Новости Владивосток

Регоператор не вывезет: «Спецзавод» просит увеличить норматив накопления мусора, чтобы не обанкротиться

Чтобы Владивосток не погряз в мусоре, в городе надо менять норматив накопления ТБО. Он и так немаленький, но во всей стране вдвое больше, а если сейчас не поднять, то «Спецзавод № 1», который стал региональным оператором по обращению с твердыми бытовыми отходами, просто не справится со своей работой.

Но норматив – полбеды. Перевозчики уже сейчас задают неудобные вопросы: тариф маленький, рассчитывается поздно, а у регоператора даже банковской гарантии нет – то есть в случае банкротства на дно пойдут все. Масла в огонь подливают представители районов: проблемы с частным сектором, с островными территориями, стихийными свалками. Все это обсуждали на комитете по городскому хозяйству Думы Владивостока 1 ноября.

Норматив и тариф

Норматив накопления твердых коммунальных отходов в Приморье, утвержденный департаментом природных ресурсов, – 172 кг на 1 жителя в год или 0,9 кубометров на одного жителя многоквартирного дома в год. Это с учетом крупногабаритного мусора.

«С нашей точки зрения этот норматив существенно занижен. Мы в рамках корректировки территориальной схемы провели повторные измерения нормативов в шести муниципальных округах. Отклонения по весу – в 1,5 раза больше. Эти данные мы отправляли в департамент природных ресурсов, проводили заседания, получили ряд официальных экспертных оценок, – говорит советник вице-губернатора Гагика Захаряна по развитию отрасли по обращению с отходами, советник руководителя «Спецзавода» Сергей Лазарев. – Это крайне важный аспект, потому что норматив накопления влияет на поступающие региональному оператору доходы. Если он не будет изменен, мы рискуем во Владивостоке недополучить серьезную сумму – около 255 миллионов рублей в год. Это может привести к проблемам в деятельности регионального оператора: неплатежеспособности по оплате вывоза и захоронения отходов».

По существующему нормативу (который старый и маленький) жители многоквартирных домов будут платить 79 рублей в месяц на человека. Но если утвердят новый норматив, то каждый приморец будет платить около 110-115 рублей в месяц.

«К сожалению, у нас норматив утвержден с привязкой к человеку, без привязки к квадратным метрам. Федеральное законодательство позволяет делать расчет платежа как на каждого гражданина, так и на площадь, – говорит Лазарев. – Почему-то департамент природных ресурсов нас ограничивает в этом. Сегодня платеж составляет около 4,3 рубля за квадратный метр. Норматив может вырасти не более чем до 5,4 рубля».

Зачем повышать норматив

При существующем городском тарифе только с многоквартирных домов Владивостока (за 12,8 миллиона квадратных метров жилья) взимается 660 миллионов рублей за сбор и вывоз мусора, подсчитал начальник управления содержания жилфонда администрации Владивостока Григорий Пейхвассер. И это без частного сектора и коммерческих учреждений. А с новым нормативом сумма будет меньше – 593 миллиона с многоквартирных домов. Сергей Лазарев уверяет: на суммы контрактов для перевозчиков это не повлияет. Норматив влияет только на собираемость денег региональным оператором. При этом, кстати, по стране норматив вдвое выше.

«Даже при существующем тарифе город дотирует «Спецзавод» – около 80 миллионов в год, – замечает председатель комитета по городскому хозяйству Думы Наталья Войновская. – Плюс сейчас мы добавляем еще 60 миллионов. Так что же? Новый норматив ведет предприятие прямо к банкротству? Получается, закладываются заведомо экономически необоснованные расчеты с колоссальными убытками. А кто их будет покрывать? Мы делаем предприятие нерентабельным, потому что департаменты между собой договориться не могут?»

«Департамент заказал работу по измерению норматива. Это был аукцион. Компания провела измерения, предоставила в департамент, который их принял. Вот как-то так, – объясняет Сергей Лазарев. – В рамках корректировки территориальной схемы были проведены повторные измерения, в них, повторюсь, участвовали шесть муниципалитетов. Мы увидели, что норматив должен быть выше в 1,5 раза по весу, по кубометрам – больше, чем вдвое. Соответственно, был принят неправильный коэффициент пересчета тонн в «кубы» и обратно. Впервые мы об этом докладывали в июне, в августе были проведены замеры, в первых числах сентября новый расчет по нормативам поступил в департамент природных ресурсов. В октябре сделаны экспертные оценки о том, что наш норматив сильно занижен».

Депутат Николай Голояд с удивлением спросил: «А что это за эксперты, которые не могут перевести тонны в «кубы»? Как это проверяет департамент вообще?» Вопрос, правда, остался без ответа, докладчиков от порицаемого департамента природных ресурсов на совещании не было.

Ио начальника городского управления окружающей среды и природопользования Сергей Козлов дополняет: «Если не повысить норматив, это чревато не только недополучением денег и банкротством предприятия, но и тем, что в соответствии с технологическими решениями, отраженными в территориальной схеме обращения с отходами, строительство новых объектов, создание инфраструктуры делалось из расчета объема образования отходов».

Куда вывозят мусор

Еще одна проблема регоператора – не утвержденная новая территориальная схема по обращению с отходами. Старая, говорит Сергей Лазарев, не соответствует реальной картине. В ней нет достоверной информации о местах сбора и накопления отходов, маршрутах их вывоза. 1 ноября департамент природных ресурсов должен был утвердить новую схему, но слегка опоздал. «Тем не менее региональный оператор планирует не позднее 9 ноября приступить к расторговке, чтобы успеть до конца года и 1 января приступить к своей работе», – отмечает спикер.

«Спецзавод № 1» – не только оператор по обращению с ТБО. Он же – оператор по захоронению отходов. Первая карта полигона свои возможности исчерпала, 15 ноября прекратит работу. В июле краевые власти экстренно заказали проектирование и возвели временную площадку по накоплению отходов. Хватит ее на 30 месяцев. Сейчас проектируется третья карта полигона. Планировалось, что ее построят раньше, чем исчерпает себя временная площадка.

Правда, расчеты проводились до закрытия мусоросжигательного завода, который уничтожал около 30% отходов. И сегодня дополнительный поток мусора вывозится на полигон «Холмистое». Сейчас край срочно обустраивает временную площадку № 2, чтобы протянуть до введения основной карты полигона и модернизации сортировочной линии, замороженной в 2017 году.

Сейчас региональный оператор должен заключать контракты на вывоз мусора. И Владивосток по дорожной карте пока что – один лот. По новой территориальной схеме аукционы можно будет проводить по каждому району, какой-то даже разделить. Это оптимально еще и потому, что большие контракты часто вызывают вопросы у антимонопольщиков.

В городе около 15 компаний по вывозу мусора. Не все они соответствуют требованиям федерального законодательства по охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическим показателям. Но крупные компании могут брать субподряд, только более мелким придется устранить нарушения и у себя. Другое дело, что субподряд и увеличение цепочки – это всегда опасно.

Что говорят перевозчики

С перевозчиками мусора рассчитываются по факту – после весового контроля на полигоне. Возникает вопрос: с населения сейчас будут собирать меньше, чем надо. Получат ли свои деньги бизнесмены? И если нет, к чему это приведет?

«Мы говорим о серьезных проблемах. Можно даже говорить о коллапсе. Думаю, что ситуация нормализуется, все департаменты об этой проблеме знают», – говорит Лазарев.

Дело, однако, в том, что перевозчики решительно не понимают, за какие деньги им предложат работать. «Задавали мы примерно на каждом заседании по пять раз этот вопрос – ответа нет», – говорит гендиректор компании «Чистый город» Дмитрий Курилов.

Кроме того, бизнес пугают сроки оплаты: деньги за январь можно получить в конце марта – апреле. Кто будет платить сотрудникам и заправлять машины, решительно непонятно. «А вы знаете, что у «Спецзавода» сейчас отсутствует банковская гарантия? – добавляет Курилов. – По закону после подписания соглашения с краевым департаментом они должны через месяц такой документ предоставить. Но его не предоставили. Это – серьезное нарушение. Почему не предоставили? Отрицательный баланс на счетах. Если они с нами не рассчитаются и уйдут в банкротство, то они всех перевозчиков утянут за собой. А у нас работники, у них – семьи, дети. Если не готова система – может, взять время на урегулирование всех этих вопросов?»

Причем эти проблемы никто не отрицает. Квитанции региональный оператор может выставить только через 40 дней после начала вывоза мусора. Поэтому и перевозчиков толкают в эту яму. «Тогда и в бюджете «Спецзавода» эти деньги должны появиться хотя бы на начальном этапе», – констатирует Лазарев. Сумму при этом уже высчитали.

Директор «Экологической транспортной компании» Григорий Догадайло отмечает, что, судя по отчетам налоговой инспекции о выручке всех компаний-перевозчиков за 2017 год, для их выживания нужно около 88 миллионов рублей. «Если вы готовы платить эти деньги, компании останутся. Но только в тех объемах, которые осваивают сегодня. Если туда включить все несанкционированные свалки, которые убирают сегодня другие, в том числе муниципальные, компании, вам денег не хватит, – говорит Догадайло. – Я перевожу 5% всего мусора во Владивостоке. Моя перспектива – просто не выходить с 1 января, если цена перевозимой тонны будет менее 3500 рублей. Компаний, подобных моей, хватает». Сейчас предельный тариф, установленный в крае, 3100 рублей за тонну. И больше он не будет, говорит Сергей Лазарев. Там, где «плечо» доставки отходов на полигон будет более 200 км, регоператор сам будет доставлять его до места.

Что говорят районы

Проблем с вывозом мусора во Владивостоке предостаточно. Вот, например, острова Попова и Рейнеке. «Будет ли тариф включать в себя морские перевозки, особенно летом, когда там живет и отдыхает по несколько тысяч человек», – спрашивает руководитель коммунальной службы АТУ Первомайского района Эльдар Мансуров. Исторически оттуда худо-бедно вывозил мусор «Спецзавод» (вообще-то, огромное спасибо волонтерам). А тариф на все Приморье един. Для островов его повышать не будут.

А в Советском районе много частного сектора. Многоквартирных домов 550, сообщает начальник АТУ Советского района Сергей Захарченко, а частных – около 5500 («8000», – тихонько поправляют сидящие на заседании перевозчики). Дороги в пригороде ужасные, коммерсанты, конечно, не хотят по дворам ездить. А население в свою очередь не имеет ни малейшего желания заключать с кем-то какие-то договоры. Потому что вообще-то лес рядом, проще туда бесплатно вывезти.

«Второй вопрос – тарифы. Есть несколько категорий жителей частного сектора. Одни имеют до 1000 квадратов, несколько гектаров прилегающих территорий. А другие живут в домиках на 30 квадратов с двумя сотками прилегающих территорий. Как с них взиматься плата будет?» – спрашивает Захарченко.

Лазарев вновь упомянул департамент природных ресурсов, который установил для индивидуальных жилых домов очень высокий норматив – 312 кг в год на 1 человека. Исходя из норматива будет и рассчитываться платеж. Пока что он рассчитывается на одного проживающего. А что касается вывоза мусора со сложных маршрутов – регоператор должен будет думать, как заманивать на него бизнес.

Начальник АТУ Фрунзенского района Николай Сурнев замечает: только на его территории больше 100 домов никогда не обслуживала УК. И даже «управляйки» недополучают деньги от горожан (да просто не все платят по счетам). Есть и дома, откуда не вывозят мусор неделями и даже месяцами. «Допустим, новый перевозчик соберет весь мусор и привезет на полигон. Вы ему должны будете заплатить. И как эту ситуацию вы будете разрешать? Вы не через полгода, а через три месяца будете банкротами».

Советник руководителя «Спецзавода» ответил, что даже с брошенных домов мусор вывозится. А что до неплатежей – «выбивать» деньги со злостных неплательщиков – прерогатива регионального оператора. Не собрал – ушел в убыток. А с перевозчиком обязан расплатиться.

Беда с вывозом мусора и в поселке Береговое – отдаленной территории Владивостока. Депутат по 14-му округу и зампред Думы города Геннадий Куликов поднял вопрос о замусоренной (особенно летом) прибрежной полосе. Денег на очистку несанкционированной свалки у местной администрации ожидаемо нет. Регоператор, как выяснилось, за уже существующие стихийные свалки не отвечает. А вот за новые – да. Только надо оповещать о том, что такое место появилось. В свою очередь региональный оператор сообщает об этом собственнику земельного участка, а если тот за 30 дней мусор не вывозит, то очищает территорию краевое предприятие само. И выставляет счет. Так что судьба «свинарника» в Береговом и других – сугубо на совести «Спецзавода».

172 кило отходов в год – это 470 граммов мусора в день, замечает начальник АТУ Первореченского района Александр Жирнов. Это же какой расход должен быть! Ему, конечно, объяснили, что это с учетом крупногабаритного мусора.

«Давайте констатировать: на 1 января мы не готовы. Надо обращаться, просить о переносе открытия регионального оператора на март. Ну, будет выговор… Раньше как считалось: чем больше выговор, тем лучше человек работал», – грустно пошутил депутат Голояд. Перевозчики и вовсе просят перенести все вопросы до 1 июня.

Тем не менее, подытожила Наталья Войновская, сроков в резолюции и обращении краевым властям депутаты указывать не станут: «Но в целом выразим мнение, – говорит она, – сегодня больше вопросов, чем ответов».


Загружаем комментарии...

Полная версия сайта