Новости Владивосток

Античность на берегах Тихого океана: выставка одного шедевра открылась в картинной галерее (ФОТО)

В Приморской краевой картинной галерее открылась выставка одного шедевра – публике представили кратер краснофигурный со сценой жертвоприношения IV века до новой эры из собрания Государственного Эрмитажа. Впервые во Владивостоке можно увидеть подлинное произведение античного искусства.

«Уже второй год подряд мы проводим выставку, которая предшествует Дням Эрмитажа во Владивостоке, а потом станет и частью этих дней, – говорит директор галереи Алена Даценко. – Дни Эрмитажа пройдут в сентябре, а выставку открываем заранее, чтобы у всех была возможность взглянуть на уникальный экспонат – великолепную античную вазу. Правильно называть ее кратером с ударением на "е", но для публики, разумеется, проще все же привычное – ваза.

Впервые, понимаете, впервые у наших посетителей впервые появляется возможность прикоснуться к античности – здесь, на берегу Тихого океана. В фондах нашей галереи нет античности, нет ни одного произведения, связанного с периодом Древней Греции и Древнего Рима. И когда мы попросили коллег из Эрмитажа и Михаила Пиотровского дать нам экспонат из этого периода, то опасались отказа, ведь эту вещь так трудно транспортировать.

Мало того, чтобы экспонировать вазу, нужна специальная герметичная витрина, а такого оборудования в нашей галерее нет. Когда мы столкнулись с этой проблемой, я обратилась к представительству одной из немецких фирм, занимающихся производством музейного оборудования. И они пошли нам навстречу – безвозмездно предоставили витрину, и теперь готовы даже подарить ее галерее. Замечу, что Эрмитаж дал нам возможность показать не просто вазу, а шедевр из запасников, который не так часто выставляется и в Санкт-Петербурге».

Как отметила Елена Ананьич, куратор выставки со стороны Эрмитажа: «Кратер, который мы вам даем, едва ли не в идеальном состоянии – и по живописи, и по сохранности самой керамики».

Представленный в галерее кратер – италийская керамика, не греческая. Во второй трети V до н.э. переселенцы из Греции, покинувшие родину из-за политических невзгод, обосновались на землях современной Южной Италии. В этих городах скоро возникли керамические производства.

«Причем до определенного времени мастера просто копировали мотивы и приемы, которыми пользовались на родине, а уж потом возникли и уникальные изделия – уже не столь утонченные, как греческие, но очень декоративные, многокрасочные, со множеством деталей, а главное – они стали очень большими, – рассказала Юлия Семенова, главный хранитель отдела античного искусства Эрмитажа. – Италийским мастерам была свойственна эдакая боязнь пустого пространства на изделиях, они старались заполнить буквально каждый сантиметр росписью. Также италийских мастеров отличало – с точки зрения выбора сюжетов – пристальное внимание к быстротечности жизни.

И этот кратер ярко подтверждает все сказанное. Здесь сложная роспись, навеянная мифом о Пелопсе и Эномае. Царю Эномаю было предсказано, что он погибнет от руки мужа своей дочери. Чтобы не сбылось предсказание, Эномай соревновался со всеми претендентами на руку Гипподамии в езде на колеснице и всегда побеждал, а женихов убивал. Но влюбленный в Гипподамию герой Пелопс подкупил возничего царя, и тот испортил ось колесницы. Во время гонки колесница Эномая сломалась, он погиб, а Пелопс женился на его дочери.

Здесь же, на вазе, мы видим то, чего в принципе не могло быть – как Эномай выдает Гипподамию за Пелопса, соединяя их руки над алтарем. Древний мастер не то, чтобы переписал миф, а просто художественно его дополнил. У любого античного мифа есть масса вариаций, тонкостей, и мастер должен был создать такую картинку, чтобы смотрящий понял и суть мифа, и вложенное в него послание».

Роспись кратера детально поясняется на сопровождающих выставку стендах. Из них можно узнать, где Эномай, где Пелопс, почему за предателем-возничим, несущим жертвенного барана, следует фурия с копьем, и многое другое. Также в зале, где представлена ваза, много информации об античных сосудах вообще, об истории италийской керамики.

«Эта ваза – не бытовой предмет, хотя и сохраняет его форму, – говорит Юлия Семенова. – Первоначально в кратерах разводили вино водой (в античности сказать о ком-то, что он пьет чистое вино – значило оскорбить до чрезвычайности), а затем они стали огромными и, сохранив форму, превратились в ритуальный предмет. Разумеется, такая вещь принадлежала богатым людям, керамика ценилась очень высоко. Италийских ваз у нас много, в частности, эта попала в фонды Эрмитажа из коллекции Шувалова в 1923 году – после национализации».

Выставка продлится до 1 октября. По словам Алены Даценко, на время ее работы сотрудники галереи подготовили огромную программу как для детей, так и для взрослых – от лекций до квестов.

Публике представили кратер краснофигурный со сценой жертвоприношения IV века до новой эры из собрания Государственного Эрмитажа — newsvl.ru Это италийская керамика, не греческая. Во второй трети V до н.э. переселенцы из Греции, покинувшие родину из-за политических невзгод, обосновались на землях современной Южной Италии — newsvl.ru Роспись кратера детально поясняется на сопровождающих выставку стендах. Из них можно узнать, где Эномай, где Пелопс, почему за предателем-возничим, несущим жертвенного барана, следует фурия с копьем, и многое другое — newsvl.ru Италийским мастерам была свойственна боязнь пустого пространства на изделиях, они старались заполнить буквально каждый сантиметр росписью — newsvl.ru Первоначально в кратерах разводили вино водой, а затем они стали огромными и, сохранив форму, превратились в ритуальный предмет — newsvl.ru Такая вещь принадлежала богатым людям, керамика ценилась очень высоко — newsvl.ru Выставка продлится до 1 октября. Сотрудники галереи подготовили огромную программу как для детей, так и для взрослых — newsvl.ru
Публике представили кратер краснофигурный со сценой жертвоприношения IV века до новой эры из собрания Государственного Эрмитажа — newsvl.ru Это италийская керамика, не греческая. Во второй трети V до н.э. переселенцы из Греции, покинувшие родину из-за политических невзгод, обосновались на землях современной Южной Италии — newsvl.ru Роспись кратера детально поясняется на сопровождающих выставку стендах. Из них можно узнать, где Эномай, где Пелопс, почему за предателем-возничим, несущим жертвенного барана, следует фурия с копьем, и многое другое — newsvl.ru Италийским мастерам была свойственна боязнь пустого пространства на изделиях, они старались заполнить буквально каждый сантиметр росписью — newsvl.ru Первоначально в кратерах разводили вино водой, а затем они стали огромными и, сохранив форму, превратились в ритуальный предмет — newsvl.ru Такая вещь принадлежала богатым людям, керамика ценилась очень высоко — newsvl.ru Выставка продлится до 1 октября. Сотрудники галереи подготовили огромную программу как для детей, так и для взрослых — newsvl.ru
Полная версия сайта