Новости Владивосток

Недоступная среда: как люди с инвалидностью передвигаются по Владивостоку (ФОТО; ОПРОС)

С 2014 года во Владивостоке реализуется программа «Доступная среда», призванная облегчить жизнь людей с ограниченными возможностями здоровья. Однако, несмотря на заметные улучшения, краевую столицу такие люди по-прежнему оценивают для себя как «недоступную»: попасть в супермаркет порой проще, чем в поликлинику или музей, водители автобусов не включают звуковые оповещения и отказываются опустить пандус, да и сами горожане иногда выступают против установки тактильной плитки и часто занимают места для инвалидов на парковке.

«Доступность» для незрячих

О «Доступной среде» для людей с ограниченными возможностями в крае заговорили с 2014 года. Тогда же стартовал первый этап программы. За четыре года на реализацию этой программы в Приморье из федерального, краевого и муниципальных бюджетов было выделено более 340 миллионов рублей. Львиная доля этих средств была направлена на то, чтобы сделать удобными для посещения маломобильных граждан учреждения культуры, спорта, здравоохранения, социальной защиты. Кроме того, в рамках программы адаптировались объекты дорожной инфраструктуры – обустраивались пешеходные переходы и подходы к ним, на тротуарах прокладывалась тактильная плитка, устанавливались леерные пешеходные ограждения. По словам маломобильных горожан, с 2013 года Владивосток в плане доступности заметно изменился.

«Если сравнивать наш город в 2013 году и сейчас, то перемены налицо. Особенно это заметно по центральной части города», – говорит Светлана Кротенок.

Светлане Кротенок в детстве поставили диагноз – дистрофия сетчатки. Сейчас Светлана практически ничего не видит, остаточное зрение у нее 1-2%. По словам девушки, передвигаться по городу без сопровождающих еще несколько лет назад было практически невозможно. Сейчас она спокойно передвигается по своему привычному маршруту. Наиболее адаптированные районы для инвалидов по зрению, по мнению Светланы, – центральная часть города, а также район Магнитогорской, где проживает большинство незрячих людей.

«Основные центральные перекрестки в городе оснащены говорящими светофорами, всего их около пятидесяти. Для нас очень важно, чтобы помимо звукового сигнала было речевое сопровождение, для того чтобы понимать, где именно нужно переходить. Изменились и сходы. Вместо высоких бордюров, которые были раньше, сейчас делают плавные сходы, которые оснащают желтой тактильной полосой. Я когда иду, ступаю на желтую полосочку, которая очень хорошо прощупывается ногами, и понимаю, что впереди проезжая часть, поэтому нужно подождать сигнала светофора. Это очень удобно. Да и многие остановки начинают оснащаться тактильными полосками, чтобы было легче ориентироваться и понимать, что ты дошел до остановки», – рассказывает Светлана.

Оценили слабовидящие люди и голосовое объявление остановок в общественном транспорте. Правда, не всегда водители оказываются добросовестными и включают во время поездки оповещения, хотя для инвалидов это крайне важно.

«У нас многие стесняются обращаться к людям и постоянно находятся в напряжении, отсчитывая остановки – сколько я должен проехать еще, а вдруг случайно сбился. Поэтому хотелось бы, чтобы все транспортные компании учли этот момент и оснастили все маршруты», – говорит Светлана.

Какие именно объекты необходимо адаптировать в первую очередь, решают сами инвалиды – свои пожелания они направляют чиновникам, которые заводят на них паспорт доступности. Только вот пожеланий всегда много, а реализовать удается, к сожалению, далеко не все.

«Прежде чем какие-то объекты определять, администрация обращается к нам, мы, собирая пожелания наших людей, оформляем письма и подаем их в администрацию. Когда объекты утверждаются, ведется их паспортизация. Мы выезжаем в составе комиссии и даем свои замечания, которые фиксируются в паспорте. В соответствии с этим паспортом в дальнейшем ведутся работы. Когда начинаются работы, нас также приглашают. Если есть какие-то замечания, к примеру, тактильная плитка не понятно куда показывает или не обнесено препятствие на тротуаре, это все тоже отмечается. Радует, что к нам прислушиваются, но хотелось бы, конечно, чтобы больше мест стали доступными для инвалидов», – отмечает Светлана.

Заледеневшая плитка, разрушенные виадуки и столбы посреди тротуаров

Несмотря на позитивные изменения, преград для инвалидов в нашем городе по-прежнему еще очень много. Особенно они становятся заметны в зимнее время, когда выйти из подъезда становится целым испытанием.

«Зимой слепые люди по большей степени сидят дома, из маломобильных делаются немобильными вообще. И так люди боятся передвигаться по нашему городу, а когда идет снег, они просто не выходят на улицу. Даже если тот объект, куда мне нужно дойти, оборудован тактильной плиткой, до него мне надо как-то добраться. Особенно тяжело, когда город сковывает льдом. Для нас это еще более стрессовая ситуация, чем для всех остальных. Потому что мы и так не видим, куда наступаем, а если мы еще и едем куда-то при этом, это совсем страшно. Для нас просто жизненно необходимо, чтобы снег и лед в городе убирался вовремя», – говорит Светлана.

Немалые трудности создаются и из-за сложного рельефа Владивостока – перепады высот, постоянные подъемы и спуски, лестницы сложно преодолеть не только инвалидам, но и просто пожилым людям.

«Наверное, самое сложное – пройти по надземному пешеходному переходу. Сложно перейти по Некрасовскому виадуку, на Баляева и многих других. Помимо того, что нет никаких предупреждений о подъеме и спуске, так еще и на многих разрушены ступеньки. Поэтому мы постоянно и просим, чтобы оборудовали переходы. Еще одна проблема – открытые люки и раскопанные ямы. Когда ведутся какие-то работы, очень часто никаких предупреждающих знаков не ставят. У нас были случаи, когда инвалиды просто шагали в пустоту и ломали себе ноги, получали тяжелые травмы», – сказала Светлана.

Несмотря на то, что наиболее оборудован для незрячих людей именно центр города, из-за его узких проходов на пути то и дело можно встретить коварные преграды – столбики и деревья, возникающие прямо посреди тротуара, неожиданные лестницы и пороги магазинов. Слабовидящие люди обычно ориентируются по стенам домов, и внезапно возникающий на пути столб или ступенька для них особо опасны.

«Свой маршрут уже за годы я изучила хорошо и знаю, где столб, где необорудованная лестница, где спуск. Но когда попадаешь в новое место, это тяжело, в том числе и психологически. Многие у нас боятся передвигаться по городу самостоятельно с тростью, выходят только под ручку с сопровождающими», – отмечает Светлана.

Если пройти от остановки до работы у Светланы получается довольно легко благодаря опыту, некоторые места она по-прежнему не может посещать самостоятельно. Совершенно не адаптирована для инвалидов по зрению Спортивная набережная – здесь нет тактильной плитки.

Практически не реально незрячему человеку что-то купить в супермаркете, консультанты в больших торговых сетях часто не замечают покупателей с тростью, которым необходима помощь. Как ни странно, но даже посетить поликлинику без сопровождающих сложно, нужно, чтобы кто-то помог дойти до нужного кабинета, а сотрудники медучреждений не всегда готовы оказать помощь.

Незрячим часто тяжело попасть на нужный автобус. Особенно, если уехать нужно с крупной узловой остановки. Именно поэтому в краевой столице должны были появиться информационные табло с модулем звукового дублирования. На их установку в прошлом году было направлено 200 000 рублей. Такие табло действительно появились на остановках «ТЦ Универсам», «Проспект 100-летия Владивостока», «Центр», «Баляева», «Фанзавод», а также «Постышева», но они не работают – их до сих пор не подключили.

«Я живу на Тихой, остановка, с которой я уезжаю на работу, никак не оборудована. Но меня на ней уже все знают, встречают. Есть люди, с которыми мы каждый день ездим, они  предупреждают, когда подъезжает наш автобус. А на других остановках сложно. Пока приходится только спрашивать пассажиров. Но кому-то тяжело попросить о помощи, я сама долгое  время очень стеснялась обращаться к людям. Поэтому табло бы очень помогли», – отметила Светлана.

Светлана приводит в пример опыт других российских городов. Так, в Санкт-Петербурге существует программа «Доступный город»: незрячему выдаются специальное устройство и гарнитура, благодаря им он может услышать, какой сейчас подошел автобус или какое здание  он в данный момент проходит. Во Владивостоке пока о таком устройстве люди с ограниченными возможностями могут только мечтать.

Проблемы начинаются за дверью квартиры

«Не так часто встретишь инвалида на остановке. И это касается не только автобусов, проблема на самом деле глубже. Инвалидов не встретишь, потому что они из дома выбраться не могут. Жить на высоком этаже и спуститься вниз даже мамочкам с колясками тяжело, не говоря уже об инвалидах», – говорит Андрей Смолянников.

Проблемы людей, которые прикованы к инвалидной коляске, начинаются уже за дверью собственной квартиры. Чтобы выйти на улицу, им нужно преодолеть лестницу, иногда и не одну. Если человек живет выше первого этажа, а подъезд не оборудован лифтом, пандусом или отдельным подъемником, сделать это невозможно.

«Если человек живет в пятиэтажке, где вообще нет лифта, то у него есть два «выхода» – либо отдельные подъемники устанавливать, либо продавать квартиру и переезжать на первый этаж. В старых домах коляски не проходят в лифт. Да и в новых домах есть проблемы. Например, я приезжаю к подружке в микрорайон Снеговая Падь. Там установлен хороший пандус, но в сам подъезд заезжаешь, там такой большой порог, что если попытаешься с него съехать, то просто перевернешься, надо, чтобы кто-то страховал. Хотя, казалось бы, новый фонд, должны соблюдать все нормативы», – рассказывает Елена Грехова.

Нет автомобиля – нет развлечений

Если для инвалидов по зрению центральная часть города мало-мальски адаптирована, то преодолеть этот район самостоятельно людям, передвигающимся на коляске, сродни подвигу.

«В нашем городе среду скорее можно назвать недоступной, чем доступной. Центр города – это вообще проблемный район, старый город, старый фонд никак не приспособлен для нас. Добраться с площади даже до Корабельной набережной нельзя – лестница там не оборудована пандусом. Можно было бы проехать вдоль дороги, так у нас для этого не организованы специальные дорожки для инвалидов», – говорит Елена Грехова.

По словам людей с поражением опорно-двигательного аппарата, доступные для колясочников места в городе есть, но вот добраться до них самому практически невозможно.

«Во Владивостоке есть много отдельных объектов, которые адаптированы для инвалидов. Но чтобы что-то посмотреть, туда нужно как-то добраться, а без своего транспорта это нереально. И эти неудобства касаются не только нас. К нам часто приезжают гости, а свозить их погулять некуда. Просто катаешь на машине по городу, показывая отдельные точки», – говорит Елена.

В рамках программы «Доступная среда» во Владивостоке были приобретены автобусы MAN, в которых есть все для перемещения маломобильных граждан: широкие дверцы, пандус, специальное место для колясок и ремни безопасности. Только вот проехать на этих автобусах инвалиды могут не всегда – водители зачастую отказываются помогать колясочникам сесть в автобус.

«Сами автобусы для нас доступные, хорошие и удобные, но вот водители этих автобусов совершенно не лояльно к нам относятся. Они просто отказываются опускать для нас пандус, даже если их просишь. Часто говорят, что они якобы не работают, в последний раз мне сказали, что автобус сломается, если для меня опустят пандус. Да и вообще, плохо, что оборудованы только определенные маршруты – 15 и 98. Например, если мне с Русского острова нужно добраться до Второй Речки, то приходится на двух таких автобусах ехать, что не очень удобно. Хотелось бы видеть больше таких автобусов по разным маршрутам города, ну и чтобы провели работу с водителями», – рассказывает Алексей Руськин.

Согласна с Алексеем и Елена. По мнению девушки, для маломобильных людей уже давно нужно было разработать специальные маршруты, по которым они могли бы беспрепятственно передвигаться. Пока же в городе без автомобиля инвалидам очень сложно. Сама Елена за рулем  уже четвертый год, после получения прав ее жизнь значительно изменилась. Раньше, по признанию девушки, из дома она выбиралась довольно редко, передвигалась в основном на такси. С приобретением личного автомобиля у нее появилась возможность чаще посещать интересные места и встречаться с друзьями.

За последние несколько лет объектов, которые адаптировали для маломобильных людей, в городе стало больше. Елена со своими коллегами и друзьями часто посещают «Фетисов-Арену», Приморскую сцену Мариинского театра, PrimRing. Неплохо адаптированы под нужды инвалидов-колясочников набережные Цесаревича и ДВФУ. Доступна стала и библиотека имени Чехова на проспекте 100-летия Владивостока, 48, здесь люди с ограниченными возможностями периодически устраивают встречи.

По словам Елены, собственникам зданий найти выход можно всегда – и даже если невозможно организовать пандус, то можно просто помочь человеку на инвалидной коляске забраться по лестнице.

«Мы часто ходим в кино. И если кинотеатр «Океан» хорошо приспособлен для инвалидов, то, к примеру, «Нептун», который находится рядом с моим домом, не оборудован пандусом. Но там всегда нам организовывают подъем, просто-напросто два человека берут коляску и помогают подняться на лестницу. А вот в кинотеатр «Владивосток» недавно девочка у нас не смогла попасть. Там не работали лифты, и ей просто пришлось уехать, а потом еще и долго выбивать деньги за свой билет», – рассказывает Елена.

Нет проблем у колясочников с походами в крупные торговые сети и супермаркеты – сейчас практически все они оборудованы пандусами. Сложнее, как это ни странно, с муниципальными организациями, которые и должны адаптировать под нужды инвалидов в первую очередь. Во многих учреждениях если и есть пандус, то заехать на него не только неудобно, но и опасно – вместо положенных 15 градусов уклона, встречаются пандусы, которые установили под 30 и даже 40 градусов.

«В супермаркетах проблем нет никаких, когда только подъезжаешь на парковку, тебе и коляску вынуть помогут, и до двери довезут, потом еще в машину продукты погрузят. А вот в диспансер местный сходить – это уже целая история. Та же медико-социальная экспертиза, где мы проходим комиссию, находится на втором этаже, и проход находится в таком плачевном состоянии, что туда даже ходячий еле дойдет», – говорит Андрей Смолянников.

Недоступными пока для колясочников остаются и культурные учреждения – музеи и галереи, большая часть которых находятся в старых зданиях. Кроме того, они не могут попасть и во многие исторические объекты города. Елена, к примеру, давно мечтает посетить батареи и форты Владивостокской крепости.

А вот пляж для маломобильных горожан инвалиды-колясочники уже заждались. Открыть его планировали еще летом 2017 года. Правда, выбор места – пляж должны были оборудовать на Санаторной – их очень удивил.

«Во Владивостоке, морском городе, нет ни одного доступного пляжа для инвалидов. Уже сколько говорят о том, что на Санаторной оборудуют для нас пляж, и никаких изменений. И вообще не понятно, зачем там делать этот пляж. Гораздо проще было бы оборудовать пляж "Кунгасный". В отдалении где-то делать отдельный пляж для инвалидов – для нас это дико. Да и ехать далеко, не каждый туда сможет добраться, а уж тем более преодолеть переезд через железнодорожные пути», – сказала Елена.

Одни помогают, другие ломают

Немаловажное значение для социализации людей с ограниченными возможностями имеет отношение окружающих людей. Люди, как говорят сами инвалиды, у нас очень добрые и отзывчивые – всегда помогут перейти дорогу или спустить коляску вниз. Но бывают и исключения. Не редки случаи, когда соседи устраивали настоящие войны против обустройства пандусов и подъемников в подъездах и даже ломали их.

«Некоторые жильцы говорят, что подъемник им мешает. Правда, чем именно, объяснить не могут. В моем доме установлен подъемник, и когда ко мне приходят гости, они его даже не замечают», – говорит Елена Грехова.

Тактильная плитка для незрячих тоже устраивает далеко не всех, даже если люди знают, что инвалидам она необходима.

«У нас на Магнитогорской когда прокладывали тактильную плитку от лестницы к дому, где живет много незрячих инвалидов, жильцы дома встали на пути работников и мешали им. Мотивировали они это тем, что рабочие якобы нарушают асфальтовое покрытие, хотя плитка же никак на асфальт не влияет. Некоторые утверждали, что растения могут быть поломаны, хотя растения вообще находятся в палисаднике, а не посреди тротуара. Есть такие люди, которые, к сожалению, не думают о проблемах маломобильных людей и не понимают, что от инвалидности не застрахован никто – сегодня человек может быть здоров, а завтра нет», – рассказывает Светлана Кротенок.

Ну а самая известная проблема в нашем городе – парковки для инвалидов. Автомобилисты, несмотря на запреты и штраф в 5000 рублей, паркуют своих железных коней на специально отведенных площадках для людей с ограниченными возможностями.

«Очень многие люди не понимают одной вещи. Для того, чтобы пересесть с машины в коляску, мне нужно полностью открыть дверь машины. Именно поэтому места для инвалидов делают такими широкими. А часто подъезжаешь на парковку для инвалидов, и даже дверь открыть нереально. Приходится сидеть и ждать, когда придет хозяин соседней машины и отъедет», – отмечает  Андрей Смолянников.

Да и отношение некоторых автомобилистов к маломобильным людям оставляет желать лучшего. Находясь за рулем, они или не замечают человека с белой тростью, или не хотят замечать.

«Некоторые автомобилисты не останавливаются, когда видят человека с тростью. У нас были случаи, и когда трости переезжали и ломали, и на ноги наезжали. Проблемы нам создают и припаркованные машины – приходится протискиваться на ощупь между ними либо выходить на проезжую часть», – добавляет  Светлана Кротенок.

В целом, как отмечают инвалиды, программа «Доступная среда» – очень нужная и полезная. Благодаря ей в нашем городе действительно появились положительные изменения. Правда, и пробелов осталось еще очень много, каждый из которых упирается в финансирование. Отметим, что в 2018 году Владивосток не получил федеральной поддержки по программе «Доступная среда» – ее реализация будет проходить только за счет городского бюджета.

Голосование

Если вы видите, что инвалиду нужна помощь, то

Всегда помогаю
40.3%
277
Помогаю, только если попросят
22.4%
154
Помогаю, если не спешу
6%
41
Никогда не встречал инвалидов в общественных местах
29.1%
200
Никогда не помогаю
2.3%
16

Всего проголосовало 688 человек

Голосование

Если вы видите, что инвалиду нужна помощь, то

Светлана Кротенок — newsvl.ru Светлане Кротенок в детстве поставили диагноз – дистрофия сетчатки — newsvl.ru По городу Светлана передвигается с белой тростью — newsvl.ru Возле ступенек для незрячих прокладывают специальную плитку — newsvl.ru За годы Светлана изучила свой привычный маршрут до мелочей — newsvl.ru Для незрячих особенно опасен лед на тротуарах — newsvl.ru Такой маршрут Светлана преодолевает каждый день — newsvl.ru Центр города оборудован говорящими светофорами — newsvl.ru Благодаря говорящим светофорам незрячие люди могут быть уверены, какую именно улицу нужно переходить — newsvl.ru В рамках программы «Доступная среда» для инвалидов по зрению прокладывают тактильную плитку — newsvl.ru Такой предупреждающей плиткой нужно обносить все препятствия — newsvl.ru Тактильная плитка помогает слабовидящим ориентироваться — newsvl.ru Опасны для инвалидов по зрению внезапно возникающие ступеньки — newsvl.ru Не все лестницы оборудованы предупреждающей плиткой — newsvl.ru Неожиданные спуски травмоопасны для инвалидов — newsvl.ru На пути то и дело встречаются неожиданные препятствия — newsvl.ru Часто слабовидящие люди получают травмы, спотыкаясь о выступающие пороги зданий — newsvl.ru Между припаркованными автомобилями приходится протискиваться на ощупь — newsvl.ru Перед подземными переходами в центре также нет предупреждающей плитки — newsvl.ru В переходах слабовидящим ориентироваться особенно сложно — все стены здесь серые — newsvl.ru Тяжело слабовидящим и незрячим ориентироваться на крупных узловых остановках — newsvl.ru Для инвалидов-колясочников по программе оборудуют кнопки вызова сотрудника — newsvl.ru Возле некоторых учреждений для инвалидов оборудуют отдельный въезд — newsvl.ru Без автомобиля инвалидам-колясочникам передвигаться по городу сложно — newsvl.ru Инвалиды пока только мечтают о специальных маршрутах, по которым они могли бы беспрепятственно передвигаться — newsvl.ru Алексей Руськин — newsvl.ru Андрей Смолянников и Алексей Руськин — newsvl.ru Елена Грехова — newsvl.ru Если отдельные учреждения и общественные места оборудованы, то добраться до них самостоятельно сложно — newsvl.ru Попасть в торговый центр колясочникам проще, чем в поликлинику или музей, расположенный в старом здании — newsvl.ru Иногда против установки пандусов в домах выступают другие жильцы — newsvl.ru Без сопровождающего людям, прикованным к коляске, бывает сложно выбраться в общественные места — newsvl.ru
Светлана Кротенок — newsvl.ru Светлане Кротенок в детстве поставили диагноз – дистрофия сетчатки — newsvl.ru По городу Светлана передвигается с белой тростью — newsvl.ru Возле ступенек для незрячих прокладывают специальную плитку — newsvl.ru За годы Светлана изучила свой привычный маршрут до мелочей — newsvl.ru Для незрячих особенно опасен лед на тротуарах — newsvl.ru Такой маршрут Светлана преодолевает каждый день — newsvl.ru Центр города оборудован говорящими светофорами — newsvl.ru Благодаря говорящим светофорам незрячие люди могут быть уверены, какую именно улицу нужно переходить — newsvl.ru В рамках программы «Доступная среда» для инвалидов по зрению прокладывают тактильную плитку — newsvl.ru Такой предупреждающей плиткой нужно обносить все препятствия — newsvl.ru Тактильная плитка помогает слабовидящим ориентироваться — newsvl.ru Опасны для инвалидов по зрению внезапно возникающие ступеньки — newsvl.ru Не все лестницы оборудованы предупреждающей плиткой — newsvl.ru Неожиданные спуски травмоопасны для инвалидов — newsvl.ru На пути то и дело встречаются неожиданные препятствия — newsvl.ru Часто слабовидящие люди получают травмы, спотыкаясь о выступающие пороги зданий — newsvl.ru Между припаркованными автомобилями приходится протискиваться на ощупь — newsvl.ru Перед подземными переходами в центре также нет предупреждающей плитки — newsvl.ru В переходах слабовидящим ориентироваться особенно сложно — все стены здесь серые — newsvl.ru Тяжело слабовидящим и незрячим ориентироваться на крупных узловых остановках — newsvl.ru Для инвалидов-колясочников по программе оборудуют кнопки вызова сотрудника — newsvl.ru Возле некоторых учреждений для инвалидов оборудуют отдельный въезд — newsvl.ru Без автомобиля инвалидам-колясочникам передвигаться по городу сложно — newsvl.ru Инвалиды пока только мечтают о специальных маршрутах, по которым они могли бы беспрепятственно передвигаться — newsvl.ru Алексей Руськин — newsvl.ru Андрей Смолянников и Алексей Руськин — newsvl.ru Елена Грехова — newsvl.ru Если отдельные учреждения и общественные места оборудованы, то добраться до них самостоятельно сложно — newsvl.ru Попасть в торговый центр колясочникам проще, чем в поликлинику или музей, расположенный в старом здании — newsvl.ru Иногда против установки пандусов в домах выступают другие жильцы — newsvl.ru Без сопровождающего людям, прикованным к коляске, бывает сложно выбраться в общественные места — newsvl.ru

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта