Новости Владивосток

Крупнейшая компания-бункеровщик Приморья простаивает из-за негласного запрета на работу в портах

Крупнейшая бункеровочная компания Приморья ООО «Павино-Танкер» десятый месяц не может заниматься бункеровкой судов в портах Владивосток, Находка и Восточный. По словам представителей организации, официальных документов и предписаний о запрете от капитанов этих портов или от других надзорных органов нет, но диспетчерам дан устный указ – «Павино-Танкер» бункеровку не разрешать из-за отсутствия договора с профессиональным аварийно-спасательным формированием на случай разлива нефтепродуктов.

По международной конвенции танкеры любой компании должны иметь на борту судовой план чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью. На владельцев судов это накладывает ответственность, в том числе, обучать персонал действиям по ликвидации разливов, приобретать спецсредства на случай ликвидации ЧС техногенного характера, а также периодически проводить учения. С некоторых пор практикой также стало заключение компаниями-бункеровщиками договоров с профессиональными аварийно-спасательными службами об оказании услуг несения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обусловленных возможными разливами нефтепродуктов в море. В Приморье, как и во всей России, доминирующее положение на рынке этих услуг занимают «Морспасслужба» и ЗАО «Роснефтефлот». При этом оказать услуги во всех портах Приморского края способна лишь первая. Приоритетно с ней в регионе бункеровщики и заключают договоры.

С 2015 года и ФГБУ «Морспасслужба» и ЗАО «Роснефтефлот» изменили систему оплаты, введя потонную тарификацию, из-за чего львиная доля прибыли бункеровочных компаний стала уходить в основном «спасательному монополисту» региона – ФГБУ «Морспасслужба». Первой тревогу забила крупнейшая бункеровочная компания – ООО «Павино-Танкер».

Справочно: Основной деятельностью компании ООО «Павино-Танкер» является материально-техническое снабжение судов нефтепродуктами (бункеровка) в зонах интенсивного судоходства на Дальнем Востоке России. Работает организация в портах Владивосток, Находка, Славянка, Зарубино, Посьет и речном порту Хабаровск. У компании в строю четыре танкера, перевозящих мазут и дизельное топливо. В их числе два небольших (на 1000 и 1200 тонн), один на 5000 и один на 100 тысяч (единственный на Дальнем Востоке). Последний приобретен для развития бункерного объема для покупки ресурсов на Балтике, Черном море и доставки в Приморский край. На рынке Дальнего Востока РФ, по информации официального сайта компании, доля организации составляет около 40%.

Как закрыли двери портов

Директор ООО «Павино-Танкер» Михаил Митюрёв рассказывает о ситуации:

«До 2014 года ООО ''Павино-Танкер'', как и прочие компании, не вдаваясь в юридическое обоснование необходимости иметь договор, имело договор с ФГБУ ''Морспасслужба'' и платило по 40 000 рублей организации в месяц за ее готовность к ликвидации возможных разливов опасных веществ в море. C начала 2015-го ФГБУ ''Морспасслужба'' не стала пролонгировать старый договор, составив новый – с потонной тарификацией. Из-за этого получилось, что мы стали платить уже по 120 рублей за каждую переваленную тонну нефтепродуктов. Едва ли не треть прибыли бункеровочных компаний, которые заключили аналогичные договоры, стала уходить в ФГБУ ''Морспасслужба'', что нас возмутило, и мы обратились в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) через ассоциацию бункеровщиков. В итоге было вынесено решение комиссии ФАС России, согласно которому потоннажный сбор за груз был признан незаконным, кроме того, ФГБУ ''Морспасслужба'' было предписано установить экономически обоснованную абонентскую плату за свои услуги и представить в ФАС соответствующий расчет (с решением по делу и предписанием можно ознакомиться по ссылке).

Попытки ФГБУ ''Морспасслужба'' оспорить решение и предписание ФАС в суде не увенчались успехом, таким образом, решение и предписание вступили в силу. А раз имеется такое решение суда, то почему нашей компании необходимо платить этой организации, во всяком случае, до тех пор, пока обоснование платежей не предоставлено в ФАС и, соответственно, ставку ФАС не утвердила? Вот мы и перестали платить, из-за чего с нами и расторгли договор, мы же продолжили спокойно работать. Так было где-то полтора года, а затем нас решили остановить», – рассказывает Михаил Митюрёв.

В 20-х числах ноября 2017 года в порту Владивосток танкерам компании ООО «Павино-Танкер» запретили осуществлять снабжение судов нефтепродуктами. В частности, диспетчер Владивостокского порта сообщил морякам и руководству компании, что ему поступил приказ от капитана порта – не разрешать бункеровку судов. Между тем, по словам руководства бункеровочной компании, никаких официальных актов и письменных распоряжений на этот счет они не получали, а потому запретительные меры, по мнению компании, незаконны. Аналогичная ситуация сложилась также в портах Находка и Восточный.

Директор ООО «Павино-Танкер» Михаил Митюрёв объясняет: «Официального запрета об осуществлении нашими танкерами отраслевой деятельности не было, но по закону любые перемещения танкеров в порту ведутся в разрешительном порядке. То есть мы работаем через систему управления движения судов. Иными словами, без ''добра'' диспетчера судно не имеет права в порту осуществлять движение и другие функции. В ноябре 2017 года пришел отказ в бункеровке одного судна, диспетчер объяснил, что запрет поступил от капитана морского порта Владивосток. Сперва говорили, что наша компания якобы нарушила 155-й ФЗ ''О внутренних морских водах'', но в какой части именно так и не уточнили. Вот c этого момента наша деятельность и встала, на март месяц ущерб оценивался уже в шесть миллионов рублей. <...> Кажется, что нашу компанию используют как пугало, чтобы другие видели, как поступают с теми, кто сопротивляется и не хочет платить. Так капитаны портов, собственно, силой загоняют нас под ''крышу'' ФГБУ ''Морспасслужба''».

В результате сложилась ситуация, когда без договора бункеровочную компанию не допускают к осуществлению ее основной деятельности, даже несмотря на то, что общество «Павино-Танкер» соблюдает международную конвенцию: обучает персонал действиям по ликвидации разливов, имеет спецсредства на случай ликвидации ЧС и периодически проводит учения.

С января 2018-го компания сдала в аренду танкеры, осуществляющие бункеровки, чтобы минимизировать убытки. Также бункеровщики обратились в прокуратуру и Следственный комитет для проверки действий капитанов морских портов Владивосток и Восточный по поводу воспрепятствования предпринимательской деятельности.

20 июля корреспондент VL.ru отправил официальный запрос руководству приморских портов с вопросами о сложившейся ситуации. Капитаны морских портов Владивосток, Находка и Восточный – Александр Ванюков, Владимир Жарков и Василий Бурда – в ответах указали, что запретов на осуществление законной деятельности общества «Павино-Танкер» не налагалось. Однако все трое сообщают, что компания нарушает требования нормативно-правовых актов, регулирующих оказание услуг в морском порту.

Возникает вопрос: почему при наличии нарушений со стороны общества «Павино-Танкер» администрации портов не оформляют никаких материалов. Ведь в случае выявления нарушений инспекции государственного портового контроля служб капитанов портов обязаны это делать – это закреплено в должностной инструкции.

«Морспасслужба» не понуждает

Отметим, ФГБУ «Морская спасательная служба» – госучреждение, работающее на бюджетные средства, но имеет право оказывать дополнительные услуги, приносящие финансовый доход. Договоры с бункеровочными компаниями относятся как раз к этому коммерческому направлению организации. И если руководство ООО «Павино-Танкер» считает, что федеральное законодательство не обязывает их заключать договоры с «Морспасслужбой», то те имеют полностью противоположное мнение.

В официальном ответе на запрос VL.ru за подписью ио руководителя ФГБУ «Морспасслужба» Виктора Чернова со ссылкой на законодательство (п. «в» ст. 14 ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ) говорится, что ООО «Павино-Танкер» должно всегда быть готово к ЧС, а значит, иметь планы по ликвидации последствий разливов и заключать договоры с профессиональными аварийно-спасательными службами.

В «Павино-Танкер» ссылку на закон считают некорректной, так как в нем ничего не сказано об обязанности заключения подобных договоров. В компании напомнили, что статья регулирует особенности эксплуатации установок, сооружений, подводных трубопроводов, при разведке и добыче углеводородного сырья, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов. «Павино-Танкер» же занимается другими видами деятельности: перевозит морским транспортом опасные грузы, осуществляет погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах. При этом танкеры компании не являются специализированными судами. «В свидетельствах о праве собственности на судно и в квалификационных свидетельствах на танкеры ''Патрокл'' и ''Портун'' указано – ''нефтеналивное судно'', но никак не ''специализированное судно-бункеровщик''», – сообщили в ООО «Павино-Танкер».

Между тем точки зрения руководства ФГБУ «Морспасслужба» или ООО «Павино-Танкер» всего лишь мнения. По факту в адрес «Павино-Танкер» отсутствует какое-либо юридическое требование (предписание) заключить договор с аварийно-спасательным формированием.

«Cпасатели-монополисты» и капитаны портов в свою очередь официально активно отрицают какую-либо информацию о «понуждении» к заключению договора.

«Приморским филиалом ФГБУ ''Морспасслужба'' было предложено ООО ''Павино-Танкер'' заключить договор на оказание услуг по несению АСФ аварийно-спасательной готовности и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на условиях, содержащихся в аналогичных договорах с другими бункеровочными компаниями, но решением ООО ''Павино-Танкер'' договор не был заключен», – говорится в официальном ответе.

А что другие бункеровщики?

О ситуации с ведущей бункеровочной компанией хорошо известно и другим подобным организациям. В беседе с корреспондентом VL.ru их представители подтвердили, что тоже страдали из-за «задирания» ежемесячной оплаты в пользу ФГБУ «Морспасслужба», однако в их случаях проблемы разрешились без особого шума. Представители компаний договорились о ценах и продолжают платить.

Коммерческий директор ООО «Велес» Андрей Гришаев подтверждает, что «Морспасслужба» действительно «задирала» цены, но выход из ситуации удалось разрешить к маю 2018 года.

«Проблемы действительно были. Последние полгода ценник был завышен значительно. Предлагали договор, где мы обязывались бы платить 120-130 рублей с тонны груза. Но буквально в мае ''Морспасслужба'' пересмотрела свои расценки по отношению к нашей компании. Цены уменьшили практически в два раза», – рассказал Андрей Гришаев.

Недовольство из-за работы по договорам с потонным сбором выразили в ООО «Владивостокская транспортная компания».

«Мы живем в бесстыжее время, когда тот, кто может другого раздевать, он и будет издеваться над другим бессовестно. Приморский филиал ФГБУ ''Морспасслужба'' у нас монополисты, действует с нами так: или закрывай контору, или плати больше. На договоры, считаю, цены правда завышены. Но куда мы денемся? Работать-то надо. Хотя стоимость постоянно растет. Дело в том, что ФГБУ ''Морспасслужба'' – государственное учреждение, которое существует за наши налоги и получает бюджетное финансирование, но им хочется еще. Поэтому я думаю, что они сговорились с портом, чтобы те, кто заключил договор с этой службой, работали, а те, кто нет, будут стоять», – выразил свое мнение о ситуации заместитель генерального директора ООО «Владивостокская транспортная компания» Илья Гореликов.

В компании ООО «Транснефть» также сообщили, что временно испытывали финансовые трудности из-за договора по потонной тарификации, однако организации удалось договориться о цене:

«Особо остро вопрос с ценами по договорам встал в декабре 2017 и январе 2018. Но потом все наши коллеги веревку ''намыливать'', что называется, стали, и ''Морспасслужба'' пересмотрела свои планы», – уточнили в ООО «Транснефть».

А нужен ли договор?

В сложившейся ситуации у представителей компании «Павино-Танкер» возникает вопрос: почему ФГБУ ''Морспасслужба'' до сих пор не предоставила в ФАС расчеты на оказание своих услуг бункеровочным компаниям. Решение и предписание ФАС в полном объеме были изготовлены 4 марта 2016 года и после череды судебных тяжб вступили в силу 6 июля 2017 года. С тех пор за неисполнение предписания уже накладывался штраф. Ответ, по мнению руководства бункеровочной компании, прост:

«Расчеты были предоставлены и не раз, да вот беда – утверждать нечего. Услуги, как они определены пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, – не оказываются. Услуга это: совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности. Однако ФГБУ ''Морспасслужба'' не совершает никаких определенных действий и не осуществляет никакой определенной деятельности в интересах бункеровочных компаний. Договор, предлагаемый Морской спасательной службой, предусматривает: со стороны компаний – ежемесячную оплату, а со стороны ФГБУ "Морспасслужба" – ничего. Соответственно, смотрят представители ФАС в так называемый расчет и не могут понять – что же делает ФГБУ ''Морспасслужба'' для бункеровщиков? Уже и разъяснения этой спасательной организации посылали – "укажите конкретно, что делается исключительно для бункеровщиков и при этом не покрыто бюджетным финансированием, расходы на что утверждать?"»

Отметим, в договоре, предложенном обществу «Павино-Танкер», так и говорится:

«Силы и технические средства Исполнителя располагаются в местах своего обычного базирования или несения аварийно-спасательного дежурства (готовности), направляются в район аварийного разлива нефтепродуктов при его (разлива) возникновении для выполнения работ по локализации и ликвидации разлива нефти и (или) нефтепродуктов<...> Работы по фактической локализации и ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов… оплачиваются заказчиком по фактически понесенным исполнителем затратам на основании счет-фактуры Исполнителя».

В бункеровочной компании в связи с этим задаются вопросом: «За что платить, когда разливов нет? Очень трудно искать черного кота в темной комнате, особенно, когда кота нет».

А есть ли запрет?

В итоге получается следующая ситуация: капитаны портов утверждают, что запрета на осуществление бункеровок компании нет, а руководство компании утверждает, что есть. Так кто же прав? Ведь если запрет официально не оформлен, а на практике осуществляется – это незаконно сразу по нескольким статьям УК РФ – от «воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности» и «злоупотребления должностными полномочиями» до «превышения должностных полномочий» и «халатности».


Загружаем комментарии...

Полная версия сайта