Новости Владивосток

От омнибусов до автобусов: как развивался и до чего докатился общественный транспорт Владивостока (ФОТО; ОПРОС)

Городским транспортом Владивосток никак не может гордиться. Маршруты трамваев и троллейбусов ограничиваются несколькими остановками, водители автобусов устраивают гонки на дорогах и ездят по одному им известному расписанию. Однако такие проблемы были всегда – и что только ни придумывали чиновники и предприниматели, чтобы их решить. VL.ru вспоминает историю общественного транспорта Владивостока от первых омнибусов до наших дней.

«Ваньки», «голубчики» и «лихачи»

В книге «Владивосток. Штрихи к портрету» есть такой абзац: «В конце марта 1885 года горожане были поражены новым видом транспорта. На улице появился омнибус (от лат. Omnibus – "для всех"). Карета на 20 человек, запряженная парой лошадей, тащилась на подъем медленно, но она все же надежно развозила пассажиров. Это новшество ввел Виттенбург (российский, советский географ, геолог – прим VL.ru). Пара карет, пущенных им в работу, обеспечила хозяину в первый же день 40 рублей валовой выручки. За проезд надо было платить 15 копеек. Пара лошадей с трудом затаскивала карету на крутые подъемы, нужна была третья лошадь, а это сводило на нет всю прибыль предприятия». Дело не удалось.

Трамвай из Бельгии

В 1906 году Дума приняла постановление «Об устройстве трамвая... и желательности осуществления его на средства города». Однако осуществлять его Дума не торопилась. В декабре 1907 года, после объявления конкурса на проект постройки трамвая, была подготовлена техническая документация и смета на 646 135 рублей, однако выделено только 150 000. На следующий год рядом со сквером им. Г. И. Невельского состоялась закладка трамвайной линии. Выделенных городом средств хватило только на строительство рельсового пути от Луговой до Петра Великого, дальнейшие работы были приостановлены до 1911 года, когда Городская Дума заключила концессионный договор с предпринимателем Циннерманом и инженером Громодэским на доставку и эксплуатацию трамвая с правом выкупа его через пять лет за 150 000 рублей.

К октябрю 1912 года строительство трамвайной линии по Светланской от Луговой до вокзала было закончено. 9 октября 1912 года первый трамвай вышел на улицы Владивостока (старейшей трамвайной системы в азиатской части России). Это были деревянные вагоны бельгийского производства, которые делились на два класса: для «чистой» публики и для прочего люда. Проезд в 1-м классе стоил восемь копеек, во 2-м – пять. Так началась история первого по-настоящему общественного транспорта Владивостока – трамвая, который к 1992 году уже насчитывал 140 вагонов и более 40 км путей. Более 100 вагонов перевозили жителей города ежедневно.

 

Первый автобус

Автобусы во Владивостоке появились в 1920-х годах и были, как правило, подержанными. Парком владели частники и различные товарищества. 

«Городская управа дала разрешение гражданам А.С. Цабадзе и И.Д. Цирканюку открыть автобусное движение между Луговой и вокзалом по таксе три рубля, при соблюдении правил технических условий», – писала газета «Эхо». 

В марте 1920 года товарищество «Автобус» обратилось в управу о разрешении движения автобусов с 07.00 до 22.00 вечера по двум линиям: «Вокзал – 1-я Речка» и «Вокзал – Луговая».

Владивостокское коммунальное хозяйство, развивая автобусные маршруты города в 1925 году, начало переговоры о приобретении шести автобусов, а уже в 1926 году из Америки прибыли первые четыре автобуса. К концу 30-х годов количество городских автобусов составляло 40 единиц.

В соответствии с постановлением оргкомитета Президиума ВС РСФСР по Приморскому краю от 11 сентября 1939 г. № 959 организовано Приморское краевое управление автомобильного транспорта Наркомата автомобильного транспорта РСФСР. В дальнейшем развитие автобуса пошло по нарастающей. Были открыты многие привычные нам по сей день маршруты. Транспортное хозяйство росло, а ремонтно-производственная база – нет.

В справке о работе Приморского автотреста за 1957 год отмечается: «...при наличии автопарка в 249 автомобилей имеет территорию гараж, где можно разместить 60-70 автомобилей, а все остальные автомобили размещаются на прилегающих улицах. Отсутствует ремонтная база...», также было отмечено: «...в результате имеются случаи угона автомобилей, несвоевременный выход автомобилей на линию, несоблюдение графиков ремонта и техобслуживания...»

Для решения сложившейся ситуации началось строительство гаража на 100 мест. Велось оно медленно и даже останавливалось, однако все же было закончено в 1959 году. На следующий год приказом Приморского крайавтотреста было образовано Владивостокское автобусное хозяйство. В течение следующих десятилетий название неоднократно менялось.

В 1981-м предприятие получило первые новые автобусы «Икарус-280» желтого цвета. Общее количество автобусов предприятия увеличилось до 412 машин, несмотря на естественный износ и списание. За следующие три года протяженность городских маршрутов была увеличена до 589 км.

 

Троллейбусы

В 1959 году после посещения Америки и Китая в город приехал Хрущев и выдвинул лозунг сделать Владивосток лучше, чем Сан-Франциско. Итогом этого визита стало бурное жилищное строительство 60-х годов, известное в народе как «Большой Владивосток». Был создан проект развития города, согласно которому в северной части города (район проспекта 100-летия Владивостока – прим. VL.ru), где будут новые жилые микрорайоны, должен появиться и троллейбус. В начале 60-х годов было начато строительство троллейбусного парка в районе поселка Рыбак (ныне «Постышева») и тяговых подстанций, а в 1963-64 годах произведена установка контактных опор. В конце 1964 года город получил первые 15 троллейбусов.

29 января 1965 года состоялся пуск троллейбусного движения в городе. Первый маршрут от ЦПКиО (ныне Покровский парк) до остановки «Поселок Рыбак». Каждый год город покупал до 10 троллейбусов, и к 1994 году было приобретено около 200 машин. В лучшие годы троллейбусного парка Владивостока на линии ежедневно выходило до 50 машин, это был основной вид транспорта северной части города.

К 125-летию Владивостока, 2 июля 1985 года, открыта троллейбусная линия на Океанскую: самый протяженный маршрут во Владивостоке, пролегающий в пригородную зону. В конце 80-х годов появляется дополнительный маршрут № 7 «Океанская – Универсам» в помощь маршруту № 6, на котором тогда работало всего шесть троллейбусов. Таким образом, в начале 90-х годов во Владивостоке действовало уже семь постоянных маршрутов. Во второй половине 90-х годов продолжилось строительство новых троллейбусных линий и запуск новых маршрутов. 

 

Транспорт в 90-е

90-е проверяли муниципальный транспорт на прочность всеми возможными способами. Недостаток финансирования, политические баталии и просто неопределенность добавляли уныния к общей картине.

Например, в 1994 году на муниципальном транспорте полностью отменили плату за проезд. Мэр города Черепков мотивировал свое решение экономией на контролерах, которые в условиях массового безбилетного проезда и множества категорий льгот были неэффективны. На самом деле, это было незадолго до выборов в краевую Думу (теперь это Законодательное Собрание – прим. VL.ru). В знак благодарности многие проголосовали за кандидатов в депутаты, которые являлись сторонниками Черепкова, а муниципальный транспорт стал полностью содержаться на средства городского бюджета, которых всегда не хватало.

В 1998 году Черепков решает проблему продажей двух трамвайных депо: одного – на Луговой, где располагались вагоноремонтные мастерские и откуда в 1912 году был выпущен первый трамвай, второго – на Первой речке, построенного в 1917 году.

Не лучшим образом складывались дела и у ВПОПАТ-1. Полученная примерно в 1991 году последняя партия «Икарусов» в белом цвете Olivetti так и не отработала свой срок, на улицах города почти не появлялась. Автобусы активно распиливались на куски на территории предприятия. Проблемы с финансированием, с закупкой запасных частей для поддержания автобусов в рабочем состоянии, заказные убийства и смена директоров предприятия не добавляли оптимизма. К середине 90-х некогда забитая до отказа стоянка автобусного парка заметно опустела.

Добавил неприятностей и пожар голливудского масштаба, который случился буквально в начале 90-х. На территории предприятия (ныне улица Уссурийская, 1 к. 7), произошло возгорание склада твердого строительного гудрона. В результате чего огненная, раскаленная масса дотекла до нижней парковки, где находились автобусы и ряд, что стоял ближе, загорелся. Несколько часов пожарные боролись с огнем, а работники ВПОПАТ-1 растаскивали уцелевшие автобусы тягачами. 

По состоянию на 1996 год общая численность работников предприятия составляла 899 человек: водителей 304, кондукторов 152, ремонтников 119. Автобусов 196 единиц: Лаз-695 – 66, «Икарус-260» – 23, «Икарус-280» – 21. Корейских автобусов Hyundai-540, Hyundai Aero Town, Aero-600, Asia, Daewoo-105, Daewoo-106 – 43 единицы.

Дольше всего держалось троллейбусное депо: в 1999 году количество маршрутов достигло своего максимума, а общая длина линий составляла более 45 км. Однако из-за недостаточного финансирования, сильного износа и нехватки подвижного состава, а также жесткой конкуренции со стороны автобусов количество маршрутов стало неуклонно сокращаться.

Обновки и перестановки

Градоначальники приходили и уходили, а проблемы общественного транспорта оставались. Чиновников хватало на эксперименты: закрывали, меняли маршруты трамваев и троллейбусов под различными предлогами. Например, по их мнению, трамвай создает помехи другим видам транспорта, разрушает дорожное полотно, а вибрация, которую он вызывает, разрушительно влияет на исторические здания в центре города. Так вместо трамваев от центральной площади до Луговой были запущены коммерческие автобусы. Любая проблема муниципального транспорта решалась выдачей лицензии на пассажирские перевозки коммерческим организациям, количество которых заметно росло.

Рост числа компаний-перевозчиков, постоянные заторы на остановке «Фокина» (которая являясь конечной многих автобусных и троллейбусных маршрутов) мотивировал администрацию города перенести остановку. В 2003 году закрывается движение троллейбусов на Фокина и переносится на площадь Семеновскую, предварительно подровняв сквер со слониками. Вскоре троллейбусы были изгнаны и с Семеновской.

Новый глава города Николаев принял город без бюджета и с огромными долгами. Несмотря на это, в 2006 году по его решению для нужд города было закуплено 15 новых троллейбусов. Именно это спасло Владивостокский троллейбус от гибели. Сегодня эти машины составляют основу троллейбусного парка Владивостока.

В следующем году Николаева осудили по статье 285 ч. 2 УК РФ «злоупотребление должностными полномочиями» и сняли с должности главы администрации.

В 2008 году Пушкарев победил на выборах мэра Владивостока. Летом того же года новый градоначальник на рабочем совещании обсуждал перспективы обновления парка троллейбусов. До конца года планировалось закупить 10 троллейбусов. Что-то пошло не так, и уже 16 октября того же года Пушкарев сделал заявление о том, что троллейбусы дорогие, а трамвай является самым дорогим транспортом во Владивостоке. Поэтому лучше приобретать автобусы – в перспективе их можно будет перевести на газ.

 

В июне 2011 года глава города Пушкарев, общаясь в эфире «Прямой линии» с жителями Владивостока, заявил следующее: «Сегодня на каждые 8 рублей, которые оплачивает пассажир трамвая за проезд, выделяется 80 рублей из городского бюджета на развитие электротранспорта. Если бы мы давали столько денег на развитие автобусного парка, он обновлялся бы гораздо быстрее. Но мы коммерческим перевозчикам ничего не выделяем, кроме маршрутов. А электротранспорт дотируем. Сокращаем расходы, например, на детские сады, и выделяем средства на развитие трамваев и троллейбусов». В одном заявлении оправдать уничтожение трамваев в городе и оправдаться за отсутствие детских садов...

Троллейбусную контактную сеть, а также трамвайные пути постепенно демонтировали. Неразберихи добавил и саммит АТЭС – 2012, в рамках подготовки к которому город превратился в большую стройку. Велись работы: где-то расширяли дорожное покрытие и меняли бордюры, где-то прокладывали тоннель для моста, где-то меняли инфраструктуру в виде новых городских мачт освещения. Все это способствовало поэтапной ликвидации электротранспорта.

В 2012 году о сроках запуска троллейбуса высказался и Пушкарев: «Троллейбус мы планируем запустить после саммита, то есть не раньше сентября. Сначала будет смонтирована вся контактная сеть. В планах – продлить маршрут до Садгорода и сразу же после завершения реконструкции сети закупить новые троллейбусы». Видимо, на этой волне троллейбусное депо получило две новые машины.

На сегодняшний день ситуация с электротранспортом складывается следующим образом: в 2016 году в город купил еще один новый троллейбус. Маршрут до Садгорода и городские маршруты ждут 2020 года из-за отсутствия финансирования на восстановление контактной сети.

Возрожденное к саммиту муниципальное предприятие ВПОПАТ-1 осуществляет перевозку горожан в отдаленные пригородные районы по цене внутригородского движения. С 2010 года эксплуатировалась партия закупленных городской администрацией новых российских автобусов КАвЗ-4239, которые отличились тем, что ни один из них не завелся по прибытию во Владивосток. С 26 февраля 2011 года на городские маршруты также вышли два новых автобуса MAN немецкого производства. Позже было принято решение о закупке еще 50 машин. Первая партия из 32 автобусов пришла в город в ноябре 2011 года. В 2013 году началась закупка маршрутных автобусов Volkswagen Crafter, первые 10 штук были переданы на баланс предприятия ВПАТП-3 в мае того же года. К сожалению, недавние разоблачения о завышенных тарифах на техобслуживание автобусов оставили неприятный осадок от, казалось бы, благого начинания. 

Почему возрождение муниципальных автобусов во Владивостоке признали незаконным с точки зрения антимонопольного законодательства, читайте на VL.ru.

Происшествия

Трамвайная инфраструктура к этому времени износилась настолько, что в прессе регулярно стали появляться сообщения о происшествиях с участием трамвая. Конечно, подобное происходило и раньше, более 100 лет назад. Первое крушение произошло 15 апреля 1913 года: трамвай, шедший по Алеутской от вокзала, на повороте на Светланскую врезался в угол здания.

13 октября 1997 на этом же месте произошел подобный инцидент: около 07.00 трамвай не успевает затормозить перед правым поворотом на Светланскую и сходит с рельсов. Система расцепляется, головной вагон въезжает в фасад торгового центра «Золотой Рог», а второй вагон разбивает ограждение подземного перехода и отскакивает обратно на проезжую часть.

28 февраля 2008 шедший в сторону Луговой трамвай сошел с рельсов, выкатился на тротуар и пробил забор стадиона «Авангард». В 2009 году у трамвая, двигавшегося по спуску к остановке «Дальпресс», отказала система торможения, он набрал скорость на спуске и сошел с рельсов, пробив кирпичное ограждение и повредив несколько машин.

События недавних дней – 22 мая 2014 года – в районе площади Луговой трамвай сошел с рельсов, в результате происшествия мужчине, стоящему у путей, отрезало обе ноги.

 

Общественный транспорт сегодня

По состоянию на апрель 2017 года трамвайный парк содержит 26 пассажирских вагонов и один маршрут. Троллейбусное депо содержит 19 троллейбусов и два маршрута. По состоянию на май 2017 года ВПОПАТ-1 содержит около 150 автобусов и 93 муниципальных маршрута. Кроме того, на городских маршрутах работают 14 коммерческих перевозчиков.

Многие автобусы изношены: достаточно зайти в салон, чтобы увидеть сотканный при помощи электросварки из разного листового металла пол. Внутри не убираются, на маршрут машины выходят грязные. Есть автобусы, в которых отключен спидометр, а скорость движения выбирается «на глазок». 

Нередко посадка и высадка пассажиров происходит на проезжей части или в момент опасного маневрирования автобусов на остановке. Автобусы останавливаются в два, три ряда, создавая помехи другим участникам движения. Выезд на встречную полосу и обгоны неоднократно попадают в хронику городских новостей.

Водители, как правило, не говорят по-русски, позволяют себе разговоры по телефону, берут плату за проезд или пересчитывают деньги на ходу. Стоит ли говорить о том, что не соблюдается график движения и время ожидания на остановках. Коммерческие организации изобрели свое расписание и своих «смотрящих» за этим расписанием: людей с блокнотами можно всегда увидеть на ключевых остановках.

По результата проведенного в июле опроса на VL.ru больше всего пассажиры недовольны опасным вождением (17% из 8 571 опрошенного), долгими остановками (16%), грязными салонами (9%), несоблюдением графика (8%) и техническим состоянием автобусов (7%). 

Вишенка на торте пассажирских перевозок – отсутствие простого и прозрачного механизма взимания платы за проезд, и, как следствие, отсутствие налоговой отчетности. Бумажный билет утратил смысл. Альтернатива в виде карты «Мой Дельфин» существовала без явной заинтересованности как со стороны администрации города, так и со стороны пассажиров (лишь 1% опрошенных горожан считают отсутствие специальной системы оплаты проезда недостатком). Хотя карта – неплохое решение, и практика Москвы с ее «Тройкой» это лишний раз подтверждает.

При этом за место на рынке городских перевозок частники борются всеми возможными способами. Так, в июле этого года у коммерческого перевозчика произошел конфликт с ГИБДД, из-за чего все автобусы № 7т сняли с маршрута. Тогда полицейские заподозрили, что у одного из автобусов был перебит номер шасси. Собственнику выдали предписание о прохождении экспертизы, но тот от нее уклонился. Перевозчик в свою очередь связывает действия полицейских с недобросовестной конкуренцией со стороны других транспортных компаний.

Новые закупки и перспективы

Правительство определило перечень машиностроительных товаров, которые можно будет закупать для госнужд только у отечественных производителей и компаний из Белоруссии и Казахстана. В список внесены 66 товаров, в том числе автобусы, трамваи, экскаваторы, бульдозеры, автокраны, спецтехника для уборки улиц и машины аварийно-технических служб.

Как поясняется, запрет вводится «в целях защиты внутреннего рынка РФ, развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Ограничения по выбору поставщиков вступили в силу с 14 июля 2014 года, а на закупку трамваев у иностранных производителей – с 1 января 2015 года.

Получается, что ни немецких, ни корейских автобусов на муниципальных маршрутах больше ожидать не приходится. В октябре 2016, например, девять новых белых автобусов ПАЗ-320402 (завод в Нижегородской области) закупили для нужд городов и поселков Приморья. А в феврале текущего года коммерческий перевозчик приобрел семь новых «ГАЗель Next». Посмотрим, как надолго их хватит.

Но если у автобусов есть хоть какие-то перспективы, то трамвай в нашем городе потихоньку умирает. Горожане до сих пор не определились, нужны Владивостоку вагончики или нет, а рабочие уже демонтируют рельсы. Процесс пошел на Народном проспекте, на очереди – Светланская. 

Тем временем в Москве

Как сообщает «Мосгортранс», в Москве стартовал очередной этап реконструкции и капитального ремонта трамвайных путей, целью которых является создание максимально быстрого и удобного городского транспорта. Работы проводятся с применением шумопоглощающих технологий и износостойких шпал, благодаря чему движение по обновленным путям станет более комфортным для пассажиров трамваев.

А инвентарная численность парка автобусов ГУП «Мосгортранс» составила 6 185 единиц. В целях значительного улучшения качества перевозки наземным городским пассажирским транспортом, правительством Москвы выделены средства и размещен заказ на поставку в 2011 году 2070 современных низкопольных автобусов стандарта «Евро-4» и «Евро-5».

Голосование

Какой вид транспорта стоит развивать во Владивостоке?

Все. Трамваи и троллейбусы нужно было сохранить
61.7%
1262
Троллейбусы и автобусы. Трамваи сильно мешали движению
11%
226
Автобусы и трамваи (это почти историческая достопримечательность)
10.6%
217
Только автобусы. Остальное - пережиток прошлого
11.7%
239
Все равно. Не пользуюсь общественным транспортом
5%
102

Всего проголосовало 2046 человек

Голосование

Какой вид транспорта стоит развивать во Владивостоке?

С попытки коммерческой перевозки началась история общественного транспорта Владивостока — newsvl.ru Улица Светланская (сейчас здесь остановка «ДВПИ») — newsvl.ru К октябрю 1912 строительство трамвайной линии по Светланской было закончено — newsvl.ru Перекресток Алеутской и Светланской улиц (сейчас справа на фото находилось бы здание краевой администрации) — newsvl.ru Площадь Луговая  — newsvl.ru Остановка «Поселок Рыбак» (сейчас остановка «Постышева») — newsvl.ru Улица Некрасовская, 1983 год — newsvl.ru Во второй половине 90-х годов продолжилось строительство троллейбусных линий и запуск новых маршрутов — newsvl.ru Из архива газеты «Владивосток», конец 80-х годов — newsvl.ru Остановка «Фокина» — бывшая конечная для автобусных и троллейбусных маршрутов — newsvl.ru Конечную перенесли на остановку «Семеновская» — newsvl.ru Фото — Максим Каленник — newsvl.ru 15 апреля 1913 года впервые во Владивостоке трамвай сошел с рельсов — newsvl.ru 13 октября 1997 — фото из архива газеты «Владивосток» — newsvl.ru Для города закупили 50 новеньких автобусов MAN — newsvl.ru Сегодня ВПОПАТ-1 содержит около 150 автобусов и 93 муниципальных маршрута — newsvl.ru 9 новых белых автобусов ПАЗ-320402 закупили для нужд городов и поселков Приморья — newsvl.ru
С попытки коммерческой перевозки началась история общественного транспорта Владивостока — newsvl.ru Улица Светланская (сейчас здесь остановка «ДВПИ») — newsvl.ru К октябрю 1912 строительство трамвайной линии по Светланской было закончено — newsvl.ru Перекресток Алеутской и Светланской улиц (сейчас справа на фото находилось бы здание краевой администрации) — newsvl.ru Площадь Луговая  — newsvl.ru Остановка «Поселок Рыбак» (сейчас остановка «Постышева») — newsvl.ru Улица Некрасовская, 1983 год — newsvl.ru Во второй половине 90-х годов продолжилось строительство троллейбусных линий и запуск новых маршрутов — newsvl.ru Из архива газеты «Владивосток», конец 80-х годов — newsvl.ru Остановка «Фокина» — бывшая конечная для автобусных и троллейбусных маршрутов — newsvl.ru Конечную перенесли на остановку «Семеновская» — newsvl.ru Фото — Максим Каленник — newsvl.ru 15 апреля 1913 года впервые во Владивостоке трамвай сошел с рельсов — newsvl.ru 13 октября 1997 — фото из архива газеты «Владивосток» — newsvl.ru Для города закупили 50 новеньких автобусов MAN — newsvl.ru Сегодня ВПОПАТ-1 содержит около 150 автобусов и 93 муниципальных маршрута — newsvl.ru 9 новых белых автобусов ПАЗ-320402 закупили для нужд городов и поселков Приморья — newsvl.ru
Полная версия сайта