Новости Владивосток

Мудрый остров: маяк Скрыплева во Владивостоке встречает суда и проверяет людей на прочность (ФОТО)

Самый первый маяк в Приморье, сохранивший медную крышу башни и клепаную винтовую лестницу с перилами из мореного дуба, приветствует суда, входящие в пролив Босфор Восточный во Владивостоке. Невысокое здание, которому отдан целый остров, уже полтора десятка лет хранит семья Вакуленко.

Смотритель Юрий Вакуленко называет остров Скрыплева святым. Говорит, хороший батюшка его освящал в «те времена» – второй половине XIX века, – когда «...в заливе Петр Великий с 20-го числа сего ноября начато освещение Скрыплевского маяка, недавно отстроенного на острове того же имени при восточном входе в пролив Босфор Восточный. Огонь маяка постоянный белого цвета, находится на возвышении 160 футов над уровнем моря; математический горизонт 14,5 мили. Осветительный аппарат отражательный, состоит из 16 ламп...»

Маяк Скрыплева на одноименном острове – недоступное для туристов, но открытое всем ветрам место, на входе в пролив Босфор Восточный города Владивостока. Строительство маячной башни началось в 1865 году, когда исследование залива Петра Великого потребовало целого ряда навигационных объектов. Стройка шла с перебоями и завершилась только через 10 лет. О начале работы маяка было объявлено извещением Гидрографического департамента № 137 от 26 ноября 1876 года.

Маяк строился по китайскому подобию: фундамент его представлял собой гору камня, залитого известью. Деревянные детали каменной башни сгнили за 10 лет, и объекту потребовалась реконструкция. Новую башню возвели в 1889 году, работы по модернизации маяка велись вплоть до революции и начала гражданской войны. С 1917 года навигационный объект функционировал нерегулярно – людей было мало, работать с флажным сводом сигналов почти никто не умел. Кроме того, являлись на островок и незваные гости в виде чехословаков и японцев.     

После установления во Владивостоке советской власти все здания маяка были отремонтированы, навигационное оборудование пополнилось новой системой туманной сигнализации, радиомаяком и световым прожектором. На балконе башни смонтировали резервный осветительный аппарат.

Во время войны здесь была построена казарма, которую городские легенды со временем превратили не то в женскую тюрьму, не то в женский монастырь. Но вообще-то здесь располагался зенитный батальон. Говорят, тоже женский, но имен не осталось.

«Устал я говорить уже, – вздыхает смотритель маяка Юрий Вакуленко. – Здесь просто служили женщины во время войны. Несли караульную службу, по-моему, до полста третьего года. Шесть орудий, два дзота. Конечно, глядя вокруг себя, они могли воспринимать жизнь на острове кто как тюрьму, кто как монастырь. Но не было здесь такого».

Казарма просуществовала не слишком долго – ее построили из «береговых» материалов без учета разрушительной силы соленого ветра и долетающих даже до сопки водных брызг.

После окончания Великой отечественной войны маяк Скрыплева снова реконструировали. Он стал таким, каким видно его в ясную погоду из города: приземистое белое здание с маячной башней. О военном прошлом напоминают орудийные дворики батареи №–101, живописные развалины казармы да пара погребов.

Маячник Юрий Вакуленко знает на острове каждый камень. Однажды он уходил с острова, но лишь затем, чтобы через 10 лет снова вернуться.

«В молодости я служил в радиотехнической школе на Русском, у меня слух музыкальный. Потом была служба в ТОФ на большом противолодочном корабле "Строгом", потом другие корабли, даже авианосец. В первый раз прибыл на остров Скрыплева в 1989 году. Служил до 1992, потом сын начал подрастать, надо было организовывать жизнь. Бизнесом занимался. Потом попросили вернуться на острова, и я вернулся. Это был 2003 год. Долю свою из предприятия забрал, возвращался легко и не жалею. Море – мой друг, ветер – брат, волнушки – сестренки. Такой мой девиз, его все знают», – говорит смотритель.

Вместе с Юрием на маленький островок приехала и его жена. Любовь Владимировна весело пожимает плечами на вопрос о жизни на материке. Мне, говорит, и тут хорошо. Юрий Николаевич ласково зовет жену «декабристкой», та смеется. У жены смотрителя дел хватает: в доме прибрать, за детьми следить, траву вокруг маяка и строений покосить.

«Давно здесь живем. Умудрялись и увольняться, и опять устраиваться. Летом здесь прекрасно. А зимой и телевизор, и интернет. Иногда выезжаем в город, у нас там есть квартира. Внуки живут летом все каникулы. Жарим шашлыки, семья приезжает, – описывает свой быт Любовь Вакуленко. – Раньше, конечно, без связи было похуже. Теперь общения хватает».

Маяк обслуживается из аппаратной. Здесь огромное количество тумблеров, кнопок, резервных аппаратов – все собрано руками. Часть оборудования Юрий Николаевич собирал сам. Но со смехом замечает: все секретное, и пока не рассекретили – не расскажет. Если лампа сгорела или маяк перестал вращаться, в аппаратной звенит сигнализация. Есть и радиомаяк, и световой, и резервный. Среди железных ящиков висят благодарственные письма и грамоты Юрию Вакуленко и его семье.

Прожектор маяка венчает 12-метровую башню. Подъем к огням, конечно, по винтовой лестнице. Юрий Вакуленко с гордостью показывает крепкий клепаный металл, переживший все реконструкции с 1876 года. Перила из мореного дуба смотритель собирается очистить от краски и покрыть лаком. Выход на башенный балкон через люк, а сверху открывается вид не только на пролив Босфор-Восточный и часть Владивостока, но даже, если погода позволяет, и на остров Аскольд, гору Пидан и мыс Сысоева. Венчает башню медный колпак.

«Товарищ мой отдраил эту медь, того же года рождения, что и сам маяк. Она теперь горит на восходе, горит на закате. А была зеленая, нужно было эту зелень ободрать. Вблизи смотрится, вроде, не очень красиво, а со стороны – как будто сама башня горит», – гордо показывает Юрий.

Прожектор маяка – сложная конструкция с несколькими патронами под обычную «домашнюю» лампочку, специальную «маячную» и резервный патрон. Вокруг установлен красный светофильтр – в 1937 году, когда построили «напарника» Скрыплева, маяк Басаргина, островной объект стал «правым бортом». А Басаргин, соответственно, зеленым «левым». На балконе маяка еще и резервный прожектор установлен, чтобы предусмотреть любую неожиданность.

Чуть ниже маяка стоит баня, мастерская и сарай. Электричества на острове нет, все питается от дизель-генераторов. Снабжение топливом, пресной водой и пайком от ТОФ, но не больше. Газонокосилку дали – бензин за свой счет. Ремонт в 2009 году делали – Вакуленко стоял насмерть, но отказался от обшивки стен башни сайдингом и ржавого профнастила на крыше. Раньше пирс на острове был в виде притопленной баржи, но и она уже под действием агрессивной морской среды почти разрушена. Чтобы пристать к острову, надо знать его берега. Незваных гостей здесь встречают неласково – и сам остров, и его хранитель.

Мечтает Юрий Николаевич о том, чтобы протянули с материка под водой кабель и провели, наконец, на остров элетричество. Тогда жить на крохотном Скрыплеве будет гораздо проще.

На северо-восточной стороне острова, прямо у берега, на скале закреплена мемориальная табличка – заслуженный капитан Николай Викторович Трусов. Вакуленко говорит – не смог отказать его сыновьям.

«Два парня, лет за 30, пришли на остров, привезли генератор. Я спустился – ребята, говорю, в чем вопрос? Они говорят: папа, заслуженный капитан, очень попросил здесь увековечиться. Кладбище здесь, конечно, делать нельзя, но отказать морским людям я просто не могу. Я сам с 12 лет в море. Пока я здесь, моего разрешения достаточно. Остров сам решает, он мудрый».

Есть у Вакуленко даже машина – старенький пикап, на котором Юрий ездит от маяка до бани, метров 20 целых. Любовь Викторовна называет это «барскими замашками». Но вообще-то машина на крохотном островке нужна для того, чтобы от берега к маяку возить дрова, паек, продукты. Растит семья на нескольких огородах даже немудреный урожай – правда, из-за сильных соленых ветров всходят ягоды и овощи гораздо позже, чем на материке.

Остров Скрыплева необычен, как и его хранитель. В сильный шторм береговую линию смывает, а маяк стоит уже второе столетие, не шелохнувшись. В самый густой туман и ясной ночью моряков на подходе к Владивостоку встречает красный огонь с правого борта – надежный и несгибаемый, как старый друг. 

Остров Скрыплева во Владивостоке на входе в Босфор Восточный — newsvl.ru Многие видели остров, на мало кто на нем побывал — newsvl.ru Живописная казарма когда-то служила домом зенитному батальону — newsvl.ru Сейчас казарма почти полностью разрушена — newsvl.ru Говорят, казарму строили без учета ветров и сурового климата — newsvl.ru В ясную погоду с острова Скрыплева открывается прекрасный вид — newsvl.ru Широкая дорога для единственного автомобиля — newsvl.ru На маяке сохранились элементы архитектуры 19 века — newsvl.ru И в прежние времена, и сейчас остров Скрыплева — военный объект — newsvl.ru На острове есть баня, сарай и мастерская — newsvl.ru Мощный маяк стал первым в Приморье — newsvl.ru Остров называли и тюрьмой, и монастырем — newsvl.ru Крепкий дом с маячной башней — внутри светлый и просторный — newsvl.ru Казарму достроили к 1940 году, но служила она недолго — newsvl.ru Батальон покинул казарму в начале 50-х — newsvl.ru Остров числится за военной частью — newsvl.ru Притопленная баржа раньше стужила причалом — newsvl.ru Аппаратная маяка Скрыплева — newsvl.ru Юрий Вакуленко показывает «владения» — newsvl.ru Многие приборы были собраны вручную — newsvl.ru Жизнь на маяке не замирает никогда — newsvl.ru Юрий Вакуленко гордится старинной лестницей с дубовыми перилами — newsvl.ru Венчает маяную башню ''колпак'' из меди — newsvl.ru Медный шпиль помнит еще первый маяк, 1876 года — newsvl.ru Прожектор маяка - сложная система — newsvl.ru Работать здесь может и специальная лампа, и обычная — newsvl.ru Во время штормов береговую линию смывает и намывает вновь — newsvl.ru На балконе маячной башни стоит резервный маяк — newsvl.ru Видно свет маяка за много миль — newsvl.ru Постройки неоднократно чинили — newsvl.ru Сайдинг не выдерживает сильных ветров — newsvl.ru Маяк Скрыплева совсем рядом с городом, но добраться до него сложно — newsvl.ru Остров Скрыплева недоступен массовому туристу — newsvl.ru Винтовая лестница ведет на вершину маячной башни — newsvl.ru Семья Вакуленко давно наладила быт в своем необычном жилище — newsvl.ru Есть на Скрыплева и световой, и радиомаяк — newsvl.ru Толстая кладка за годы отсырела — newsvl.ru Уютный домик летом, сложное жилище зимой — newsvl.ru Много легенд ходит об острове Скрыплева — newsvl.ru Береговые постройки обветшали — newsvl.ru Доступ на остров возможен только по разрешению ТОФ — newsvl.ru В паре с маяком Басаргина Скрыплев образует морские ворота Владивостока — newsvl.ru
Остров Скрыплева во Владивостоке на входе в Босфор Восточный — newsvl.ru Многие видели остров, на мало кто на нем побывал — newsvl.ru Живописная казарма когда-то служила домом зенитному батальону — newsvl.ru Сейчас казарма почти полностью разрушена — newsvl.ru Говорят, казарму строили без учета ветров и сурового климата — newsvl.ru В ясную погоду с острова Скрыплева открывается прекрасный вид — newsvl.ru Широкая дорога для единственного автомобиля — newsvl.ru На маяке сохранились элементы архитектуры 19 века — newsvl.ru И в прежние времена, и сейчас остров Скрыплева — военный объект — newsvl.ru На острове есть баня, сарай и мастерская — newsvl.ru Мощный маяк стал первым в Приморье — newsvl.ru Остров называли и тюрьмой, и монастырем — newsvl.ru Крепкий дом с маячной башней — внутри светлый и просторный — newsvl.ru Казарму достроили к 1940 году, но служила она недолго — newsvl.ru Батальон покинул казарму в начале 50-х — newsvl.ru Остров числится за военной частью — newsvl.ru Притопленная баржа раньше стужила причалом — newsvl.ru Аппаратная маяка Скрыплева — newsvl.ru Юрий Вакуленко показывает «владения» — newsvl.ru Многие приборы были собраны вручную — newsvl.ru Жизнь на маяке не замирает никогда — newsvl.ru Юрий Вакуленко гордится старинной лестницей с дубовыми перилами — newsvl.ru Венчает маяную башню ''колпак'' из меди — newsvl.ru Медный шпиль помнит еще первый маяк, 1876 года — newsvl.ru Прожектор маяка - сложная система — newsvl.ru Работать здесь может и специальная лампа, и обычная — newsvl.ru Во время штормов береговую линию смывает и намывает вновь — newsvl.ru На балконе маячной башни стоит резервный маяк — newsvl.ru Видно свет маяка за много миль — newsvl.ru Постройки неоднократно чинили — newsvl.ru Сайдинг не выдерживает сильных ветров — newsvl.ru Маяк Скрыплева совсем рядом с городом, но добраться до него сложно — newsvl.ru Остров Скрыплева недоступен массовому туристу — newsvl.ru Винтовая лестница ведет на вершину маячной башни — newsvl.ru Семья Вакуленко давно наладила быт в своем необычном жилище — newsvl.ru Есть на Скрыплева и световой, и радиомаяк — newsvl.ru Толстая кладка за годы отсырела — newsvl.ru Уютный домик летом, сложное жилище зимой — newsvl.ru Много легенд ходит об острове Скрыплева — newsvl.ru Береговые постройки обветшали — newsvl.ru Доступ на остров возможен только по разрешению ТОФ — newsvl.ru В паре с маяком Басаргина Скрыплев образует морские ворота Владивостока — newsvl.ru
Полная версия сайта