Новости Владивосток

Новые тарифы и новая система: как изменится процесс утилизации мусора при региональном операторе в Приморье

С 23 апреля в Приморском крае назначен единый региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТБО). Им стал МУПВ «Спецзавод № 1» Владивостока. Сейчас предприятие меняет абсолютно все: от схемы работы до тарифной политики. VL.ru разбирался, как будут рассчитываться тарифы для населения, как изменится процесс утилизации мусора и какие задачи предстоит решить муниципальному предприятию.

В январе 2018 года президент России Владимир Путин подписал закон о раздельном сборе мусора, обязав все регионы создать единого регионального оператора по обращению с ТБО и пересмотреть всю работу по «мусорному вопросу». В Приморском крае в конкурсе на этот статус участвовали две компании – МУПВ «Спецзавод № 1» и ООО «Чистый город». Победителем стало муниципальное предприятие Владивостока.

Статус регионального оператора – это заключение соглашения сроком на десять лет между субъектом Федерации и победителем конкурса. Для всей страны подобная схема совершенно нова: вся работа меняется на корню, и пока никто не может сказать, будут ли подобные преобразования полезными.

Тарифная политика

До начала работы нового закона каждая управляющая компания в населенном пункте нанимала мусоровывозящую компанию, у которой есть лицензия на вывоз ТБО и спецтранспорт. Тариф на вывоз устанавливался управляющими компаниями – как правило, после некоторой войны с жильцами, у которых рост тарифов на коммунальные услуги вызывает некоторое раздражение.

Сейчас тариф на вывоз и утилизацию будет установлен департаментом по тарифам Приморского края. Начисления будут производиться на каждого человека, прописанного в квартире. Договоры граждане будут подписывать напрямую с региональным оператором, а квитанции будут подобны «жировкам» ресурсоснабжающих организаций.

Также раньше каждая управляющая компания устанавливала тариф, часть от которого поступала в мусоровывозящую компанию, а оттуда – на предприятие, занимающееся хранением и утилизацией мусора. Теперь все деньги будут аккумулироваться у оператора, а расчет с контрагентами будет производиться согласно объемам поступившего мусора

Как рассказал директор «Спецзавода № 1» Евгений Ширяев, по Приморскому краю в год образуется 788 тысяч тонн ТБО. Из них 200 тысяч тонн – это только Владивосток. И из них только 60 тысяч тонн утилизируется методом сжигания. На «Спецзаводе» есть две площадки – для хранения и для утилизации, то есть комплексы на Бородинской и на Холмистой, в районе бухты Горностай. По ним, кстати, тоже будет вестись раздельный учет – куда и сколько принято. Согласно этим данным, из собираемых средств будут перечисляться деньги и в том числе на работу предприятия.

Сортировка, переработка и захоронение

В крае мусоросортировочных комплексов крупных нет. Завод один. Существуют обыкновенные полигоны по захоронению – в Уссурийске, например. Там компания «Бумеранг» своими силами поставила небольшой сортировочный комплекс. Во Владивостоке на Холмистой мусор только сортируется и захоранивается, но места уже нет (подробнее о работе всех комплексов МУПВ «Спецзавод № 1» читайте в следующих материалах на VL.ru). Чтобы уменьшить нагрузку на захоронения, необходим большой мусоросжигательный завод, но на него нет денег. А по районам края тут и там расположены полигоны для захоронения. До некоторых из ближайшего поселения ехать километров по 200. В соглашении между субъектом и региональным оператором насчет мусора прописано абсолютно все – это довольно увесистый документ, в котором даже количество мусорных баков в каждом населенном пункте указано. Но основная его часть – это так называемая территориальная схема вывоза ТБО.

«Есть территориальные схемы, на какие полигоны мы будем вывозить мусор из Тернея, Светлой, Дальнереченска – со всех населенных пунктов, – говорит Евгений Ширяев. – Будет утвержден единый тариф по вывозу. Мы обязаны будем разыграть конкурсы между мусоровывозящими компаниями. В зависимости от "плеча" транспорта от населенного пункта до полигона будет рассчитываться и стоимость. В городе все рядом – это одна стоимость. А есть населенные пункты, где машина пробегает по 200 км. Там будет тариф выше. Кто даст наиболее приемлемые предложения, тот и выиграет. Если никто не выиграет, то придется «Спецзаводу» своими силами справляться».

В «активе» регионального оператора – шесть машин. С островных территорий мусор вывозится плавсредствами: когда паромом, когда баржой. Кроме того, у предприятия есть и собственная управляющая компания, на балансе которой около 400 домов в пригороде Владивостока. Это старые бараки от 2 квартир до 12. Население проживает разное, не все оплачивают вывоз ТБО, хоть тариф и небольшой. Не платят, конечно, те, кто не платит ни за что. Долгов от населения за год набегает около двух миллионов рублей, что добавляет «Спецзаводу» убытков. На 1 января 2017 года, по данным контрольно-счетной палаты, долг предприятия составлял 65,7 млн рублей.

Долги накопились по совокупности причин. Это и штрафы, и пени, и арест спецтранспорта, и арест счетов. Годом ранее долг МУПВ составлял 114 млн рублей, но часть удалось погасить за счет муниципальных субсидий. Деятельность завода убыточна, поскольку мощности его загружены чуть более чем на половину. Комплекс по переработке ТБО на Русском острове отдали предприятию еще в 2013 году, но он не работает. Но на содержание его тоже приходится тратиться.

Также у «Спецзавода» есть ряд должников, которые покупали вторсырье под переработку. Это, например, «Примвторстекло» с долгом в 5 млн рублей по состоянию на март этого года. Он образовался в связи с изменением законодательства по обороту вторичной тары. Компания забирала у завода стеклянные бутылки и продавала их на пивной завод. А после очередных законодательных новелл заводу запретили покупать «б/у». «Примвторстекло» ненадолго «подвисло», получился долг. Теперь, по словам руководства МУПВ, они забирают с предприятия бутылку и бой стекла для передачи на стекольные заводы. Долг уменьшается.

Продавал завод и картон в Уссурийск, на фабрику. А они поставили новое оборудование, которое не может потреблять тару, загрязненную биологическими отходами. Продавали картон в Китай – в 2016 году постановлением правительства был запрещен экспорт вторсырья за границу в связи с нехваткой на наших комбинатах. Пластиковая бутылка покупалась для переработки в мелкую крошку и тоже продавалась в Китай. Но теперь и крошка тоже является вторсырьем. Вывоз уменьшился, покупательская способность тоже.

А глубокой переработки вторсырья, именно пластика, в больших объемах на Дальнем Востоке нет. Основные производства сосредоточены в Сибири, начиная с Иркутска и Красноярска, дальше – Екатеринбург. Сибиряки готовы забирать ПЭТ-бутылку, но всю прибыль съедает логистика.

Это еще одно направление работы регионального оператора – организовать переработку накопленного сырья. В соглашении со «Спецзаводом», например, заложено строительство пяти технопарков. Но на это нужны инвестиции.

Сбор мусора теперь будет внедряться раздельный (подробнее о том, как сейчас устроен селективный сбор отходов во Владивостоке, – читайте в отдельном материале на VL.ru). Пока в законах не прописано, что это даст населению, но если будет раздельный сбор, то предприятию не надо будет уже задействовать механизм сортировки – возможно, освободятся и площади, и руки. Пока во Владивостоке проводятся обучающие лекции по раздельному сбору, но вместе с тем ситуация в городе, мягко говоря, так себе.

Вырастут при этом тарифы или нет, руководитель МУПВ «Спецзавода № 1» пока сказать не может. Но, по примерным подсчетам, единый тариф по Владивостоку будет ниже, чем устанавливаемый управляющими компаниями, поскольку этот посредник в принципе исключается.

Работы предстоит очень много – начинать все надо с нуля. В ближайшее время будут заключаться договоры с полигонами по захоронению, которые внесены в госреестр, на прием отходов. Населению также будут рассылаться уведомления о заключении прямых договоров с региональным оператором.


Комплекс по переработке ТБО на Русском острове отдали предприятию еще в 2013 году — newsvl.ru Комплекс не работает, но на содержание его тоже приходится тратиться — newsvl.ru Только 60 тысяч тонн мусора из 200 тысяч во Владивостоке утилизируется методом сжигания — newsvl.ru
Комплекс по переработке ТБО на Русском острове отдали предприятию еще в 2013 году — newsvl.ru Комплекс не работает, но на содержание его тоже приходится тратиться — newsvl.ru Только 60 тысяч тонн мусора из 200 тысяч во Владивостоке утилизируется методом сжигания — newsvl.ru

Последние новости

21:21, 14 декабря 2018
Рубрика: Экономика
Банк России повысил ключевую ставку до 7,75%
20:27, 14 декабря 2018
Рубрика: Спорт
Лучших спортсменов Приморья наградили по итогам 2018 года (ФОТО)

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта