Новости Владивосток

Мнимая экономия: эксперты Морского салона рассказали о недостаточной консолидации науки и судостроения

Развитие судостроения имеет для России принципиальное значение – это база для решения оборонных и социально-экономических задач, это спрос на новые кадры и научные разработки, это дополнительные заказы для промышленности. Однако специалисты год за годом озвучивают одни и те же проблемы, которые не решаются, а если и решаются, то без системного подхода.

На первом Дальневосточном морском салоне в пятницу, 27 июля, эксперты судостроения и испытаний рассказали о мнимой экономии судостроителей и отсутствии полигонов для комплексных испытаний построенных судов, которые выливаются в тысячекратные убытки.

В ходе дискуссии, посвященной современному судостроению и его развитию в странах АТР, Лев Клячко, советник заместителя генерального директора московского представительства ФГУП «Крыловский государственный научный центр», рассказал, как пытаются сэкономить на начальной стадии проектирования судов заказчики.

«Крыловский научный центр» – один из крупнейших в стране институтов, занимающийся фундаментальными исследованиями, связанными с морем, а также кораблестроением и смежной деятельностью. Именно им заказывают исследования прочности материалов, ходовых качеств судна, полные комплексные экспертизы.

«За последние пять лет инвестиции в объекты экспериментальной базы составили более 13 млрд рублей, причем больше половины – собственные средства, – описывает размах центра Лев Клячко. – Главная проблема – это обеспечение объектов опытной экспериментальной базы загрузкой. У нас около 60%. Но это усредненная цифра, потому что некоторые объекты загружены на 100%, а другие вообще никак. И это проблема на самом деле, потому что обслуживание незагруженных частей стоит примерно 400 млн рублей в год. Возникает вопрос – что делать? Первый и самый простой ответ – законсервировать. Но это не самый лучший вариант. Там гибридные установки очень перспективные, стенды исследования вибро-шумовых характеристик».

Не востребованы установки, по мнению эксперта, только из-за желания заказчиков сэкономить на всех предварительных расчетах. А о том, что эта экономия превращается в убытки при выходе судна в море, вспоминают только после неприятностей. При этом российский промышленный комплекс, что военный, что гражданский, все время стремится к каким-то технологическим высотам.

«Организации стремятся создавать такие технологичные объекты, в частности, оборонно-промышленный комплекс и гражданскую морскую технику. И экономят на испытаниях. Получается такая мнимая экономия. Например, испытания десантного корабля "Иван Грен". При выходе в море обнаружились проблемы с ходкостью. И только после этого Минобороны обратилось в центр. Сроки сдачи корабля сдвинулись, а его цена при этом уже больше, чем вся наша экспериментальная база в целом стоит. Считаем, что Минобороны стоит пересмотреть минимальный объем испытаний, чтобы такие случаи в дальнейшем исключить», – резюмировал Лев Клячко.

Центр не раз предлагал проводить испытания не только на полигонах, но и создавать крупномасштабные модели будущих судов. Такие технологии используются во всем мире. Также испытателям хотелось, чтобы государство создавало крупные опытные платформы для отработки всех видов техники. СССР был одним из пионеров реализации такого подхода, но из того же понятия ложной экономии он был забыт, а отсутствие полноценных платформ сегодня не позволяет организовать строительство новых серийных кораблей. Примером тому служит фрегат «Адмирал Горшков» проекта 22350, на котором 15 опытных образцов вооружения. Лев Клячко сообщил, что постройка его ведется с 2006 года, но по факту его до сих пор не могут сдать (акт о приемке корабля подписан 26 июля, накануне проведения Морского салона. – Прим. VL.ru).

Один из таких опытных полигонов участники сессии предложили создать как раз на Дальнем Востоке. Они ведь были здесь. В советские годы полигонов для морских исследований было достаточно много – на северных акваториях и на Дальнем Востоке, и на Черном море. А сейчас остались только полигоны ВМФ и больших частных концернов. Попытки восстановить их есть, но пока не очень получается.

Ограниченные возможности не дают развиваться судостроению на Дальнем Востоке. АО «Восточная верфь» во Владивостоке, например, жестко сдерживается собственными мощностями.

«Так исторически сложилось, что наша основная продукция идет для Министерства обороны и ФСБ, – рассказал Сергей Баканев, заместитель генерального директора по производству АО "Восточная верфь". – Численность нашего предприятия небольшая, всего 1000 человек. Мы ограничены по мощностям строительства до 4000 тонн. Я бы хотел сказать, что веяния XXI века накладывают на производителя ответственность. Нам нужно применять новые технологии, которые уже есть за рубежом. У нас есть опыт строительства на экспорт: катера, суда, даже плавучий док. В связи с таким опытом мы видим и проблемы: привлечение новых технологий требует вложения в отрасль определенных средств для развития. Композитные материалы – специфическая отрасль деятельности. Все хорошо, кроме одного – у них короткий срок эксплуатации. Наш Дальний Восток имеет ограниченное время судоходства, льда много. Композит можно строить на экспорт, но там своих производителей хватает».

За «своими производителями» далеко ходить не надо – в соседнем Китае вместе с остальной промышленностью начали развивать и судостроение.

«Мы внимательно наблюдаем за тем, что происходит у наших соседей, – говорит представитель ПАО "Амурский судостроительный завод" Александр Попов. – Так вот, в Китае, как правило, в радиусе 200 км от верфи находятся предприятия, которые почти полностью обеспечивают комплектацию судна – системными компонентами, металлами и так далее. Коллеги имеют возможность загрузить баржу, доставить все, что нужно, по реке с крайне низкой себестоимостью. И этот конструктор у себя на площадке собрать. А мы находимся в ситуации, когда рынок труда у нас сравнялся по стоимости с Азией, так что конкуренция заключается теперь в создании предприятий на периферии. Без создания такой базы мы не сможем продвинуться вперед. Необходима консолидация отрасли с научными организациями».


Развитие судостроения имеет для России принципиальное значение – это база для решения оборонных и социально-экономических задач — newsvl.ru Специалисты год за годом озвучивают одни и те же проблемы, которые не решаются, а если и решаются, то без системного подхода — newsvl.ru Лев Клячко, советник заместителя генерального директора московского представительства ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (в центре) — newsvl.ru На первом Дальневосточном морском салоне эксперты судостроения и испытаний рассказали о мнимой экономии судостроителей и отсутствии полигонов для комплексных испытаний судов — newsvl.ru Ограниченные возможности не дают развиваться судостроению на Дальнем Востоке — newsvl.ru Дискуссия была посвящена современному судостроению и его развитию в странах АТР — newsvl.ru Эксперты рассказали, как пытаются сэкономить на начальной стадии проектирования судов заказчики — newsvl.ru Развитие судостроения имеет для России принципиальное значение – это база для решения оборонных и социально-экономических задач — newsvl.ru На первом Дальневосточном морском салоне эксперты судостроения и испытаний рассказали о мнимой экономии судостроителей и отсутствии полигонов для комплексных испытаний судов — newsvl.ru
Развитие судостроения имеет для России принципиальное значение – это база для решения оборонных и социально-экономических задач — newsvl.ru Специалисты год за годом озвучивают одни и те же проблемы, которые не решаются, а если и решаются, то без системного подхода — newsvl.ru Лев Клячко, советник заместителя генерального директора московского представительства ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (в центре) — newsvl.ru На первом Дальневосточном морском салоне эксперты судостроения и испытаний рассказали о мнимой экономии судостроителей и отсутствии полигонов для комплексных испытаний судов — newsvl.ru Ограниченные возможности не дают развиваться судостроению на Дальнем Востоке — newsvl.ru Дискуссия была посвящена современному судостроению и его развитию в странах АТР — newsvl.ru Эксперты рассказали, как пытаются сэкономить на начальной стадии проектирования судов заказчики — newsvl.ru Развитие судостроения имеет для России принципиальное значение – это база для решения оборонных и социально-экономических задач — newsvl.ru На первом Дальневосточном морском салоне эксперты судостроения и испытаний рассказали о мнимой экономии судостроителей и отсутствии полигонов для комплексных испытаний судов — newsvl.ru

Последние новости

08:00, 20 октября 2018
Рубрика: Владивосток
Сегодня во Владивостоке 14…16 °С
18:51, 19 октября 2018
Рубрика: Владивосток
В выходные во Владивосток вернется бабье лето

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта