Новости Владивосток

Протоиерей Максим Романенко: «Не надо выбирать между храмом и парковкой» (ИНТЕРВЬЮ)

У православных христиан продолжается Великий пост – самый длительный и строгий в году. Следующая неделя – Страстная, последняя перед Пасхой, которая выпадает на 8 апреля. Корреспонденты VL.ru в преддверии главного для всех верующих праздника побеседовали с батюшкой – немного о духовном, но больше о мирском.

Настоятель храма святой мученицы Татианы протоиерей Максим Романенко встречает нас «на работе» – в маленькой церкви на Пушкинской, 29-б. Этот храм сначала был часовней: строили ее при участии студентов-архитекторов ДВГТУ и открыли в 2000 году. В 2002 году из Псково-Печерского мужского монастыря сюда перенесли частицу мощей святой Татианы. Первая Литургия здесь произошла 25 января 2004 года, после того как к часовне пристроили алтарь.

Отец Максим, настоятель храма, пришел к вере в зрелом возрасте. В свое время он занимался шоу-бизнесом, десять лет прожил в Москве, окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных. Когда-то был музыкантом, выступал на сцене – да и сейчас пишет песни. В общем, человек, который мирскую жизнь знает хорошо.

— Большинство приморцев – люди не воцерковленные, даже если православные. И понятно, что держать пост, не есть мяса совсем – непросто. Что можете посоветовать: как себя вести?

— К православию и соблюдению поста надо прийти осознанно, самому, без сверхусилий. Когда-то и у меня был первый Великий пост, который я с трудом соблюдал. Да, церковь устанавливает на период поста ограничение в пище. Прежде всего чтобы голова была занята духовным.

Но главное – приведу слова владыки нашего, митрополита Вениамина – не ешьте друг друга. Это самое важное. Старайтесь хотя бы не ругаться. Поменьше увеселительных мероприятий, дискотек, ночных клубов – лучше лишний раз открыть духовную книгу, прочесть молитву. Зайдите в храм. Не для того, чтобы просто поставить свечку да лоб перекрестить, – само по себе это ничего не даст. Надо сердцем помолиться о сокровенном, попросить Господа о прощении грехов, которых у всех нас полно. В пост надо постараться стать ближе к Богу.

— Когда в Москве или Санкт-Петербурге люди, называющие себя православными, громят выставки, нас это как будто не касается. Но вот дошло до Приморья. На известную писательницу и зоозащитницу Лору Белоиван оскорбленные верующие пишут заявления в Роскомнадзор, прокуратуру, полицию. И всего-то за пост в Facebook о божественном происхождении совы – писала она, конечно, с крепким словцом, но это явно не были оскорбления. Такое ощущение, что сейчас под маской православия скрывается агрессия.

— Я – крайний противник таких действий. Да, у человека какое-то свое видение. Но стоит делать не так, как эти «ревнители православия». Лучше встретиться с человеком, поговорить по душам, может быть, привести его в храм. Ведь Господь дал нам заповедь: возлюби ближнего своего, как самого себя. Не надо козни строить. При чем тут полиция и Роскомнадзор? Вы сначала найдите возможность встретиться с человеком, пообщаться, узнать ее мировоззрение, строение ее души. Да элементарно – за человека помолиться.

— Церковь пропагандирует отказ от роскоши, от материального. А священники ездят на дорогих машинах, носят дорогие часы...

— Во-первых, церковь это не пропагандирует. Церковь не говорит, что все должны быть нищими. Господь каждому дает свою меру финансов, благосостояния. Но не надо кичиться этим богатством, выставлять роскошь напоказ. Если у тебя многое есть – лучше ближнему помоги или на храм пожертвуй. Богатство само по себе – это не хорошо и не плохо. Важно, как человек в сердце своем относится к нему. Богатство не должно владеть сердцем. На первом месте – любовь к Богу и любовь к ближнему.

Когда меня спрашивают, как я отношусь к тому, что какой-то батюшка ездит на дорогой машине, я сразу говорю: смотрите на свои грехи. Зачем на кого-то смотреть? Он за свое сам ответит.

— Заходишь на Пасху в церковь – яблоку негде упасть. На Крещение – очереди за святой водой. Почему же в обычной жизни люди по вере не живут?

— У меня тоже это в голове не увязывается. Если человек ходит в храм, касается святыни, то должен вести себя сообразно со званием христианина. Написаны все заповеди в Евангелие – старайтесь их исполнять. Это происходит с людьми оттого, что они не совсем осознают, чье имя они носят. И из-за невоспитанности и непонимания, что существует закон причинно-следственных связей. То, что ты сотворил, к тебе потом вернется. Хорошее – добром, плохое – злом. У каждого человека есть мерило – совесть.

— А в городе есть, условно говоря, нормативы или просто понимание, сколько нужно церквей, так скажем, «на душу населения»?

— В Москве, Костроме, Ярославле – городах с большой историей – храм есть в каждом районе. И люди являются прихожанами «по месту жительства». С другой стороны, чем больше храмов, чем больше молитв возносится Господу, тем лучше. Но дело не в количестве церквей, а в том, чтобы люди, считающие себя православными, в эти церкви ходили. По статистике в России около 70% православных. Во Владивостоке живет вместе с приезжими тысяч 700 человек. Грубо говоря, 450 тысяч – православные. Ну понятно, есть пенсионеры, малыши, командировочные… Пасха – это праздник праздников и торжество из торжеств. Все должны быть в храме. Дай Бог, чтобы 5000 человек пришло.

Мы стараемся «привести» людей в храм. Например, перед таинством крещения проводим ознакомительные беседы для людей, которые просто приходят в храм и не знают, для чего нужно креститься. Одни говорят: чтобы ангел был, другие – чтобы богатым быть. На полном серьезе! А ведь крещение – это и есть акт рождения человека от Бога.

— Как считаете, стоит ли перекрывать дороги на религиозные праздники? Я сейчас не только о православном Крестном ходе, который занимает около получаса в выходной, а в том числе о Курбан-байраме, Ураза-байраме…

— Зависит от того, какая цель у этих мероприятий. Например, когда мы идем крестным ходом, перекрывается проезжая часть. Но это – древнейшая традиция, древнейший устав. Мы не можем себя повести по-другому. Но, конечно, неудобства из-за празднеств должны быть минимальными.

— Раз уж заговорили о городском пространстве. Во Владивостоке – известное дело – не хватает парковок. И многие обсуждали: на центральной площади нужна парковка или храм? Причем место-то такое – площадь Борцов революции, тут же и церковь. Некоторые посмеиваются.

— Неправильно посмеиваются. Такое название и свой современный облик площадь получила лишь в 1965 году, гораздо позже революции. А храм по указанию святейшего патриарха строится на очень правильном и нужном месте. Тут администрация, тут рядом порт – это сердце города. Храм, образно говоря, станет ангелом-хранителем Владивостока, встанет у морских ворот в Россию. А насчет парковок – я сам местный, меня эта проблема, как и всех, касается. Иногда около храма не могу припарковать свой старенький Hiace. Но решать это надо другими способами, не выбирая – храм или парковка. Для этого у нас есть градоначальник и люди со светлыми головами в администрации.

— Как православная церковь относится к неканоническим символам христианства – например, к статуе Христа-искупителя? Это станет светским символом Владивостока или духовным?

— С одной стороны, светским, конечно. Но образ Христа всегда был и будет духовным. Это образ спасения, в первую очередь. Каждый, кто смотрит на статую или икону Христа, освящается светом, который идет от глубинного понятия Господа. Нам в любом случае нужно обращаться к духовному миру человека. Чтобы на первом месте у нас были Бог и вера, а не какие-то мелкие, меркантильные цели.

— Владивосток, как вы уже сказали, морские ворота в Россию. И, если смотреть шире, оплот православия на востоке страны. Но у нас нет ни одного православного города-побратима за рубежом.

— К сожалению, нет. И я уверен: Владивостоку очень нужен город-побратим из православных. Я думаю, что нам стоит обратить взгляд на Грецию.

— Да вот, например, второй по величине город Греции, Салоники. Между нашими городами много параллелей. Оба – экономически важные порты. В Салониках родились Кирилл и Мефодий – у нас на видовой площадке фуникулера стоит памятник учителям словенским работы Эдуарда Барсегова. Там находится базилика святого Дмитрия, покровителя воинов, у нас – база Тихоокеанского флота с военными моряками.

— Это действительно замечательная инициатива. Салоники, по-старославянски Солоунь, древнейший город, оплот православия. Он упоминается в посланиях апостола Павла. Это очень серьезное дело, конечно, такие вещи решаются на уровне святейшего митрополита и патриарха, на уровне администраций. Но я уверен: церковь пойдет навстречу и будет рада, если чиновники будут с этим согласны и начнут соответствующую работу. Как это будет с внешней стороны? Обмен святынями, прибытие икон, мощей. Обмен культурным опытом. Побрататься с таким важным для православия центром было бы здорово, это очень важно.


Протоиерей Максим Романенко: «Не надо выбирать между храмом и парковкой»  — newsvl.ru
Протоиерей Максим Романенко: «Не надо выбирать между храмом и парковкой»  — newsvl.ru

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта