнению Александра Павловича, нынешний затяжной кризис на российском нефтяном рынке обусловлен высокой монополизацией отрасли и увеличением стоимости добычи. При этом обеспечить должный контроль за ценами будет проблематично.

«Российский рынок страшно монополизирован, такого почти нигде в мире больше нет, – отмечает Александр Латкин. – Когда говорят, что в США бензин дорогой, это не совсем верно. На самом деле цены там разные, в зависимости от штата. Именно потому, что в США нет такой огромной монополизации отрасли. Если бы у нас на Дальнем Востоке было бы несколько десятков игроков, они были бы вынуждены думать, где закупать нефть или бензин. Например, можно было бы сделать закупку на Аляске, там сейчас очень большие объемы добываются. И привезти пароходом за несколько суток во Владивосток. Но, естественно, в нынешних условиях его никуда не пустят.

Не стоит забывать, что себестоимость производства растет – старые доступные нефтяные месторождения вырабатывают свой ресурс. Сейчас нефть добывается на больших глубинах и стоит дороже. При этом компаниям сейчас выгоднее продавать за рубеж, на внешнем рынке компании смогут заработать больше, чем на внутреннем. Также я сомневаюсь, что в условиях нашей страны контролирующие органы будут следить за этими фиксированными ценами эффективно – для этого необходимо постоянно мониторить все сотни заправок в Приморском крае».

Отметим, что рост цен в следующем году может вызвать и увеличение акцизов на топливо. В конце октября депутаты Госдумы обратились к правительству с просьбой не повышать акцизы в 2019 году, так как это «прямой рикошет на все розничные цены», однако решение пока не принято.

Пока что планируется, что акцизы на бензин вырастут с 1 января 2019 года. На бензин их размер составит 12 374 рубля за тонну (было 8213 рублей), дизтопливо будет стоить 8541 рубль за тонну (было 5665 рублей). Счетная палата также считает, что повышение акцизов может привести к новому резкому скачку цен. По информации ТАСС, повышение ставок акцизов будет компенсироваться за счет демпфирующего элемента обратного акциза, возвращающего нефтяникам часть упущенной прибыли от экспорта.


Загружаем комментарии...

Полная версия сайта