Восстание чехов подтолкнуло страны Антанты к интервенции на Дальнем Востоке. И в августе 1918 года во Владивосток вошли и японцы, и американцы, и англичане, и французы (правда, эти страны прислали больше свои колониальные войска), и канадцы.
Что же до истинных причин интервенции, то... «Помните, я говорил об огромном количестве грузов, которые находились во Владивостоке и Гродеково? – говорит Петр Александров, научный сотрудник музея имени Арсеньева. – Так вот, представители Антанты, расценивающие правительство Ленина как плывущее в германском фарватере, опасались, что после заключения Брест-Литовского мира Россия, которой нечем платить репарации и контрибуции, отдаст Германии то, что лежало на этих складах. И несмотря на то, что все эти грузы были оплачены царским правительством и фактически принадлежали России, страны Антанты очень не хотели, чтобы из их оружия в них вдруг начали стрелять немцы. Так что ввели войска, дабы защитить эти самые грузы».
В нашем городе интервенты вели себя по-разному. Японцы воспринимали Приморье не как временно занятую ими территорию, а уже как часть своей страны. И они вели разговор с местным населением только с позиции силы, были очень жестоки.
«Американцы же были своеобразными интервентами, – говорит Петр Александров. – Неоднократно фиксировались случаи, когда они сливали информацию партизанам – я лично читал в архиве рапорты русских офицеров из карательных отрядов, которые боролись с партизанами: они открыто обвиняли американцев в передаче информации и возмущались – мол, мы приходим на место дислокации партизан, а они уже предупреждены, и там никого нет, а то и наоборот – попадаем в засаду».
Чехи активно взаимодействовали с местным населением, проводили культурные мероприятия, кормили. Американцы лечили – открывали отделения Красного Креста, уходя, подарили местным властям оборудование для борьбы с педикулезом, чесоткой. Но это было позже.
Дальневосточная республика
В 1920 году была образована Дальневосточная республика. Большевикам эта буферная республика была необходима как воздух. Многим памятна телеграмма Ленина: «Бешено изругать противников буфера». Почему была нужна ДВР? Продвижение Советской власти на Дальний Восток неизбежно привело бы к конфликту с японцами. А это было бы очень некстати – на Западе РСФСР воевала с Польшей, и только войны с Японией нам не хватало. Были и другие причины, более приземленные – экономические. Как известно, советская Россия оказалась по сути в кольце изоляции, ее признали только в 1921 году, да и то – Иран, Афганистан, Монголия.
А что такое ДВР? Это как бы свободное государство с многопартийной системой – демократическое. И ДВР могла заключать концессии с разными зарубежными компаниями, будучи по сути ширмой, ведь эти концессии были с советскими предприятиями. Кстати, эти концессии использовались большевиками до конца 30-х годов.
«А вот японцам, – говорит Петр Александров, – совсем не нужна была ДВР как буферная республика. Я уже говорил, что они воспринимали Приморье как уже свою территорию, часть Японии. Небольшой штрих: в 1917 году российский дипломатический посланник в Швейцарии сообщал Временному правительству: поскольку русская армия находится в плачевном состоянии, а Европе нужно держать фронт против Германии, антантовские круги предложили Японии перебросить часть своей армии на европейский театр военных действий. Японцы ответили положительно, но при этом потребовали от англо-французских кругов, чтобы после окончания войны те надавили на Россию, дабы она уступила часть Уссурийского края Японии. Этот документ опубликован в четырехтомнике "Мировые войны XX века"».
В апреле 1920 года случился японский мятеж. Гарнизон японцев выступил с оружием в руках, ликвидировал местные органы самоуправления, арестовал тех, в ком подозревал большевиков или недружелюбно настроенных к японцам граждан, обстрелял земскую управу. Огромное количество людей пропало без вести.
К началу 1920 года Владивосток стали массово покидать интервенты – британцы, американцы, канадцы (они, кстати, вообще не понимали, зачем их сюда привезли). Уходили слаженно, и к концу 1920 года иностранных вооруженных контингентов на территории Приморья и Владивостока – кроме японцев – не осталось. Ну а японцы вцепились зубами...
Народно-революционная армия
НРА вошла во Владивосток в 1922 году. Об этом было доложено в столицу России. Через некоторое время из Москвы пришла восторженно-приветственная телеграмма, а вскоре Народное собрание ДВР приняло постановление о самоликвидации. Все чинно-благородно.
«Советской власти, – говорит Петр Александров, – город достался в достаточно тяжелом состоянии.
Экономика была разорена. Белые, уходящие в эмиграцию на судах, не стеснялись прихватывать с собой все, что могли, а уж японцы просто тащили, что только можно. Даже снабжение горожан дровами и углем проходило из рук вон плохо.
Сучанский рудник, который был построен для снабжения углем Владивостока, стал ареной боевых действий. Кроме того, резко уменьшилось население (хотя по сравнению с 1916 годом все равно был прирост) – все, кто хотел сбежать от советской власти, ушли вместе с эскадрой Старка.
И долгое время правительство РСФСР, а затем и СССР просто не знало, в какую сторону развивать Владивосток. Последние осенние недели 1922 года японцы уже не стремились активно воевать с НРА, просто присутствовали на фронте. Кстати, с ними тоже правительство ДВР вело переговоры, и именно японцы настояли на том, что Владивостокская крепость не будет достраиваться, вооружаться и вообще использоваться как крепость.
Поэтому в 20-е годы вообще не было понятия Владивостокская крепость, а лишь в начале 30-х, когда японцы завели историю с Маньчжоу-го, власти России придумали "Владивостокский узел обороны". Номинально – слова не нарушили. А вообще до середины прошлого века наш город рассматривался просто как город-порт и только потом стал выполнять ту функцию, для которой создавался изначально – форпоста России на Дальнем Востоке».