Новости Владивосток

Пироги, маскарады и экипажная елка: как встречали зимние праздники в старом Владивостоке

Новый год – один из самых масштабных и любимых праздников в России. Даже в самые тяжелые времена – например, в годы Великой Отечественной – пусть скромным образом, но его отмечали, в том числе и на фронте. А как проходили праздники во Владивостоке в позапрошлом столетии, когда он только появился на картах страны? Об этом VL.ru рассказала экскурсовод музея имени Арсеньева Лариса Дударовская.

«Была ли в 1860 году во Владивостоке, который только-только появился на картах России как пост, елка? Встречали ли здесь Новый год? Ну конечно! – улыбается Лариса Дударовская. – Был праздник, хотя и очень скромный. Но следует понимать, что до революции в России все же больше отмечали Рождество, ведь наша страна тогда официально была православной. И что как сейчас, так и тогда, католическое и православное Рождество отмечались с разницей в две недели. Тогда Россия жила по другому, юлианскому, календарю. Когда у нас наступало 25 декабря, по всей Европе уже было 7 января. По этому же календарю православная церковь живет и сегодня, так что Рождество мы снова отмечаем позже. А живущие в России лютеране, католики отмечали Рождество по своему календарю. Новый год жители поста Владивосток, конечно, встречали, но скромно – ведь в это время шел пост. Декабрь для православных – месяц казней египетских. А вот Рождество – другое дело».

Первым начальником поста Владивосток был Евгений Бурачек, людей под его началом было немного, да и жителей почти что не было. Но в городе к зиме 1860-го уже находился представитель Амурской торговой компании, так что праздник состоялся и в его доме, и в экипаже.

В первый вечер отмечали в доме начальника поста, во второй – в доме представителя Амурской компании, третий – в доме первого гражданского жителя Владивостока Якова Семенова, который, не побоявшись никаких невзгод, переехал сюда с семьей. Жена Якова Семенова напекла пирогов, все участники празднества потом вспоминали, что вечер в его доме был самым душевным, даже танцы были!

«Постепенно зимние дни стали в городе самыми праздничными. Сначала католическое Рождество, потом Новый год, потом Рождество православное. В этом смысле сложнее всех приходилось городским властям, которых приглашали на все праздники, один за другим, – говорит Лариса Дударовская. – Когда в нашем городе появилось достаточное количество детей – первые малыши-владивостокцы родились в 1863 году, – примерно в середине 60-х годов позапрошлого века в нашем городе начали устраивать на Рождество елки для детей. Как вспоминает первый летописец Владивостока Николай Матвеев, самой яркой была экипажная елка. Матросы – экипажи военных кораблей – устраивали елку для городских малышей (с момента перевода сюда Сибирской флотилии ее проводили в канцелярии экипажа – это здание находилось примерно в районе остановки «Гайдамак», оно не сохранилось). Елку украшали сладостями – пряниками, орехами в позолоченной бумаге, леденцами, а также картонажами и самодельными игрушками. Сладости малыши могли снимать с дерева и забирать с собой. Кроме того, каждый год матросы разыгрывали нечто вроде представления – и детям Владивостока тех лет оно казалось лучше любого театра! В соседнем помещении накрывались столы с угощением».

Чем больше появлялось в городе гражданского населения, тем разнообразнее становились праздники, стали проводиться маскарады.

«У Элеоноры Прей есть воспоминания, как отмечали Рождество и Новый год – например, когда они были приглашены к Линдгольмам, – рассказывает Лариса Дударовская. – Начинался вечер с приятных закусок, зажигали елку, водили хоровод, пели песни, а потом все целовали друг друга, и некоторые мужчины использовали эти минуты, чтобы вдоволь нацеловаться. Потом загадывали стихи-загадки, кому какой подарок. И о маскараде у Линдгольмов она вспоминает, как госпожа Линдгольм надела мужскую маску, залезла на стул, на котором сидел пастор, и перепрыгнула через его голову. Все были поражены, очень смеялись, особенно, когда выяснилось, что это не мужчина в женском платье, а женщина. Веселиться и дурачиться на Новый год можно было от души».

Православные готовились к Рождеству основательно: очень тщательно мыли и чистили свои дома, накрывали стол обязательной голубой скатертью (цвет Богородицы). Угощали в такой вечер узваром, пирогами, рыбой, готовили кутью.

Что касается рождественского стола у католиков и лютеран, то там тоже были свои традиции. Сохранилось описание рождественского угощения у господина Даттана: рождественского карпа заменил доставленный с Ханки сазан, главным блюдом были свиные ножки с капустой.

День 31 декабря в православной традиции посвящался святой Мелании (часто говорили - Маланьи), а 1 декабря – святому Василию Кесарийскому. 31 декабря называли «щедрым вечером», готовить было принято много, особенно блинов, выпечки. Помните выражение – как на Маланьину свадьбу? А 1 декабря принято было есть поросенка с гречневой кашей, эта традиция шла еще с языческих времен. Поросенок был символом грядущего благополучия, сытости и радости.

Продолжение следует...

Дореволюционный календарь — newsvl.ru Старые праздничные открытки из музея Арсеньева — newsvl.ru Старые праздничные открытки из музея Арсеньева — newsvl.ru Старые праздничные открытки из музея Арсеньева — newsvl.ru
Дореволюционный календарь — newsvl.ru Старые праздничные открытки из музея Арсеньева — newsvl.ru Старые праздничные открытки из музея Арсеньева — newsvl.ru Старые праздничные открытки из музея Арсеньева — newsvl.ru

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта