Новости Владивосток

Вице-премьер Борисов на Морском салоне во Владивостоке сравнил устойчивое судостроение с табуреткой

«Я привожу пример: табуретка – это устойчивая фигура. У нее три ножки, и на ней сидеть можно. Одна нога – гособоронзаказ, вторая – гражданская продукция, третья – по возможности экспорт», – такую аллегорию привел заместитель председателя правительства России Юрий Борисов в ходе пленарного заседания Международного дальневосточного морского салона во Владивостоке, говоря о том, как сохранить людей, объемы производства и правильно распределить пакет заказов на судостроительных предприятиях.

Еще в СССР, напомнил Борисов, судостроение имело больший крен к военному флоту, нежели к гражданскому. Основные активы были нацелены на обеспечение задач в сфере безопасности, был сформирован большой пакет гособоронзаказа. А гражданские суда строили на верфях в Германии, в Польше. Сейчас ситуация кардинальным образом меняется.

«Госзаказ падает, это естественный процесс. Колебания его могут доходить до 35%. Если неправильно выстроить экономику судостроительных предприятий, тогда можно будет задумываться о реструктуризации предприятий, снижении объемов производства – а простыми словами, выгонять работников на улицу. Это социальный взрыв! Это же не холодильник: выключил из розетки и ушел, а потом он работает. Это люди. Квалифицированный персонал. Их нужно долго готовить, это профессионалы, очень дорогая рабочая сила. Нужно заботиться, чтобы обеспечить их работой», – сказал Борисов, подчеркнув, что важнейшим процессом для предприятий сейчас станет диверсификация гражданской продукции.

В мире давно уже гражданские технологии используются в оборонке и наоборот. «Четкой границы нет, – признает командующий ТОФ адмирал Сергей Авакянц, – особенно что касается цифровых технологий. Я беседовал с очень авторитетным и уважаемым мной человеком, который работает в сфере военно-промышленного комплекса. Он сказал, что многие идеи черпает в том числе из цифрового производства детских игрушек. Сейчас четких градаций нет. Мы в том числе и на Тихоокеанском флоте – а у нас есть целый заместитель командующего, который курирует взаимоотношения с производством и наукой – отслеживаем все новое, что закрепляется в научной среде».

В целом же с военными кораблями все просто – у них цикл строительства и ремонта планируется на долгие годы вперед. Более того, второй год подряд Минобороны в качестве эксперимента переходит к контрактам на весь жизненный цикл корабля. «У военных отработанные годами правила игры, они понимают чего хотят. У них есть техническое задание, и в зависимости от производственных, экологических, кадровых возможностей предприятия размещают свои заказы. Порой даже у единственного исполнителя», – объясняет Борисов.

В гражданском судостроении и судоремонте иные проблемы – они зависят от рынка. Почему, например, так быстро строится верфь в Большом Камне? Чтобы обеспечивать НК «Роснефть», которая без российского флота теряет миллиарды долларов, потому что арендует норвежские нефтяные платформы, а корейские танкеры возят нашу нефть по Северному морского пути. Завод еще не готов, а нефтяники уже на нем 24 судна заказали – из них 10 танкеров класса «Афрамакс» и 10 челноков ледового класса, которые будут ходить по Северному морскому пути.

«Основу продуктовой линейки "Звезды" составляют в основном средние крупнотоннажные коммерческие суда для транспортировки грузов, морские буровые платформы для разведки месторождений и добычи нефти и газа, суда обслуживающего флота, – сообщил вице-президент по энергетике, локализации и инновациям НК "Роснефть" Андрей Шишкин. – Важнейшим элементом производственной программы будут специальные танкеры и суда для завоза арктического класса, транспортировки углеводородов, а также тяжелые арктические ледоколы проекта "Лидер"».

«Роснефть» – это настоящий гигант, но, как правило, у гражданских заказчиков нет денег, чтобы одномоментно оплатить строительство кораблей. Государство ввело систему субсидий для судовладельцев. Нужны они, чтобы оживить гражданский рынок. Причем сейчас большие надежды в плане объемов судостроения правительство возлагает на рыбаков.

«Последние 20-30 лет наши рыболовы все выжимали из судов – сейчас они старые, не соответствуют требованиям сегодняшнего дня, переработка на них практически невозможна», – констатирует Юрий Борисов, напоминая и про инвестквоты, и про субсидии рыбакам.

Очень хорошо при реанимации российской автомобильной промышленности пошла тема с утилизацией старых машин, которая стимулировала людей на покупку новой. В 2008-2009 годах эти механизмы практически спасли отрасль, приводит параллели вице-премьер. В этом смысле утилизационные гранты в большой степени помогают обновлению промыслового флота.

«Верховный главнокомандующий поставил мне конкретную цель: объем гражданской продукции к 2025 году должен быть не ниже 30%. А к 2030 году – 50%. Вот таким образом будет это создаваться. Табуреточка должна устойчиво стоять», – пошутил Юрий Борисов. И отметил, что Морской салон во Владивостоке призван привлекать партнеров из-за рубежа и демонстрировать им корабли, суда, новинки техники и оборудования, которые имеют огромный экспортный потенциал.


Пленарное заседание Международного дальневосточного морского салона состоялось в пятницу, 27 июля — newsvl.ru Командующий ТОФ адмирал Сергей Авакянц — newsvl.ru Заместитель председателя правительства России Юрий Борисов (слева) — newsvl.ru Вице-президент по энергетике, локализации и инновациям НК "Роснефть" Андрей Шишкин — newsvl.ru
Пленарное заседание Международного дальневосточного морского салона состоялось в пятницу, 27 июля — newsvl.ru Командующий ТОФ адмирал Сергей Авакянц — newsvl.ru Заместитель председателя правительства России Юрий Борисов (слева) — newsvl.ru Вице-президент по энергетике, локализации и инновациям НК "Роснефть" Андрей Шишкин — newsvl.ru

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта