Новости Владивосток

Инвестквоты уплывают в Турцию: российские рыбаки предпочитают строить флот за рубежом

24 июля крупный судостроительный завод в Турции начал резку металла для строительства краболова-процессора. Заказчик – ЗАО «Арктиксервис», предполагаемый район эксплуатации – Баренцево и Норвежское, Гренландское моря. И это далеко не единственный случай, когда российские компании, накопив денег за счет государственных льгот, вкладываются в обновление флота на иностранных верфях. Об этом рассказал председатель совета директоров ЗАО «Русская пелагическая исследовательская компания», ЗАО «Морская инженерная компания» Олег Братухин. Крупнотоннажные суда в Турции недавно заказали также компании «Русское море» и «Океанрыбфлот». Как сделать так, чтобы российские деньги не развивали заграницу, поговорили на Морском салоне во Владивостоке на секции «Обновление и развитие промыслового флота для устойчивой добычи биоресурсов».

Олег Братухин отмечает: краб, как и минтай, – это самые эффективные природные ресурсы, и сегодня выходит, что они работают на конкурентов. Долгое время в России не было государственной политики по обновлению промыслового флота. Ее в общем-то и сейчас нет, считает эксперт. Но сейчас существуют механизмы господдержки, которые побуждают рыбаков строить суда.

«Огромный отложенный спрос на технически сложные суда, которые сегодня эксплуатируются с нарушением гарантийного срока, возник благодаря многолетнему отсутствию государственной политики по обновлению флота, – говорит Олег Братухин. – Причем не возникла она даже вопреки тому, что пользователи получали льготы на обновление флота – например, та же оплата 85% ставки сбора за пользование биоресурсами. Только накопленный размер этой льготы за 10 лет – около 2,8 миллиарда долларов. И эти государственные средства надо направлять на строительство рыболовных судов на российских верфях».

Современный флот увеличит выловы вдвое, а то и втрое. На минтае, сельди, крабе срок окупаемости новых судов составит менее двух лет. В строительство верфей на Дальнем Востоке, например, готовы вкладываться наши ближайшие соседи – Китай, Южная Корея, Япония. Но они с тем же успехом могут сами выполнить сотни наших заказов на своих заводах – все зависит от позиции государства.

«Как сегодня счастлива Турция, где строятся траулеры-процессоры для промысла дальневосточного минтая для дальневосточных компаний, которые накопили за счет льгот много миллиардов рублей, но решили вложить их в судостроение другой страны, – продолжает Братухин. – Турция таких судов раньше не строила и рассчитывает, что заказы будут и дальше. Турецкое судостроение фактически развивается за счет российских государственных средств и природных ресурсов. Если такое по сути прямое государственное финансирование наших конкурентов неприемлемо для государства, то, конечно, необходима государственная политика в области обновления флота. Нужно обеспечить два аспекта. Во-первых, надо защитить внутренний рынок, ограничив использование в российской экономической зоне вновь построенных судов на зарубежных верфях. Во-вторых, реализовать принцип "технологии в обмен на заказы внутреннего рынка", как это было сделано, например, в области автомобилестроения. Это неизбежно привлечет иностранных инвесторов с их судостроительными технологиями, а также ведущих мировых производителей оборудования».

Санкции против России были и раньше: ограничения на поставку высокотехнологичного оборудования для рыболовных судов во времена холодной войны. Или законодательный запрет в Японии на строительство рыболовных судов для СССР, чтобы они не создавали японскому флоту конкуренцию по добыче минтая (кстати, он действует до сих пор). Сегодня существует запрет на поставку высокотехнологичного оборудования для бурения на шельфе, введены санкции против наших судостроительных предприятий. Чтобы успешно конкурировать в борьбе за пищу и природные ресурсы, необходима собственная судостроительная индустрия, уверен эксперт.

Причем сейчас важно не просто строить суда, но и вкладываться в научные исследования, производить технически сложное оборудование.

«На Дальнем Востоке уникальные условия, при реализации которых сегмент технически сложного судостроения может приносить ежегодно сотни миллиардов рублей нашей экономике, обеспечивая реальное опережающее развитие Дальнего Востока. В одном из немногих сегментов промышленности, где мы действительно можем быть конкурентоспособными», – говорит Олег Братухин.

У нас для этого есть и огромный внутренний спрос (сформированный из таких высокомаржинальных отраслей, как добыча углеводородов и рыболовство), и незамерзающие бухты Сахалина и Приморья, в которых судостроение можно развернуть с нуля буквально за год. А технологиями мы можем и должны обмениваться с ведущими мировыми судостроителями.

«Об этом мы говорим почти 10 лет на разных площадках. Но сегодня слова подтверждает практика. Попытка создания компактной современной судостроительной верфи на одной из площадок в Находке с привлечением крупной китайской государственной судостроительной корпорации показала, что китайские судостроители спланировали на площади всего в 14 гектаров производственные мощности, позволяющие строить на первом этапе семь-восемь 90-метровых современных крупнотоннажных траулеров-процессоров с годовым объемом производства 26-29 миллиардов рублей, либо 15-18 50-60-метровых среднетоннажных судов. С удвоением указанного количества судов на втором этапе развития верфи, – рассказывает Олег Братухин. – По отечественным меркам верфь, производящая такой объем судов, была бы в России одной из крупнейших. По китайским – это, конечно, относительно маленькая верфь. На ней китайские инвесторы предполагали организовать техобслуживание и ремонт построенных судов на всем жизненном цикле. При подобной кооперации с иностранными судостроителями на дальневосточных верфях возможно строить ежегодно десятки самых современных судов, создав полноценную судостроительную индустрию в крайне сжатые сроки».

Конечно, когда рыбак «голосует рублем» – за рубежом строить пока дешевле. Однако цена на траулеры-процессоры на находкинской верфи, говорит Братухин, на 40-50% ниже, чем на верфях Объединенной судостроительной корпорации. Для иностранных инвесторов это тоже выгодно: китайцы уже первыми шестью контрактами отобьют вложения.

«Я хотел бы высказаться по поводу некоторой эйфории, которая сегодня присутствует по поводу "инвестиционных квот", – добавил спикер. – К сожалению, ни одного заказа на строительство судов на Дальнем Востоке не размещено. Частные инвестиции в обновление флота в России, по данным Росрыболовства, составляют 140 миллиардов рублей, но ведомство забывает, что государство оставило ресурс – квоты. Цена этих 20% инвестквот на рынке, по данным ВАРПЭ, превышает триллион рублей».


Как сделать так, чтобы российские деньги не развивали заграницу, поговорили на Морском салоне во Владивостоке на секции «Обновление и развитие промыслового флота для устойчивой добычи биоресурсов» — newsvl.ru Современный флот увеличит выловы вдвое, а то и втрое. На минтае, сельди, крабе срок окупаемости новых судов составит менее двух лет — newsvl.ru Олег Братухин отмечает, что краб, как и минтай, – это самые эффективные природные ресурсы, и сегодня выходит, что они работают на конкурентов — newsvl.ru Председатель совета директоров ЗАО «Русская пелагическая исследовательская компания», ЗАО «Морская инженерная компания» Олег Братухин — newsvl.ru Сейчас важно не просто строить суда, но и вкладываться в научные исследования, производить технически сложное оборудование — newsvl.ru
Как сделать так, чтобы российские деньги не развивали заграницу, поговорили на Морском салоне во Владивостоке на секции «Обновление и развитие промыслового флота для устойчивой добычи биоресурсов» — newsvl.ru Современный флот увеличит выловы вдвое, а то и втрое. На минтае, сельди, крабе срок окупаемости новых судов составит менее двух лет — newsvl.ru Олег Братухин отмечает, что краб, как и минтай, – это самые эффективные природные ресурсы, и сегодня выходит, что они работают на конкурентов — newsvl.ru Председатель совета директоров ЗАО «Русская пелагическая исследовательская компания», ЗАО «Морская инженерная компания» Олег Братухин — newsvl.ru Сейчас важно не просто строить суда, но и вкладываться в научные исследования, производить технически сложное оборудование — newsvl.ru

Последние новости

21:21, 14 декабря 2018
Рубрика: Экономика
Банк России повысил ключевую ставку до 7,75%
20:27, 14 декабря 2018
Рубрика: Спорт
Лучших спортсменов Приморья наградили по итогам 2018 года (ФОТО)

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта