Новости Владивосток

Лететь нельзя ехать: как жители Приморья получают бесплатные билеты для лечения на западе страны

Для серьезно больных людей в Приморье возможность как можно быстрее добраться до запада страны на обследование или операцию – вопрос жизни или смерти. При этом кому-то не по карману дорогостоящие авиабилеты, а по закону они могут претендовать лишь на бесплатный проезд на поезде, кто-то и вовсе лишен этого права. VL.ru разбирался, кто и на каких условиях предоставляет средства на дорогу до места лечения нуждающимся и какие сложности для этого необходимо преодолеть.

В середине июня читатели сразу нескольких региональных и федеральных СМИ узнали о том, что три ребенка и их родители из Приморья не могут вылететь к месту лечения из-за дорогих авиабилетов, а одна семья, наоборот, застряла в Москве. С призывом о помощи обратился фонд «Сохрани жизнь». Примерно через неделю стало известно, что билеты всем четверым оплатил неизвестный благотворитель.

Директор фонда «Сохрани жизнь» Светлана Горковенко отмечает, что такие истории, к сожалению, случаются довольно часто из-за того, что государственный фонд соцстрахования вынужден действовать строго в рамках несовершенного законодательства и иногда из-за этого просто не в состоянии помочь.

«Наши приморские дети с онкологией регулярно ездят на обследование и лечение в новосибирские, питерские и московские клиники, – рассказывает Светлана Александровна. – В Приморье у краевого детского онкогематологического центра, несмотря на довольно высокую квалификацию врачей, не всегда имеется требуемое медицинское оборудование. Мест для наших детей на западе страны стало гораздо больше за последние годы, раньше с этим было хуже. Но остается вопрос, как и за какие деньги туда добираться».

Руководитель фонда резюмирует: государственный подход жестко формализован. Например, требуется официально оформленная инвалидность. В остальных случаях свое плечо готовы подставить частные благотворительные фонды, существующие на пожертвования.

«17-летней Даше, одной из тех, которой помог наш неизвестный благотворитель, требовалась срочная повторная операция, у нее был рецидив опухоли головного мозга, однако инвалидность ей почему-то не ставят уже несколько лет. В таких случаях нет смысла идти в фонд соцстраха, все равно будет отказ», – замечает Светлана.

В Приморском отделении Фонда социального страхования подтверждают, что по закону из средств федерального бюджета ведомство обеспечивает билеты инвалидам и другим льготникам. Также в перечне, приведенном в 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», находятся технические средства реабилитации инвалидов и путевки на санаторно-курортное лечение. Чтобы получить эти услуги, необходимо находиться в федеральном регистре льготников и это обязательное, предусмотренное законом, условие.

До того, как воспользоваться льготой, сначала необходимо обратиться в департамент здравоохранения Приморского края, получить у них направление на лечение и уже с ним идти в фонд соцстраха. «Речь идет о людях, которым государство предоставляет льготы и которые не отказались от них в пользу денег, так как льготы еще можно монетизировать», – уточняют в ведомстве.

В 2018 году ФСС выдал 572 направления на авиаперелет и 751 талон на железнодорожный проезд, в основном на близкие расстояния. На дальние – из Приморья до Москвы (или через Москву в другие города) выдано 541 направление на авиаперелет и 223 ж/д талона.

«По закону, приобрести билеты на авиатранспорт можно только в случае, если их стоимость не превышает стоимости билетов на железную дорогу. Исключение предусмотрено только для инвалидов с заболеваниями или травмами спинного мозга. Им билеты на самолет приобретаются вне зависимости от их стоимости, – рассказывает специалист фонда. – Однако, несмотря на это прописанное в законе условие, нашим сотрудникам удается отправлять людей на лечение на дальние расстояния самолетом в 2,5 раза чаще, чем поездом. Фонд использует любые возможности, чтобы закупить авиабилеты по приемлемым ценам: например, по плоским тарифам и субсидированные».

В фонде «Сохрани жизнь» подчеркивают, что дорогие авиабилеты – серьезная системная проблема для всего Дальнего Востока. Место в одной из ведущих клиник может освободиться внезапно. Однако чем короче срок до вылета, тем меньше вероятность того, что государственный фонд удовлетворит заявку на перелет – просто не найдется более дешевых, чем у железной дороги, авиабилетов. К тому же в выходные Фонд социального страхования, как и большинство госучреждений, не работает.

«С теми, кто на регулярные обследования ездит, гораздо проще. Планировать перелет можно за несколько месяцев. Если есть инвалидность, ФСС ищет и часто находит дешевый авиабилет. Но иногда просто нет времени идти в соцстрах, если нет инвалидности, это еще и бессмысленно, – говорит Светлана Горковенко. – Каждый день билеты дорожают в связи с чемпионатом мира и летним периодом. Сегодня я купила за 18 тысяч рублей, а завтра за 50 только останутся в один конец на одного. Еще на два умножайте, детей обязательно с одним взрослым сопровождающим отправляем.

После того как "Трансаэро" прекратила свое существование, нам стало гораздо сложнее. Они нам по собственной инициативе на Владивосток давали 50 билетов в год как раз для случаев, когда Фонд социального страхования не мог по закону помочь. Квоты для инвалидов мы иногда не выбирали до конца, поэтому была возможность врачей на повышение квалификации отправлять. К сожалению, "Аэрофлот" работает только с московским "Подари жизнь" Чулпан Хаматовой. Мы общаемся, они нам мили отдают, но только не с мая по ноябрь. То есть в летний пиковый сезон наши коллеги помочь нам, к сожалению, не могут. Только в этом году мы потратили более 2 миллионов рублей на билеты, однако ситуация с авиаперелетами требует решения. Наш фонд существует только на пожертвования, и в последнее время из-за сложной экономической ситуации у нас стало меньше благотворителей. А дети болеют всегда».

В пресс-службе «Аэрофлота» отмечают, что по перевозке больных детей в отечественные и зарубежные клиники авиакомпания сотрудничает с медицинскими учреждениями, принимает участие в проекте «Поезд надежды» и совместно с фондом «Подари жизнь» проводит благотворительную программу «Мили милосердия». Участники этой программы могут пожертвовать часть накопленных миль на счет проекта, которые используются для получения билетов для больных детей, которые едут лечиться за границу или в Москву из разных российских городов. Также на пожертвованные мили оформляются билеты для сопровождающих лиц и врачей.

Существует еще программа «плоских тарифов» для дальневосточников, но дешевые билеты распродаются довольно быстро (особенно в период летних отпусков и каникул, а в этом году еще и в связи с проведением чемпионата мира по футболу). Но в «Аэрофлоте» утверждают, что предусмотрели возможность перевозить пассажиров, которые оказались в сложной жизненной ситуации.

«Тем, кто срочно нуждается в перелете в силу чрезвычайных обстоятельств – например, нужна высокотехнологичная медицинская помощь, авиакомпания "Аэрофлот" обеспечивает перевозку по минимальному тарифу на направлениях повышенного спроса в кратчайшие сроки после обращения в компанию», – рассказывает представитель авиакомпании.

В администрации Приморского края о проблеме дорогих авиабилетов также осведомлены. В нашумевшей истории как раз краевые власти помогли фонду «Сохрани жизнь» найти деньги для четверых детей и их родителей. Вице-губернатор Павел Серебряков, курирующий здравоохранение и тему социальной защиты, 2 марта выступал на эту тему перед Советом Федерации на заседании Совета по региональному здравоохранению.

«Я обратился с просьбой: провести ревизию действующих норм (их целый перечень) и предусмотреть для Дальнего Востока, для некоторых территорий отдельный подход для отправки наших больных детей на лечение в федеральные центры. Такое решение позволило бы многим детям упростить жизнь, – рассказал Павел Серебряков. – Конечно, у нас есть высокотехнологичные центры в регионах, но есть специализированные центры – по сердечно-сосудистой хирургии, онкологии, которые находятся в Москве, Новосибирске, куда мы отправляем детей, а это 7 дней в пути. Решение этого вопроса позволило бы детям, нуждающимся в получении специализированной и высокотехнологической медицинской помощи за пределами региона, следовать туда авиатранспортом без учета стоимости. За этой формулировкой – "без учета стоимости" – стоит возможность оплаты именно авиаперелетов, а не железнодорожного сообщения».

Отметим, что вопрос о высокой стоимости перелетов из Приморья во Владивосток был задан на последней июньской Прямой линии с Владимиром Путиным. Работающий в Уссурийске Алексей Григорьев тогда сообщил президенту, что в июне цена авиабилетов в Москву возросла с 13 000 до 55 000 рублей.

Почти наверняка ни краевым властям, ни местным благотворительным фондам решить проблему дорогих авиабилетов для больных людей не хватит ни полномочий, ни средств. Как и в ряде других важных для Дальнего Востока вопросов региональной исполнительной власти и местным жителям остается только надеяться на добрую волю федерального центра.

Обратиться в Фонд социального страхования во Владивостоке можно по адресу: Муравьева-Амурского, 1-б, телефон приемной: 220-86-20.


Загружаем комментарии...

Полная версия сайта