Новости Владивосток

Город в городе: Дальзаводу исполнилось 130 лет (ФОТО)

В этом году крупнейший судоремонтный завод Владивостока отмечает юбилей. 130 лет назад закладка первого дока Механического завода в бухте Золотой Рог позволила основать на берегах форпоста адмиралтейство. Сегодня Дальзавод обслуживает более двухсот судов в год, активно модернизирует мощности и бережно реконструирует наследие прошлого.

В 1887 году для обеспечения ремонта и поддержания боевой готовности кораблей на территории Военного порта Владивостока началось строительство артиллерийских и минно-торпедных мастерских, которые в дальнейшем были известны как Механический завод. Датой образования считается 26 октября 1887 года. Стройка длилась больше 20 лет, и после предприятие еще десяток лет работало единым комплексом.

Первым каменным зданием будущего Дальзавода стало здание Механического завода, где располагались слесарные мастерские и управление. Впрочем, большинство исторических зданий завода не только сохранились до настоящего времени, но и по-прежнему служат верой и правдой многочисленным мастерам предприятия. Так, здание цеха № 6 в 1909 году в Париже на выставке проектов получило серебряную медаль. Через год приземистый цех красного кирпича с высокой арочной крышей построили. Сегодня столетнее здание имеет статус памятника.

Практически сразу после основания завода началось строительство доков – плавучего и сухого. На закладке сухого дока присутствовал цесаревич Николай, в честь которого огромное сооружение и было названо.

На заре СССР рабочие Механического завода восстанавливали хозяйство. В эти годы пришлось не только ремонтировать военные корабли, но и клепать железнодорожные вагоны, варить мосты и чинить сельскохозяйственное оборудование.

В 1919 году Механический завод было решено разделить на два предприятия. Ремонтные мастерские стали гражданским «Совторгфлотом» и позже были преобразованы в 178-й судоремонтный завод, и собственно легендарный «Дальзавод», служивший ремонтной мастерской для военного флота. Здесь не только развивался судоремонт, но также начались активная поддержка молодых специалистов и освоение новых профессий. На заводе появился первый сварочный аппарат – открыли специальности электросварщика в Дальневосточном политехническом институте, судоремонт и судостроение и еще несколько факультетов высшего образования.

До начала Великой Отечественной войны на мощностях завода было произведено около тысячи судов, рыбодобывающих и вспомогательных, моторных и парусных. В 1930 году на Дальзаводе было построено первое в России цельносварное судно. В годы войны на предприятии был склад боеприпасов и оружия, а рабочие освоили строительство и ремонт подводных лодок и кораблей. За военные годы на Дальзаводе достроили 85 подводных лодок – их железной дорогой везли с запада страны.

2 июня 1945 года Дальзавод наградили орденом Ленина, орденами и медалями – более 300 рабочих завода. В послевоенные годы до самого распада СССР на заводе активно строили и ремонтировали огромную рыбодобывающую флотилию – сейчас столько судов на Дальнем Востоке и нет. Были здесь и сейнеры, и траулеры, и плавзаводы. Китобои и краболовы ремонтировались только на местных причалах.

В годы перестройки завод почти умер, хотя жизнь в нем поддерживали изо всех сил. Многие рабочие вспоминают то время неохотно. «Токарь-расточник я, – говорит Сергей Васильевич. – Делаю всевозможные детали. На заводе давно, с 1974 года. Завод менялся разнообразно. По советским временам, когда я пришел, было лучше, конечно. Самый расцвет завода был. Сейчас вниз идет, я думаю. К работе привык. А 90-е переживали тяжело. Работали-то все на стороне, не было работы. Здесь только числились. Когда завод заработал, я вернулся, как многие. Семью-то кормить надо».

В перестроечные годы завод выживал, как и все оборонные предприятия: изготавливали несвойственные товары, чинили мебель и пытались выполнять оборонный заказ. Ремонтировали крейсера и подводные лодки, но людей практически не было. В «тучные» годы на заводе трудилось более 20 000 человек. Были свои детские сады, дома отдыха, профилактории, магазины, общежития. Возвращать былую мощь начали несколько лет назад. Сейчас на заводе трудится около 3500 человек.

Новые лаборатории, новая столовая, реконструкция старинных зданий – бережно, кирпичик к кирпичику – все делается за счет собственной прибыли завода. Государственных субсидий нет. Обеспечение гособоронзаказом позволяет прибыль получать. Так и проходит модернизация завода – где поэтажно, где частично. В серьезных масштабах ремонт идет последние три года.

Несколько станков в цехах – ровесники самого завода. Закупались в Англии и Германии, в военные годы поступали по ленд-лизу, а позже – транспортировались «трофеями» из той же Германии. Станки на ременных тягах полностью готовы к работе. В шестом цехе старинный станок по ремонту корабельных валов поставили в одну линию с современным. Теперь можно чинить вал длиной до 40 метров. Старинное оборудование уникально – сейчас такого и не найти. Все станки, которые предполагается задействовать в производстве, остаются на своих местах. Если прямо сейчас оборудование не нужно, его консервируют и при необходимости быстро приводят в рабочее состояние.

Предприятие занимается ремонтом и сервисным обслуживанием боевых кораблей. Проводят дефектовку, ремонт и так называемую глубокую модернизацию. В царском сухом доке на ремонте сейчас БПК «Маршал Шапошников». Ему обновляют оборудование и ремонтируют корпус. Параллельно с ремонтом корабля ремонтируется и сам док. Сейчас сделали новую опалубку, привели его в порядок «косметически». Док от воды отделен батопортом – плавучим затвором, который при необходимости открывается, заполняя пространство дока водой. В год обслуживается около 250 кораблей и судов, причем не только военных, но и вспомогательных и гражданских.

«Работа моего цеха заключается в ремонте и доковании кораблей, – рассказывает Александр Колобов, начальник корпусно-докового цеха № 8. – Полный комплекс работы по всему судну: выемка валов, винтов, гидрорулевого комплекса, очистка и окраска корпуса, замена проржавевших частей. Все сварочные работы тоже делают наши специалисты. Судно за полтора месяца примерно выводим уже как новенькое. Я слежу за соблюдением плана, за ходом техпроцесса. Начальник цеха отвечает здесь за все – за дисциплину, за качество, за сроки. Я работаю на заводе 43 года. Завод меняется. Был большой провал между тем заводом, который был, и тем, какой он сейчас. В свое время это было настолько сильное предприятие. Мы строили, посылали детей в пионерские лагеря, сотрудников – в дома отдыха. У нас был большой запас собственных средств. Ремонтировали гражданские суда, военные. Перемены, конечно, разительные были. Но теперь цеха начали ремонтировать, люди идут к нам. Нужно, наверное, время для того, чтобы вернуться к тому, что было. Это сложно».

В собственности завода два дока сухих и два плавучих. Еще два арендуются в бухте Диомид. Этих мощностей хватает на обслуживание флота. Недавно вышел из дока «Маршал Крылов» – корабль измерительного комплекса. Он помимо ремонта корпуса и машин получит еще новый исследовательский комплекс – спутниковую связь, станции космического наблюдения. Вместе с Дальзаводом работает около ста предприятий военно-промышленного комплекса.

Старожилы завода отмечают, что на предприятие потянулась молодежь. Профильные специальности в ДВФУ поддерживаются стипендиями Дальзавода. Для комфортной работы на Дальзаводе созданы Совет молодежи и Совет молодых специалистов. «Совет молодежи способствует комфортной работе для молодых специалистов, – говорит председатель "ячейки" Евгений Полыгалов, мастер участка станочных работ механо-монтажного цеха. – Стараемся, чтобы молодежь тянулась на завод. Молодыми у нас считаются сотрудники от 18 до 35 лет, таких сейчас более 600 человек трудится. На заводе молодым работается нормально. Никакой дедовщины, но и институт наставничества уже не слишком развит. Мало осталось специалистов, знающих свое дело досконально. Приходит молодой сотрудник – и сам всему учится. Если ребята любознательные и сами хотят развиваться и работать, то и чувствуют себя очень комфортно».

Много молодых специалистов за последнее время принял инженерный корпус. Но и рабочие профессии тоже осваивают. Завод поддерживает повышение квалификации и переподготовку – отправляют в другие города для обучения. Сейчас ведется работа по подготовке новой специальности – лазерной наплавки. Будущие специалисты прошли обучение в Санкт-Петербурге. Технологии развиваются – участок лазерной наплавки позволит восстанавливать узлы, детали и судовые механизмы. Если судно уже «в возрасте», то изготовить новую деталь довольно дорого – восстановление старой обойдется дешевле да и быстрее.

Трудятся на Дальзаводе и женщины, причем не только в административном блоке. Токари, крановщицы, технологи, начальницы цехов. Работают весело, со смехом. «Мальчиков у нас много, – улыбается токарь Лена. – Если что-то тяжелое нужно принести, они помогают. А я занимаюсь выточкой деталей, тонкой работой, почти ювелирной. У мужчин же пальцы толстые! А делаю я всякую мелочь, куда мужчины не подлезут. У меня профессий много: я и токарь-расточник, и фрезеровщик, и гравер, и слесарь по ремонту мерительного инструмента. В этом году будет 30 лет, как я работаю на Дальзаводе».

Развитие завода не останавливается на достигнутом. Врио губернатора Приморья Андрей Тарасенко на праздновании юбилея завода сообщил, что намерен добиться во Владивостоке и ремонта ледокольного флота. Возможности доков позволяют – в советское время так и было. Комплексную модернизацию завода планируют завершить к 2019 году. 

 — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru
 — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru
Полная версия сайта