Новости Владивосток

Навстречу цивилизации: в Международный день таксиста VL.ru изучил владивостокский рынок (ФОТО; ОПРОС)

Владивостокский рынок такси продолжают осваивать крупные федеральные компании. По оценкам представителей рынка, сетевики захватили большую часть сегмента городских пассажирских перевозок. Крупных компаний такси со своими парками автомобилей во Владивостоке остались единицы, небольшие компании вынужденно перешли к сотрудничеству с онлайн-диспетчерскими. О том, как работают владивостокские такси в Международный день таксиста, 22 марта, рассказываем в обзоре VL.ru.

Начало 2010-х: большой передел

Трансформация рынка пассажирских перевозок началась 8 лет назад, с приходом на владивостокский рынок сервиса заказа такси «Максим». В 2010 году бизнес-модель компании позволила установить для потребителей услуги максимально дешевые тарифы. Сервис был лоялен к водителям с личными автомобилями, поэтому для запуска «Максима» в десятках российских городов достаточно было найти водителей, а дорогостоящее содержание автопарка стало не нужно.

Традиционных перевозчиков, которые всегда платили все налоги и тратили большие средства на собственные автопарки, такая ситуация не устроила, но побороть демпинг для них стало чрезвычайно сложно. Рынок в те годы был еще довольно «диким». В начале 2010-х легальные водители жаловались на иностранных «бомбил», которым тогда можно было ездить со своими национальными правами, часто эти нелегалы (иногда и в миграционном смысле) брали в аренду или покупали машины в крайне плачевном техническом состоянии. Многие из них выбирали «Максим» из-за простоты подключения к сервису.

ГИБДД тогда регулярно устраивала спецоперации «Такси», в рамках которых выявляла и задерживала водителей, действующих без лицензии. Те в ответ даже пытались устраивать стихийные акции протеста. Например, 28 ноября 2013 года к месту задержания одного из нелегальных таксистов приезжала «группа поддержки» из 40 автомобилей, которая мешала работе ГИБДД. А в ночь на субботу, 7 декабря, около 50 нелегалов в знак протеста выстраивались в организованную автоколонну и ехали от площади Луговой до центра города.

Традиционные автопарки тогда даже создали свое НКО – «Таксомоторный Альянс Приморья», которое возглавил директор ООО «Примтакси» Андрей Бралеев. Организация привлекала к обсуждению проблемы нелегалов легальных перевозчиков, представителей правоохранительных органов, УФАС и общественных деятелей и выступала за регистрацию служб заказа в качестве таксомоторных компаний. Позднее организация стала коммерческой: она объединила несколько фирм такси, предоставив каждой доступ к единой диспетчерской.

В итоге, несмотря на ожесточенную конкурентную борьбу, потребители в подавляющем большинстве проголосовали рублем и выбрали «Максим». Во многом из-за удобства: помимо онлайн-диспетчерской компания в 2012 году запустила собственные Android- и IOS-приложения. В настоящее время практически все крупные перевозчики используют приложения для заказов, тогда же такой способ вызова такси для приморцев был еще в новинку.

Середина 10-x: новые игроки

В 2014 году на владивостокский рынок пришел новый федеральный игрок – диспетчерская служба Rutaxi («Лидер»). Мобильные приложения тогда продолжали завоевывать популярность, и отчасти успех Rutaxi был связан с повальным увлечением новыми сервисами: зачем звонить в диспетчерскую и что-то там объяснять, если можно, просто нажав пару кнопок, узнать конечную стоимость и заказать такси?

Постепенно рынок становился цивилизованнее – сетевые сервисы ужесточили требования к водителям и усилили контроль за их работой. С другой стороны, выжившие традиционные перевозчики тоже не сидели сложа руки – запускали собственные мобильные приложения для заказов, снижали стоимость тарифов и изо всех сил старались улучшать сервис.

Еще через два года в «сетевом полку» прибыло – в мае 2016 года на владивостокский рынок зашли «Яндекс.Такси», в октябре начал работу «Сатурн», а в ноябре на владивостокском рынке появился даже один всемирный сервис – Gettaxi. Именно тогда онлайн-диспетчерские окончательно закрепились на рынке, безоговорочно заняв большую часть сектора пассажирских перевозок во Владивостоке.

Наше время: более цивилизованный рынок

В настоящее время больших таксомоторных парков во Владивостоке почти не осталось. Часть выживших все еще имеют свою диспетчерскую, некоторые берут заказы через сервисы крупных сетевых компаний, третьи – совмещают. Так, в беседе с корреспондентом VL.ru руководитель одного из владивостокских таксопарков отметил, что при наличии собственной диспетчерской они также пользуются сервисом сетевой службы заказов такси. 

«Классическим фирмам такси сейчас непросто, напрямую конкурировать с гигантами стало практически невозможно. Многие обращаются к федеральным сервисам как к дополнительным источникам заказов», – говорит собеседник VL.ru.

В пресс-службе такси «Максим» отметили, что современные технологии сделали услуги такси доступнее, цивилизованнее и безопаснее. Именно технологии в конечном счете изменили весь рынок: некоторые небольшие службы почти полностью перешли на работу через сервисы гигантов. Используя их контакт-центры, компании получили возможность не тратить деньги на диспетчеров и продвижение, а вместо этого увеличить свой автопарк.

«Были фирмы, которые не хотели принимать изменения и улучшать качество своих услуг, тратили силы на противодействие техническому прогрессу. Постепенно они ушли с рынка», – говорит пресс-секретарь такси «Максим» Мария Пухова.

То, что рынок такси в итоге стал цивилизованнее, подтверждают и в приморской ГИБДД. В пресс-службе ведомства отметили, спецоперации «Такси» уже давно не проводятся, остались только обычные проверки и плановое ежемесячное мероприятие «Перевозчик», когда перед выходом на линию проверяют таксистов и водителей общественного транспорта. Благотворно на ситуацию в отрасли повлияли и новые поправки в правила дорожного движения 2017 года, согласно которым лица с иностранными водительскими правами теперь не будут иметь права работать водителями автобусов и таксистами.

«Основные выявленные нарушения у таксистов в настоящее время – отсутствующий техосмотр и неправильно оформленные путевые листы, – уточняют в пресс-службе приморского управления ГИБДД. – Водители, осуществлявшие пассажирские перевозки, но имеющие при этом только национальные водительские удостоверения, в итоге переучились на российские права. Если сравнить с ситуацией 3-5-летней давности, нарушений стало значительно меньше».

Борьба за каждого клиента

В «Примтакси», одной из немногих владивостокских компаний, имеющей собственный большой автопарк более чем на 140 автомобилей и не сотрудничающей ни с какими федеральными агрегаторами, признают, что в лидерах окончательно закрепились сетевики. Однако некоторых клиентов привлекают особые конкурентные преимущества. Стоимость поездок у «Примтакси» выше на 30-50 %, в обмен клиентам предлагают новые автомобили и привычные способы заказа по телефону или через мобильное приложение.

«Поскольку автомобили у нас собственные, мы не заинтересованы садить за руль кого попало. Минимальный стаж вождения – 5 лет, – отмечает директор «Примтакси» Андрей Бралеев. – Перед выходом на линию каждый наш водитель проходит врача, получает у диспетчера путевой лист и проверяет автомобиль у механика. Также мы следим за регулярным обновлением автопарка и техническим обслуживанием. Всем известно, где находится наша база. В случае каких-то непредвиденных обстоятельств пассажир всегда знает, куда обратиться. Попробуйте в любую сетевую компанию позвонить. Оператор охотно примет заказ, чуть в сторону – глухая стена, куда обращаться потребителю, непонятно».

В «Максиме» тоже подчеркивают, что предъявляют строгие правила к водителям: стаж не менее 3 лет, автомобиль исправный и без повреждений кузова, наличие разрешения на деятельность такси. Водителей проверяют по обращениям пассажиров и фиксируют нарушения ПДД по данным из открытых источников. С недобросовестными водителями прекращают сотрудничество. Сетевики, к слову, тоже борются за репутацию – с помощью систем рейтингов и оценок.

В последнее время конкурентная борьба на рынке такси только возрастает. Битва между федеральными компаниями ведется как на локальных рынках, так и на общефедеральном уровне. Так, в апреле 2017 года компании Fasten («Такси Сатурн», RedTaxi) и RuTaxi («Везет», «Лидер») объявили об объединении сервисов заказа такси «Такси Сатурн», RedTaxi, «Везет» и «Лидер» в одну акционерную структуру. Чуть позже, в июле прошлого года, «Яндекс» и Uber заявили о слиянии на российском рынке.

***

То, каким в будущем станет рынок такси во Владивостоке и в мире еще через 5-8 лет, предсказать вряд возможно. Ведь и в начале 10-х мало кто мог представить, что обычный телефон, а точнее, какие-то непонятные мобильные приложения смогут изменить целый гигантский рынок не где-то за рубежом, а буквально во всем мире. На очереди беспилотные такси? Хотя первые попытки внедрить новую услугу оказались не просто провальными: компания Uber после того, как беспилотный автомобиль в США насмерть сбил женщину, решила временно приостановить программу. 

Подписаться на канал VL.ru в Telegram

Голосование

Услугами какой компании вы чаще всего пользуетесь?

Таксомоторный Альянс Приморья (входят Примтакси, Renome и другие)
5.6%
111
Первое городское такси
0.8%
15
Восток
6.2%
123
Максим
45.7%
909
Лидер (Rutaxi)
7.7%
154
Яндекс.Такси
22.2%
441
Gettaxi
0.8%
16
Другое
1.9%
38
Не пользуюсь такси
9.2%
183

Всего проголосовало 1990 человек

Традиционных таксомоторных компаний во Владивостоке почти не осталось — newsvl.ru Перед выходом на смену все водители проходят медосмотр — newsvl.ru Сетевые компании захватили большую часть рынка такси во Владивостоке — newsvl.ru «Дыхните в трубочку» - свои алкотестеры есть не только у сотрудников ГИБДД — newsvl.ru Алкотестер не показал превышение уровня алкоголя — newsvl.ru Врач ставит печать на путевом листе — можно идти в автопарк... — newsvl.ru …но перед этим необходимо расписаться в нескольких журналах — newsvl.ru В традиционных автопарках — обязательна строгая отчетность всех водителей — newsvl.ru За день автомобиль может проехать более 300 километров — newsvl.ru Все машины автопарка проходят плановый технический осмотр и ремонт — newsvl.ru Плановая замена масла механиком — newsvl.ru В немногих оставшихся традиционных автопарках есть собственные ремонтные боксы — newsvl.ru Перед выходом на смену автомобили проверяются механиками — newsvl.ru В день работники автомастерской таксопарка проверяют несколько автомобилей — newsvl.ru По оценкам представителей рынка, сетевики захватили большую часть сегмента городских пассажирских перевозок — newsvl.ru Большинство забрендированных такси на улицах Владивостока принадлежат сетевикам — newsvl.ru Большинство забрендированных такси на улицах Владивостока принадлежат сетевикам — newsvl.ru Номер телефона для заказа указан прямо на машине, хотя все больше людей пользуются мобильными приложениями — newsvl.ru Большая часть забрендированных авто принадлежит старейшему сетевому игроку российского рынка — newsvl.ru Мобильные приложения стали стандартом для всей отрасли — newsvl.ru Выжившие местные игроки стараются не отставать, также брендируя свои автомобили — newsvl.ru В автомобилецентричном Владивостоке такси пользуются большой популярностью — newsvl.ru Гибридный Toyota Prius — один из самых востребованных автомобилей в такси — newsvl.ru Местные перевозчики почти потеряли рынок — newsvl.ru Некоторые водители регистрируются сразу в нескольких сетевых компаниях — newsvl.ru Вам шашечки или ехать? — newsvl.ru
Традиционных таксомоторных компаний во Владивостоке почти не осталось — newsvl.ru Перед выходом на смену все водители проходят медосмотр — newsvl.ru Сетевые компании захватили большую часть рынка такси во Владивостоке — newsvl.ru «Дыхните в трубочку» - свои алкотестеры есть не только у сотрудников ГИБДД — newsvl.ru Алкотестер не показал превышение уровня алкоголя — newsvl.ru Врач ставит печать на путевом листе — можно идти в автопарк... — newsvl.ru …но перед этим необходимо расписаться в нескольких журналах — newsvl.ru В традиционных автопарках — обязательна строгая отчетность всех водителей — newsvl.ru За день автомобиль может проехать более 300 километров — newsvl.ru Все машины автопарка проходят плановый технический осмотр и ремонт — newsvl.ru Плановая замена масла механиком — newsvl.ru В немногих оставшихся традиционных автопарках есть собственные ремонтные боксы — newsvl.ru Перед выходом на смену автомобили проверяются механиками — newsvl.ru В день работники автомастерской таксопарка проверяют несколько автомобилей — newsvl.ru По оценкам представителей рынка, сетевики захватили большую часть сегмента городских пассажирских перевозок — newsvl.ru Большинство забрендированных такси на улицах Владивостока принадлежат сетевикам — newsvl.ru Большинство забрендированных такси на улицах Владивостока принадлежат сетевикам — newsvl.ru Номер телефона для заказа указан прямо на машине, хотя все больше людей пользуются мобильными приложениями — newsvl.ru Большая часть забрендированных авто принадлежит старейшему сетевому игроку российского рынка — newsvl.ru Мобильные приложения стали стандартом для всей отрасли — newsvl.ru Выжившие местные игроки стараются не отставать, также брендируя свои автомобили — newsvl.ru В автомобилецентричном Владивостоке такси пользуются большой популярностью — newsvl.ru Гибридный Toyota Prius — один из самых востребованных автомобилей в такси — newsvl.ru Местные перевозчики почти потеряли рынок — newsvl.ru Некоторые водители регистрируются сразу в нескольких сетевых компаниях — newsvl.ru Вам шашечки или ехать? — newsvl.ru

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта