Новости Владивосток

Не уверен — не выезжай: зимние ошибки водителей и способы их избежать

В воскресенье, 10 декабря, во Владивостоке снова выпал снег. Автомобилистам города рекомендуют не выезжать на дороги на личном транспорте. Тем, кто все-таки решил сегодня сесть за руль, VL.ru напоминает, как себя вести в экстремальных условиях скользкой дороги, снега и плохой видимости.

Неожиданно начавшаяся зима во Владивостоке показала грустную картину. Эксперты в области вождения из Дальневосточного центра высшего водительского мастерства «Лига-М» уверены, что в столице Приморья более высокие уровень и культура вождения, более вежливые водители, чем в других регионах. Автомобилисты, учитывая сложный рельеф местности, будто на бессознательном уровне понимают, как правильно себя вести.

Но все это, как показала практика, заканчивается ровно на первом же снегопаде. Тогда на поверхность всплывают те ошибки, которые в экстремальных условиях скользкой дороги, снега и плохой видимости могут оказаться фатальными. Ошибки у водителей типичные и обычно являются следствием излишней самоуверенности и надежды на возможности автомобиля. Нет, новый полноприводный внедорожник – не панацея. Нет, электроника в любой ситуации не спасает.

Торможение

«Полноприводный автомобиль имеет повышенную проходимость – и это его главное преимущество, – объясняет руководитель и главный тренер Дальневосточного центра высшего водительского мастерства "Лига-М" Александр Борисюк. – В остальном автомобиль с системой 4WD – очень строгая машина, которая не прощает ошибок. Но теория без практики мертва, а практика без теории – опасна. Когда страшно, человек автоматически нажимает на тормоз, не давая машине справиться с ситуацией. Исправляется испуг только навыком, который добывается в безопасных условиях. Нельзя "выключить" рефлекс самосохранения, но есть понятие замещения – заместить правильным навыком».

Самая грубая ошибка – торможение в повороте. Человек входит в поворот, понимает, что скорость завышена, и начинает тормозить, при этом продолжая поворачивать руль. Это явная провокация на потерю устойчивости и управляемости автомобиля. Тормозить необходимо до входа в поворот, контролируя автомобиль рулевым колесом и сохраняя контроль над педалью тормоза.

Кроме того, важно построение правильных траекторий. Многие и не знают, что повороты бывают простые, сложные, опасные... На каждом из них по-разному строится траектория. Есть разная крутизна поворотов – для каждого разная траектория прохождения. Есть как минимум семь категорий только простых поворотов. А бывают сложные: сочлененные, с неправильным профилем, нестабильным радиусом и т. д. Большинство поворотов во Владивостоке – именно опасные. Даже вход в поворот может быть разным: ранним, средним и глубоким. При этом нельзя забывать о весе машины, который тоже можно использовать для повышения устойчивости и управляемости.

Как ни удивительно, но способов торможения существует более 200. Самые простые и эффективные: ступенчатое, прерывистое, их комбинация и торможение двигателем. Но водители нередко пренебрегают изучением и отработкой этих приемов, во всем полагаясь на электронику. 

Всеобщая «панацея» ABS (антиблокировочная система), оказывается, работает на скорости примерно до 10 км/ч. На более низкой скорости она отключается. Автомобили последних лет продолжают работу ABS до 7 км/ч. Однако же срабатывание ABS для опытного водителя – это предупреждение. Если система включилась, значит, водитель совершил ошибку, и автомобиль вынужден эту ошибку исправлять. Система ABS 15-17 раз в секунду сжимает и разжимает тормозные колодки, не блокируя при этом колеса. Водителю в этом случае стоит задаться вопросом – почему она сработала? Ответ лежит на поверхности: машина пресекает попытку заблокировать колеса и превратить ее в неуправляемый снаряд. Это сигнал о том, что водитель с избыточным усилием нажимает на педаль тормоза. Тормозной путь для скорости 45-50 км/ч с ABS на льду составляет около 50 метров. При ступенчатом или импульсном торможении путь сокращается на 15-20 метров. 

Ступенчатое торможение – это экстренное торможение на большой скорости. Не полное растормаживание автомобиля, а дотормаживание импульсом все глубже и глубже до полной остановки, причем до блокировки или до срабатывания ABS. Выполняется с импульсами не реже четырех раз в секунду. Если работать стопой реже, то машина начинает «подпрыгивать». При «подпрыгивании» пятно контакта уменьшается и тормозной путь значительно увеличивается.

Прерывистое торможение – это импульсное нажатие на педаль тормоза с постоянной коррекцией рулевого колеса. Отпустил тормоз, скорректировал руль. И чем чаще – тем лучше. На спуске желательно совмещать фазу растормаживания с коррекцией рулевым колесом. Торможение на разбитой дороге тоже лучше прерывистое. Перед препятствием затормозил, бросил тормоз, проехал препятствие на инерции.  Проехал – снова тормози.

«Начинать нужно с элементарных вещей, – говорит Александр Борисюк. – С мотивации: почему в такую погоду ты сел за руль? Почему выезжаешь на дорогу? Опытные водители, прошедшие курсы контраварийной подготовки и даже повышение квалификации, в такую погоду как раз оставляют машину без движения. Нужно обладать навыком прогнозирования: увидеть и предугадать ошибки других водителей».

Занос, снос, скольжение

Любая электроника – система антиблокировки, антизанос, антипробуксовка и даже электрический гидроусилитель руля – это работает в определенном скоростном диапазоне. Превысишь диапазон – электроника выключается. Забывать об этом нельзя, и полностью полагаться на «мозги» автомобиля тоже не стоит.

Потеря устойчивости и управляемости обычно характеризуется заносом, сносом или боковым скольжением. С приближением зимы людей пугает скользкая дорога и возможность попасть в занос. Но сам по себе занос не так уж и страшен и, как правило, исправляется. Занос возможен только тогда, когда передние колеса хорошо держат дорогу. А вот если передние колеса «поскользнутся» вместе с задними – это уже боковое скольжение, которым почти невозможно управлять. Когда происходит скольжение передних колес – машина уже не подчиняется рулю.   

Нельзя путать понятия заноса, сноса и бокового скольжения. При сносе важно вернуть управляемость. Нужно уменьшить угол поворота передних колес, дать им покатиться. Тогда происходит «вкатывание» в поворот: и только тогда у вас появляется шанс, используя избыточную поворачиваемость (управляемый занос), войти в поворот на очень большой угол. Но это уже очень сложная комбинация, на уровне КМС по автомобильному спорту. 

«Переубедить опытных водителей почти невозможно, – улыбается эксперт. – Но знать все невозможно тоже. Поворотам спортсмены учатся всю свою карьеру, день за днем. Ищут правильные безопасные техники, выбирают траектории, комбинируют приемы. Спортсмены учатся, зато все остальные – уже умеют! А ведь только приемов руления существует более 60. Еще более 20 приемов дросселирования, то есть работы с педалью газа. Почему так много – потому что в каждой конкретной ситуации мастер выбирает именно ту комбинацию приемов, которая обеспечит безопасность в данной конкретной ситуации. И чем больше у человека в запасе подобных приемов, тем больше вероятности, что он сможет избежать неприятных последствий».

«Чувство передних колес» есть далеко не у всех. У большинства водителей оно ограничивается чувством колеи – где едет правое, где левое. А вот понимание соотношения поворота руля и угла передних колес вместе со скоростью есть далеко не у всех. В спокойной ситуации водитель справляется с автомобилем, но чуть коэффициент сцепления понизился – все. И хорошо, если попадет случайно в нужный алгоритм, но это обычно неосознанно.

С «автошкольной» скамьи всех водителей учили, как справляться с заносом на заднеприводном и переднеприводном автомобиле. В первом случае сбросить или закрыть газ и повернуть руль в сторону заноса. Во втором случае – нажать на газ или открыть его и повернуть руль в сторону заноса. Тогда, при грамотных действиях рулевым колесом, возможно, удастся выровнять автомобиль. Но что делать, если «понесло» полноприводный автомобиль, ведь он сочетает в себе оба варианта?

«Полный привод требует мгновенной реакции и очень точных действий, – говорит Александр Борисюк. – Все с автошкольной поры знают, что руль нужно поворачивать в сторону заноса. Но никогда это никого не спасало, потому что это неполная информация. Когда поворачивать? На какой угол? С какой скоростью? Как долго оставаться с этим углом? Когда возвращать руль обратно? На какой угол? С какой скоростью? Даже если водитель справится с первым заносом, он с большой вероятностью попадает во второй и третий – это эффект так называемого динамического хлыста. Он опасен тем, что с каждой переменой направления угловая скорость увеличивается. Больше трех перемен ("хлыстов") обычно не бывает – дальше машина уходит во вращение».

Рекомендация: реагировать руками на занос, быстро, но не поворачивать руль до упора. На полном приводе повернутые до упора колеса делают автомобиль неуправляемым. Газ нужно не добавить, не закрыть, а прикрыть, чтобы минимальная тяга на колеса оставалась. На разных машинах степень дросселирования разная, но тяга должна оставаться постоянной на все колеса. Руль выкручивается максимум на один оборот, газ чуть прикрывается. Как вариант – можно газ закрыть и тут же немного приоткрыть, поскольку без должной тренировки сложно подобрать правильную тягу.

Но и это еще не все. Полноприводный автомобиль – с характером, поэтому он не сразу показывает, что реагирует на ваши действия. Руль повернули, газ прикрыли, а занос продолжается? Нужно ждать. И это самое сложное. Многие в этот момент начинают чудить – продолжать доворачивать руль, «играть» с газом. Но машина же гребет всеми четырьмя колесами и в конце концов вытаскивает себя из поворота. Однако первая мысль при отсутствии незамедлительной реакции – «надо что-то делать!» Действия водителя должны опережать реакцию автомобиля, это называется «прием с опережением», а большинство людей реагируют по факту. Полный же привод не терпит опозданий.

Также все полноприводные машины имеют свой крутящий момент, где-то на передние колеса, где-то на задние. А еще есть автоматическое подключение колесной пары. Такая машина вообще имеет два лица – то моноприводная, то полноприводная. А ведь это разные машины!

На дороге всегда действует старая поговорка дальнобойщиков: не уверен – не выезжай. На этом строится умение правильно прогнозировать, замечать ошибки других и создавать так называемую капсулу безопасности. Тут тоже есть свои алгоритмы. Есть курс защитного вождения, когда человек, прогнозируя ситуацию, может в принципе не попадать в аварийные ситуации. Это базовый уровень подготовки.

Пробуксовка

Еще одна распространенная ошибка – отчаянная пробуксовка в попытке сдвинуть автомобиль с места в ледяную горку. Но не стоит «гальмовать» на льду. Есть способы тронуть машину с места и без истерики. Их несколько. Если коэффициент сцепления стремится к нулю, то «гальмовать» – в принципе дело неблагодарное. Есть лишь небольшой шанс растопить лед до асфальта, зацепиться и выскочить. Но в большинстве своем пробуксовка лишь создает дополнительную водную прокладку между дорогой и резиной автомобиля.

Лучше всего начинать движение, не допуская пробуксовки. А если она возникла, то использовать прием ступенчатого дросселирования (разгона): плавно понижая давление на педаль газа и, соответственно, обороты двигателя, можно дать машине шанс зацепиться за дорогу. Это самый эффективный способ разгона на скользкой дороге. Важно придать первоначальное ускорение: нажали на газ, машина покатилась, нажали снова. Только это делается очень быстро, аккуратно и дозированно.

На снежной каше со льдом вперемешку – более эффективный прием «на прикрытие газа». Он допускает пробуксовку колес, но только для того, чтобы очистить рисунок протектора от снега и льда. Дается резкий импульс, происходит пробуксовка, и далее следует плавное понижение давления на газ. Машина разгоняется не при нажатии педали, а во время ее отпускания. Этот прием тоже требует навыка – тренировка нужна для понимания того, как на прикрытии газа «цепляется» за дорогу машина.

Есть очень простой прием, который часто позволит избежать пробуксовки. Им вообще-то можно пользоваться и на ровной сухой дороге при старте с места в горку. Это прием «газ-тормоз», актуальный даже для автоматической коробки передач. Нажимаются одновременно и тормоз, и газ – двумя ногами. Добавляем обороты и, не играя газом, плавно отпускаем тормоз. Машина двинется вперед без пробуксовки. И лучше всего запомнить, что бывают непреодолимые спуски и подъемы. Даже для опытных водителей.

ЧОУ ДПО ДВ Центр высшего водительского мастерства «Лига-М»

Сайт: liga-m.vl.ru, Инстаграм: ligamvlru.

Контактные телефоны для информации и записи на обучение водителей: 8 (908) 995-52-55, 8 (423) 295-52-55.

Профессиональная контраварийная подготовка. Защитное вождение.

* Повтор публикации от 25.11.2017
Полная версия сайта