Новости Владивосток

С оговорками: краевые депутаты приняли проект бюджета Приморья на 2018 год в первом чтении

Проект бюджета Приморья на очередной 2018-й и плановый период 2019-2020 годов принят в первом чтении на внеочередном заседании Законодательного собрания. Главный финансовый документ края оказался сыроват, на что указывали и коммунисты, и Контрольно-счетная палата. Но депутаты большинством голосов все же поддержали проект, пообещав ко второму чтению устранить выявленные недочеты.

VL.ru вел текстовую трансляцию заседания

Над проектом бюджета на следующий финансовый год депутаты работали плотно. Его рассматривали на профильных комитетах, обсуждали в рабочих группах, согласовывали с муниципалитетами. Впервые проект был передан на утверждение Минфину в сентябре и сейчас, после одобрения министерства, был вынесен на голосование в крае.

«Проект бюджета рассматривается в первом чтении, – говорит председатель Законодательного собрания Приморского края Александр Ролик. – Основные параметры в расходной части составляют 89,1 млрд рублей, доход 84,5 млрд рублей. Надо отметить, что предполагается увеличение поступлений в доходную часть бюджета – более 3,8 млрд рублей, что дает возможность увеличить и расходы. Основная направленность остается социальной. Более 72% будут направлены на решение вопросов социального характера».

Бюджет предусматривает увеличение заработной платы учителям, врачам, работникам культуры и других категорий бюджетных сфер. Предусматривается выделение средств на ремонт и строительство дорог, школ, больниц. Значительные средства закладываются на улучшение ЖКХ.

Проект краевого бюджета озвучила вице-губернатор, курирующая вопросы финансов, экономики и развития предпринимательства, тарифообразования, проектного управления, Татьяна Казанцева. Дефицит в следующем году составит 4,6 млрд рублей, то есть 6,4% от налоговых и неналоговых доходов. По словам Казанцевой, этот показатель соответствует действующему законодательству и соглашению с Минфином. Для погашения долгов будут привлечены кредитные средства в сумме 10 млрд рублей и кредиты из федерального бюджета еще на 6 млрд рублей.

Доходы пока планируются на уровне 84,5 млрд рублей. В этой статье учтены изменения налогового и бюджетного законодательства в части увеличения ставок акцизов на нефтепродукты. Но по этому же источнику, увы, часть доходов теперь будет уходить в федеральный бюджет. Общая сумма «недобора» составляет 111 млн рублей.

Бюджет Приморского края называют программным, поскольку доля расходов на государственные программы составляет 96,6%. Всего у нас действует 19 госпрограмм. Общий объем расходов на 2018 год запланирован в 89,1 млрд, что на 12,6 млрд меньше расходов в 2017 году. 

В соответствии с действующим законодательством предусмотрена индексация мер социальной поддержки по нормативу – 4,1%, процент инфляции. Расходы на указы президента в соответствии с дорожными картами – 1,4 млрд рублей. И это только по заработной плате некоторым категориям работников бюджетных сфер. Бюджетники, на которых не распространяются указы, тоже получат индексацию 4%. Удельный вес расходов по заработной плате составляет 34%. Также увеличены расходы на 10% по обязательному медицинскому страхованию неработающим.

На дорожный фонд будет потрачено по проекту почти 10 млрд рублей. А львиную долю бюджета использует социальная сфера – 73%, 65 млрд рублей. Это госпрограммы по здравоохранению, образованию, спорту, культуре, соцподдержке, содействию занятости, обеспечению жильем отдельных категорий граждан и льготные тарифы. Объем межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям предусмотрен в размере 18,4 млрд рублей.

Первый вопрос докладчице прозвучал от Владимира Гришукова, КПРФ. Он предложил сравнить советский бюджет Приморья и нынешний, чтобы говорить о развитии экономики. Депутат отметил снижение бюджета по госпрограммам за счет неясных пока вливаний из федерального бюджета и спросил, что можно было бы поменять, если бы были деньги.

«Снижение расходов произошло за счет федеральных средств – они придут в объеме не меньше этого года, – говорит Казанцева. – А по краю у нас уменьшаются только две госпрограммы на незначительные суммы. По всем остальным рост более чем на 20%. Культура снизилась, но мы цирк завершаем, там 700 с лишним миллионов – снижение понятно. За субъектом закреплено очень много социальных обязательств. Поэтому все в порядке. Если бы была возможность, наверное, мы смогли бы удовлетворить больше потребностей».

Артем Самсонов, КПРФ, спросил, почему опять увеличены траты на СМИ (360 млн рублей). И предложил вообще убрать эту статью, потому что президент призывает «не пиариться». На это Казанцева ответила, что статья расходов под пристальным вниманием и лично президента, и ОНФ и вообще прозрачна донельзя. Совсем убрать статью нельзя – край должен публиковать свои нормативные акты в газете как минимум. Но вот сумму можно, конечно, и обсудить.

Алексей Козицкий из «Справедливой России» поинтересовался, как вырастут цены с учетом возросших налоговых ставок. У вице-губернатора ответа не нашлось. Она лишь заметила, что это просто приведение ставки к федеральному показателю. До этого она долгие годы у некоторых категорий была существенно ниже.

Замечания по проекту бюджета нашлись у Контрольно-счетной палаты. Игорь Ватулин, глава КСП, заметил, что снижается предполагаемая сумма налога на игорный бизнес – на 106,6 млн. А Владимир Беспалов ответил, что Госдума намедни ставку в два раза на игорный налог подняла, так что все будет в порядке.

В 2018 году, по подсчетам КСП, дефицит бюджета составит 4,6 млрд рублей, в 2019-м – 2,4 млрд, а вот уже в 2020-м планируется профицит до 1,8 млрд рублей.

Есть проблема с несвоевременным принятием нормативно-правовых актов. Так, одна из программ со сроком исполнения с 2018 года до сих пор не утверждена администрацией края. Это патриотическое воспитание. Нашлись нестыковки по госпрограмме здравоохранения. Расхождение размеров взносов на ОМС неработающих на 2018-й –  97,3 млн. Нужно привести в соответствие.

Недостаточно выделено средств на питание беременных, кормящих матерей и детей до трех лет. Ставка не меняется с 2015 года – 10,8 млн рублей. Причем эти средства выбираются в течение девяти месяцев финансового года. Надо, говорит Ватулин, увеличивать.

Низкий уровень исполнения за девять месяцев по строительству и реконструкции медучреждений – пристройка к зданию госпиталя для ветеранов войн, проведение обследования здания на Светланской, 38/40, строительство краевой психиатрической больницы. Целесообразно запланировать эти расходы на следующий год.

И по соцподдержке у КСП вопросы. Расходы планируются без учета реальных потребностей. Так, екатериновскому дому-интернату на разработку проектно-сметной документации на вертикальную лестницу и ее устройство предусмотрели 500 тысяч рублей. А, по информации КСП, учреждению требуется ремонт трех корпусов, систем теплоснабжения и канализации.

В образовании не предусмотрена индексация на инфляцию по стипендиям, нет индексации на социальное обеспечение детей-сирот и оставшихся без попечения родителей. Снижены субсидии частным образовательным учреждениям на 25 млн рублей.

Плохо исполнены в этом году отдельные мероприятия, что предполагает перенос финансирования на следующий год. Тут видеонаблюдение в краевых учреждениях, пожарная безопасность в образовательных учреждениях, субсидии муниципалитетам на школьные автобусы. Соглашения с ними вообще заключаются очень долго. Из-за этого в 2017 году не будут построены два объекта: Дом культуры в селе Первомайском и в Многоудобном. По Дому новой культуры в этом году вообще исполнено лишь 3% средств. Для завершения всех мероприятий необходимо запланировать средства на 2018 год.

Исполнение бюджета по физкультуре и спорту составило 26%. КСП обращает внимание на отсутствие финансирования соответствующей программы по Дальнегорску и Партизанску. Есть и риски прохождения отопительного сезона – не запланированы субсидии на приобретение топлива. В 2017 году было 1,3 млрд рублей. Это влечет несвоевременные закупки топлива.

Коммунист Владимир Беспалов отметил низкие показатели за пользование бюджетными ресурсами. Плата за использование лесов – 53 млн, за негативное воздействие – 89 млн. «Если посчитать ущерб по Находке, где переваливают уголь, то можно было бы обложить эти плохо работающие с экологическими выбросами организации миллионов на 200. Наверное, сразу бы придумали, как это устранить», – предлагает Беспалов.

И по расходам, говорит, непонятно. Население резко реагирует на то, что некоторые статьи увеличиваются в разы. На функционирование органов госвласти было заложено 17 млн рублей, а предполагается уже более 50 млн. Надо объяснять, что объединяются в одну несколько расходных статей.

На сельское хозяйство и рыболовство выделено на 600 млн меньше, чем в прошлом году. А ведь есть планы, и их надо реализовать – на это нужны деньги. По ЖКХ уменьшены расходы – это тоже надо объяснять. Начальное образование – снова минус. Наверное, сократили или объединили очередное ПТУ, думает Беспалов. Но это же неправильно. Экономика расширяется, требуются новые кадры, а где их учить?

При таких условиях сложно голосовать за необсужденный подобающим образом проект, считает фракция КПРФ. Дмитрий Новиков из «Единой России» отвечает, что это только первое чтение. Самсонов спорит – во втором чтении скажете, что надо было менять в первом!

Правда, долго спорить депутатам не дали и призвали голосовать за принятие проекта в первом чтении с учетом всех замечаний и поданных докладов, которые надо ко второму чтению исправить. За принятие бюджета в сыром виде проголосовали 33 из 38 присутствующих депутатов.

Полная версия сайта