Новости Владивосток

«Искусственные сооружения полны неожиданностей» – ремонт тоннеля имени Сталина во Владивостоке идет по графику (ФОТО)

Во Владивостоке полным ходом идет реконструкция железнодорожного тоннеля имени Сталина. Еще год назад по сводам искусственного сооружения текли потоки воды, а на стенах красовались надписи в духе «вперед, комсомольцы!». Сегодня большая часть тоннеля высушена, обработана специальным раствором и частично покрыта защитным слоем.

Работа в «Тоннеле имени Тов. Сталина» идет с 7 утра до 22 вечера. Более ста человек сверлят бетон, вбивают специальные анкеры, заливают стены гидроизолирующим слоем и следят за поведением воды. За год рабочие полностью завершили подготовительный этап и приступили к основной реконструкции.

Подготовительный этап включал в себя ремонт трещин, организацию деформационных швов, «черновой» слой покрытия. В стены тоннеля вбито около 370 тысяч специальных клиньев, на них крепится армирующая сетка для дальнейшего нанесения закрепляющего слоя. Во внутреннюю часть стен влито уже несколько сот кубометров изолирующего раствора, который не позволит воде просачиваться наружу. Подготовительный слой водоподавления выполнен на 80%. Эти же работы и будут выполняться до конца года.

«Идем в ногу с графиком, даже немного с опережением, — говорит заместитель генерального директора «Мостметрострой Интернэшнл» Юрий Прокаев. — Всего выполнено около 45% общего объема. За этот год успели сделать немало. У нас закончены целые этапы работ, в том числе герметизация, ремонт трещин, нагнетание цементно-песчаного раствора, нагнетание цементно-силикатного раствора за обделку, срубка штукатурного слоя. Эти работы выполнены на сто процентов. Сегодня мы идем уже по основному этапу работы».

Главная проблема тоннеля – обводнение, как это называют специалисты. Грунтовые и техногенные воды, конденсат, обледенение зимой – все это создавало огромные проблемы для транспорта и обслуживающего персонала. Вода, говорит Юрий Прокаев, бетон не точит, но кладка в тоннеле бутовая – раствор за годы практически разложился и превратился в песок. Во многих местах укреплять камни приходилось заново. Это беда для пути и контактного провода, а сосульки в тоннеле росли от вершины до путей. Специальности рабочих не уникальные – проходчики, слесари, бетонщики. Но навыки работы под землей нужно иметь всем. Как правильно и квалифицированно работать с рабочими смесями и растворами – был вопрос для всех. Все учились, пробовали, смотрели, испытывали.

Тоннелей и мостов Юрий Прокаев построил тысячи. Окончив Хабаровский институт железнодорожного транспорта, факультет «Мосты и тоннели» в 1979 году, ни разу не работал по другой специальности. На сталинском тоннеле специалист работает второй раз, впервые приехал в 1984 году. Говорит, это один из самых сложных тоннелей в профессиональной деятельности. Ничего катастрофического и непреодолимого, но тяжелые моменты вроде огромного напора воды, который никак не удавалось остановить, были.   

«Искусственные сооружения всегда полны неожиданностей, — улыбается Юрий Прокаев. — Не бывает двух одинаковых тоннелей, двух одинаковых мостов. Всегда случается что-то, где надо голову включать на сто процентов. И такие моменты у нас бывают – в том числе и здесь. Приходилось быстро принимать решения. Например, устройство гидроизоляции. На начальном этапе этого не получалось. Мембрана не поляризовалась, это происходило медленно и в конце концов получалось некачественно. Мы испробовали тысячу вариантов, пока не подобрали оптимальный температурный режим. Сегодня у нас эта проблема снята. Плюс использование оборудования не совсем обычного. Работать надо аккуратно, вдумчиво».

В соответствии с договором тоннель вводится в эксплуатацию в мае 2019 года. Гарантия на материалы – 50 лет. Все памятные надписи, увы, пришлось заделать. А новых посланий потомкам сегодняшним рабочим сделать не удастся – современные материалы проникают друг в друга фактически на молекулярном уровне, становятся единым целым.

«Надстройки по красной линии тоннеля не дают на него практически никакой нагрузки, — говорит инженер. — За много лет горное давление уже сформировалось, и застройка ему не мешает. Но негативное влияние все же есть. Увеличился сброс техногенных вод – из канализаций, водопроводов и теплотрасс. На откосе тоннеля существовала система водоотводов, но сейчас она разрушена. Раньше все верховые воды перехватывались над тоннелем и лежал собирающий коллектор. В тоннеле он еще проходит, но нагорная часть его практически разрушена. Отчасти и от этого тоже было столько воды в тоннеле».

Смена сезонов тоже создает свои трудности. Зимой приходится использовать огромные ворота, плотные шторы, тепловые генераторы. При нанесении гидроизоляции нужны определенные условия – влажность воздуха не более 65%, температура воздуха не менее 20 градусов. Это ноу-хау специалистов, которым долго пришлось подбирать оптимальные условия. Летом же с температурой все нормально, а вот ежедневная стопроцентная влажность давала сильный конденсат на стенах тоннеля – сражаться приходилось серьезно.

По завершении реконструкции внутренней части тоннеля не забудут метростроевцы и про въезды. Их отреставрируют в соответствии с первоначальным обликом и заново отольют из железобетона памятные буквы «Тоннель имени Тов. Сталина».

Алена Степанова (текст), Валерия Кузора (фото)

Железнодорожный тоннель им. Сталина реконструируют во Владивостоке — newsvl.ru Рабочие наносят гидроизоляционный слой — newsvl.ru Протяженность тоннеля - 1380 метров — newsvl.ru Заместитель генерального директора "Метрострой Интернэшнл" Юрий Прокаев — newsvl.ru Реставрация тоннеля длится уже второй год — newsvl.ru Реставрируют тоннель более 100 рабочих — newsvl.ru Работы ведутся с утра до позднего вечера — newsvl.ru Главная задача - осушить тоннель — newsvl.ru Гарантия на материалы - 50 лет — newsvl.ru Работы продлятся до 2019 года — newsvl.ru Сложностей в работе было много — newsvl.ru Тоннель не закрыт полнсотью - ночью здесь хоядт грузовые поезда — newsvl.ru В тоннеле приходится соблюдать особый температурный режим — newsvl.ru Стены тоннеля залили специальным раствором — newsvl.ru Работы ведутся с небольшим опережением графика — newsvl.ru Узкий тоннель важен для городского электротранспорта  — newsvl.ru Работать приходится вдумчиво — newsvl.ru Многое приходилось переделывать — newsvl.ru Техники работает немного - в основном всю работу приходится выполнять руками — newsvl.ru Стены тоннел буквально выкладываются слоями изоляции — newsvl.ru Сверху сетки будет нанесено несколько слоев изоляции — newsvl.ru Буквы отольют заново — newsvl.ru К концу работ тоннель будет как новый — newsvl.ru Электрички здесь пройдут не раньше 2019 года — newsvl.ru
Железнодорожный тоннель им. Сталина реконструируют во Владивостоке — newsvl.ru Рабочие наносят гидроизоляционный слой — newsvl.ru Протяженность тоннеля - 1380 метров — newsvl.ru Заместитель генерального директора "Метрострой Интернэшнл" Юрий Прокаев — newsvl.ru Реставрация тоннеля длится уже второй год — newsvl.ru Реставрируют тоннель более 100 рабочих — newsvl.ru Работы ведутся с утра до позднего вечера — newsvl.ru Главная задача - осушить тоннель — newsvl.ru Гарантия на материалы - 50 лет — newsvl.ru Работы продлятся до 2019 года — newsvl.ru Сложностей в работе было много — newsvl.ru Тоннель не закрыт полнсотью - ночью здесь хоядт грузовые поезда — newsvl.ru В тоннеле приходится соблюдать особый температурный режим — newsvl.ru Стены тоннеля залили специальным раствором — newsvl.ru Работы ведутся с небольшим опережением графика — newsvl.ru Узкий тоннель важен для городского электротранспорта  — newsvl.ru Работать приходится вдумчиво — newsvl.ru Многое приходилось переделывать — newsvl.ru Техники работает немного - в основном всю работу приходится выполнять руками — newsvl.ru Стены тоннел буквально выкладываются слоями изоляции — newsvl.ru Сверху сетки будет нанесено несколько слоев изоляции — newsvl.ru Буквы отольют заново — newsvl.ru К концу работ тоннель будет как новый — newsvl.ru Электрички здесь пройдут не раньше 2019 года — newsvl.ru
Полная версия сайта