Новости Владивосток

Устаревшие требования и нехватка кадров: эксперты о проблеме психологического сопровождения в школах Приморья (ОПРОС)

Трагедия в политехническом колледже в Керчи, унесшая жизни 20 человек, снова подняла вопрос о необходимости и эффективности работы психологов в образовательных учреждениях, которые могут отслеживать первые тревожные звоночки в поведении детей. В приморских школах некоторые функции педагогов-психологов берут на себя завучи и другие сотрудники, а квалифицированных специалистов катастрофически не хватает.

Педагоги-психологи в школах обычно занимаются психопрофилактической работой, могут разбираться с проблемами дисциплины и плохой успеваемости, разбираться с причинами конфликтов между школьниками, оказывать психологическую поддержку, консультировать учителей и родителей. При должном подходе, считают эксперты, специалист может вовремя заметить ребенка с тягой к агрессии или склонностью к суициду. Несколько лет назад ставки педагогов-психологов в школах сократили.

Еще зимой этого года заместитель директора департамента образования и науки Приморского края Татьяна Хмель говорила о планах властей вернуть в школы должность педагога-психолога. Краевые депутаты даже приняли поправки в местное законодательство, позволяющие в школах ввести ставку педагогов-психологов. На эти цели в 2018 году выделили 140 миллионов рублей, вводить новые ставки в некоторых школах уже начинают.

«В школах, с которыми мы работаем, ничего этого пока не видно, − говорит главный врач краевой клинической детской психиатрической больницы, главный внештатный детский психиатр департамента здравоохранения Приморского края Анастасия Горохова. − Изначально ставки в школах были, потом их сократили. Миклушевский заявлял, что психологов в школу вернут, Тарасенко тоже об этом говорил. Насколько я знаю, сейчас найти психолога в школах – большая редкость. Часть их функций выполняют завучи по воспитательной работе и соцработники, на которых сваливается вообще все».

«С 2012 года в муниципалитетах Приморья ставилась задача поднять среднюю зарплату бюджетников. Это происходило за счет сокращения штата и увеличения нагрузки, – комментирует тренер Молодежного тренингового центра ДВФУ Виктор Науменко, работающий с приморскими школами и проводящий по заказу департамента по делам молодежи Приморского края тренинги для школьников. − Здесь ситуация плачевная. Работа конкретно школьных психологов зачастую выполняется по остаточному принципу».

Как отмечает Анастасия Горохова, во Владивостоке ставки психологов отдали Психолого-медико-педагогическому комплексу «Коррекция», с декабря 2015 года это − Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Владивостока. Помимо приема в самом центре, его сотрудники, как правило, отправляются в школы по заявкам – работают и с учителями, и с детьми, проводят различные тренинги.

«Они как пожарные по школам носятся, большую часть детей берут они, − уточняет Анастасия Витальевна. − Наш кризисно-адаптационный центр «Мир ребенка» работает с более серьезными проблемами – угрозами суицида, деструктивным поведением. Обращаются по разным каналам: из комиссии по делам несовершеннолетних, звонят на горячую линию, советуются учителя и родители, сами дети приходят, когда идет травля (буллинг).

При этом сегодня при любой кризисной ситуации классный руководитель, завучи и директора (неважно, какой школы – частной или государственной) настаивают на том, чтобы ребенка из школы забрали куда угодно. Даже если у ребенка нарушение поведения связано с каким-нибудь медицинским аспектом. Цель − не решить проблему, а просто попытаться его куда-то перебросить. В итоге родители самостоятельно находят специалистов, в том числе и в нашем центре».

По словам психиатра, хорошо система не работала никогда. Раньше, если даже в школе и находился опытный психолог, решению проблемы часто мешала его подчиненность директору школы.

«Распознать деструктивное поведение или суицидальные наклонности возможно, если вести своевременный учет таких сложных детей, их не так уж и много, − считает Анастасия Горохова. − Но важно, чтобы закрепленный за школой специалист не подчинялся директору. В противном случае он будет ручным психологом, как это всегда и было. В спорных случаях он будет выполнять распоряжение руководства, мало кто найдет в себе смелость настоять на своем. Это из моего практического опыта я могу сказать.

Работа с детьми в крае сейчас проводится из имеющихся условий. Мы, например, для 500 классных руководителей читали лекции о том, как распознать суицидальные намерения. Работаем с библиотеками, инспекторами по делам несовершеннолетних, Следственным комитетом. Но отсутствие специалистов-психологов в школах сказывается, их, конечно, не хватает».

Проблема, на которую указывает Виктор Науменко, − устаревшие требования к психологам. По мнению тренера, стандарты и методики 10-20-летней давности уже не соответствуют тем вызовам, которые появились за последнее десятилетие. К тому же вся работа в школе забюрократизирована и требует написания огромного количества отчетов.

«Я был в большинстве муниципалитетов, общался и со школьниками, и со школьными педагогами, и специалистами по работе с молодежью. Помимо нехватки финансирования, в небольших селах на 2-3 тысячи жителей проблемы усугубляются тем, что психологов зачастую просто неоткуда взять, – говорит Виктор Науменко. – В школу их никак не заманить, поэтому эти ставки либо пустуют, либо опять же занимаются уже имеющимися педагогами в качестве дополнительной нагрузки.

Думаю, что при тщательном подходе выявлять детей с тягой к агрессии либо, наоборот, с суицидальными наклонностями психолог вполне может. Но для этого нужно решить сразу несколько проблем: вопрос кадров и квалификации такого психолога и финансов. Ну и, конечно же, требуется, чтобы работа психолога выполнялась не формально, как это часто, к сожалению, происходит в школьном образовании, а тщательно и качественно. Здесь без помощи родителей и других педагогов не обойтись, даже самый лучший психолог не сможет охватить всех учеников».

Кризисно-адаптационный центр «Мир ребенка» (Жигура, 50а), телефон доверия: 8-800-2000-122.

Голосование

Работает ли в вашей школе психолог?

Да, есть отдельный психолог
12.6%
79
Функции педагога-психолога выполняет завуч или другой сотрудник школы
4.9%
31
Приходит сторонний психолог, постоянного при школе нет
1.4%
9
Нет
36.4%
228
Не знаю, есть ли в школе психолог
12.9%
81
Хочу посмотреть результаты
31.7%
199

Всего проголосовало 627 человек


Загружаем комментарии...

Полная версия сайта