Новости Владивосток

Зоны риска: публичные слушания генплана Владивостока выявили недостатки проекта

На публичных слушаниях проекта генерального плана и новых Правил землепользования и застройки Владивостока всю прошедшую неделю кипели нешуточные страсти. Горожане теряли и отбивали обратно скверы, малый бизнес переживал о проведении публичных слушаний для строительства коммерческих объектов в жилых зонах, а часть споров сводилась к преобладанию частных интересов над общественными, и наоборот.

Напомним, проект генплана и ПЗЗ, который разрабатывал и представлял омский институт «Град», – это не «снести все и построить заново», а лишь актуализация действующих документов и приведение их в соответствие с текущим законодательством.

Лес или не лес

Публичные обсуждения выявили ряд проблем, с которыми столкнутся бизнесмены, резиденты свободного порта, инвесторы и частные лица, когда он все же будет принят. Во-первых, это сохранение зеленых зон. Здесь речь идет не только о скверах, но и о городских лесах вообще. Во Владивостокском городском округе, по данным городской администрации, около 20 тысяч гектаров леса. Часть участков переписана, поставлена на кадастровый учет и полностью «в законе». Однако есть такие проблемы, как у ДВО РАН, например: советская документация закрепила за наукоградом более 500 гектар леса бессрочно, но текущее законодательство, по мнению ученых, это постановление игнорирует, из-за чего земля распродается под застройку.

Аналогичные лесные проблемы есть у массы частных кооперативов, товариществ и иных форм кооперации граждан, оформляющих собственность на так называемые коттеджные кварталы. По какой-то причине они не были учтены проектировщиками, поэтому жители таких поселков с удивлением обнаружили свои дома в рекреационных зонах, где запрещена всякая деятельность.

Также выявлена проблема с Садгородом, где запланирована, опять же в соответствии с советскими документами, санаторно-курортная зона. Там тоже растут коттеджные поселки, а жители «обычного» частного сектора говорят, что им запрещают проводить какие-либо работы на своих участках именно в связи с рекреацией. И если градостроительные документы будут приняты в том виде, в котором их представили проектировщики, сделать с участками и домами ничего и не получится – не санаторий же.

Голос за магазин

Проблемы есть и у коммерсантов, причем не только у тех, кто всей душой радеет за товарное многообразие вместо «бесполезных клочков зелени». Так, сильно протестовали представители бизнеса против внесения строительства коммерческих объектов в зоне Ж-4 (многоэтажная жилая застройка) в условно разрешенные виды использования. Если эта часть проекта останется без изменений, то строительство любого отдельно стоящего коммерческого или социального объекта потребует проведения процедуры публичных слушаний. Проще говоря – и магазин, и больницу, и садик можно будет построить, только если жильцы согласятся. Коммерсанты переживают, что публичные слушания в таком виде могут быть легко подтасованы конкурентами: «Нагонят 200 человек на слушания и проголосуют против». Просят, разумеется, включить все эти пункты в основные виды разрешенной деятельности.

Здесь, конечно, палка о двух концах. С одной стороны, магазины прекрасно размещаются в выведенных из жилого фонда помещениях многоэтажек, а социальные объекты в проектируемых районах закладываются проектом. С другой, у жителей Владивостока есть прекрасный пример перед глазами, когда все свободное пространство Снеговой Пади захватили автомобили из-за полного отсутствия парковочных мест. Этим воспользовались стоянщики-нелегалы, долгие годы вершившие свои незаконные дела в микрорайоне.

Однако заложены объекты в проектах новых районов, а застраивать старые никто не прекращает. Поэтому и требуется строить не только новые магазины (их, конечно, больше всего), но и детские сады, школы, больницы и прочие социально-бытовые конторы. Словом, бизнес просит разрешить строительство таких объектов в зоне Ж-4 без публичных слушаний.

Неприкосновенность частной собственности

Серьезный конфликт оказался у частных и общественных интересов. Так, например, проектировщики внесли в генплан запланированные на «когда-нибудь» новые дороги, связывающие районы Владивостока, дублеры и внутриквартальные магистрали. Все они, напомним, заложены в различных концепциях и стратегиях развития города, края и региона вообще. Некоторые существующие дороги тоже надо изменить – реконструировать в соответствии с ГОСТом. Это предполагает в первую очередь расширение полотна.

И строительство, и реконструкция может «зацепить» частные земли. Вот тут-то и начинаются проблемы: «Постройте дороги, но частную собственность не трогайте». Найти баланс между частным и общественным, конечно, придется. Городская администрация в лице Леонида Вильчинского, например, говорит, что схема уже отработана саммитом АТЭС: «Проект, экспертиза – и вперед». Участки на пути предполагаемых магистралей выкупаются государством, дома расселяются. Чаще всего проектируют дороги таким образом, чтобы минимизировать и людские, и финансовые потери. Но полностью этого избежать не удастся все равно. Однако участники слушаний то и дело обращались к комиссии с просьбой пересмотреть границы зоны Т (транспортной), если она заходит в границы личного участка.

Впрочем, неприкосновенность частной жизни быстро забывалась в том случае, если проблема не касалась интересов кого-то из присутствующих в зале. Так, например, звучало предложение разрешить собственникам участков с частными домами проводить ремонт и реконструкцию своих строений вне зависимости от функциональной зоны, в которой земля расположена. Это вызвало протест у небольшой группы слушателей – если дом стоит в парке, то не надо позволять его реконструировать: «Он там всем мешает».

Условно свободный порт

У резидентов свободного порта Владивосток тоже вопросы – участки для бизнеса и коммерческого строительства внезапно оказывались в зонах, где ничего такого нельзя. И если застройщикам жилых домов слушатели не слишком сочувствовали, то вот развитие производства в городе уже ставилось под вопрос. Так, например, тот же «Дальзавод» оказался не в промышленной зоне, а в научной. Или вышла неловкая ситуация с резидентом, предполагающим строительство складского комплекса в районе авторынка «Зеленый угол», – там есть памятник истории, форт Суворова, с соответствующей охранной зоной. И еще проектировщики думают там расположить кладбище.

Отель Hyundai тоже оказался заложником генплана – они бы хотели на своем участке построить 40-этажное здание, но оказались в зоне исторического центра. Где запрещена застройка выше шести этажей. А проект уже есть, деньги в него вложены.

Аналогичная проблема, кстати, у многих застройщиков. Градостроительный совет, действовавший при администрации города, поддерживал высотную застройку сопок Владивостока, одобряя проекты жилых домов и деловых центров. Говорили, что это украсит морской фасад. А проектировщики со своей стороны хотят сохранить пока еще существующий вид на бухту Золотой Рог, поэтому попытались в генплане ограничить стремительно растущие высотки.

Новые старые дороги

Больная тема для Владивостока – транспортная инфраструктура. Проблем две: нехватка дорог и парковок и весьма унылый общественный транспорт. Омичи предлагают наладить так называемые поперечные связи – построить дороги, которые будут связывать вертикальные магистрали. Озаботиться надо и дорогами-дублерами, поскольку аварии на основных магистралях неизменно приводят к транспортному коллапсу во всем городе. Кстати, во Владивостоке около 40 километров ненормативных дорог – не соответствующих ГОСТу.

Проблемы с парковками тоже надо решать. Давно витает в воздухе идея сделать парковку в центре платной, но для этого надо строить так называемые перехватывающие парковки, где люди могут оставлять личный транспорт, а заодно вводить и альтернативу – бесплатные парковки. Судьба первой «парковки» в центре Владивостока всем известна, а кто будет строить другие – неизвестно.

Проектировщики предлагают существенное расширение парка общественного транспорта, преимущественно электрического. Трамвай предлагается пустить не до Баляева, а вокруг района. Также спасут положение троллейбусы и электробусы. Развивать нужно и городские электрички, а ремонт тоннеля имени Сталина пока приостановил движение единственного существующего маршрута. Вся система городского транспорта должна быть максимально удобно скомпонована так, чтобы путь от одной остановки до другой укладывался в 5-7 минут. Кроме того, должна быть введена система единого проездного.

Предлагают омские проектировщики развивать и велодорожки, но почему-то не предлагают возрождать морской транспорт.

Море воды

Единственный новый причал предполагается построить в бухте Аякс, на территории кампуса. Зато бурно должны развиваться надводные дороги. Снова стал актуальным проект ВКАД – о нем заговорили, им заинтересовался врио губернатора Приморья Андрей Тарасенко, и даже начались поиски инвестора. По проекту, который отражен и в генплане, должен появиться дополнительный мост с Токаревской кошки на остров Елены, а оттуда – на Русский остров. В районе бухты Федорова будет подводная часть в виде тоннеля. Еще один мост планируется с Эгершельда на мыс Голдобина. Не планируется, но имеется в виду мост из Владивостока в село Береговое на Песчаном. И совсем невероятным выглядит проект прокладки городской электрички с полуострова Саперного в город, а затем в аэропорт.

Порт также предполагается развивать, правда, в основном в контейнерную сторону, вынеся вредные перевалки угля и металла за пределы городского округа. Для этого потребуются новые мощности и, кстати, причалы, которые почему-то не отражены в плане.

Общественники также предлагают вывести из списка нерестовых реку Объяснения – якобы она до сих пор числится таковой. А пока река считается нерестовой, ничего нельзя делать ни с ней, ни вокруг нее. А между тем, считают проектировщики, городские реки могли бы стать отличным общественным пространством.

Сопки для вида

Сопки Владивостока омские проектировщики предлагают оставить рекреационными зонами и освободить от застройки. Здесь, по мнению архитекторов, получатся отличные видовые, открывающие город с самых неожиданных и привлекательных сторон. Пока в городе видовые находятся в диком и запущенном состоянии, но это надо исправлять. Пока же инициативные граждане пытаются бороться со строительством все тех же высоток на вершинах городских возвышенностей.

В защиту культуры

Приятной переменой, если сбудется, станет установление зоны ОД-12 – исторического центра. Это должен быть внушительный участок, ограниченный с четырех сторон улицами 1-я Морская, Октябрьская, Фонвизина и Западная. Строить в этой зоне можно все, но с рядом ограничений: не выше шести этажей или 30 метров вместе со шпилем для культовых сооружений, с минимальным озеленением в 20-30% участка. В условно разрешенных видах, правда, указана многоэтажная застройка, но только до девяти этажей и с процедурой публичных слушаний.

Предполагается, что это нововведение защитит «задавленный» исторический центр. К тому же проектировщики пересчитали и нанесли на карту все культурные объекты – памятники архитектуры и истории. Их во всем Владивостоке более 900, причем значительная часть сконцентрирована именно в центре. У каждого такого памятника есть охранная зона, в пределах которой нельзя вести никакую деятельность, в том числе и строительство.

Фантастика!

Жители Владивостока относятся к проекту с известной долей скептицизма. Многие прямо требуют не принимать документацию, а сперва отправить на доработку и провести повторные слушания. Часть предложенных омскими специалистами нововведений в ближайшие годы во Владивостоке реализовать не удастся в принципе. К тому же недобросовестные предприниматели намерены отстаивать возможность строить то, что они хотят, там, где они этого хотят. Однако есть и положительные моменты – проектировщики весьма ответственно подошли к сохранению городских зеленых зон и значимых для города объектов. А внесение крупных инвестиционных проектов в основной документ градостроительства позволит их реализацию без дополнительных юридических проволочек.

Полная версия сайта