Новости Владивосток

Лучше чем дома: модернизированный плавзавод «Всеволод Сибирцев» ушел в четвертый рейс (ФОТО)

Плавзавод «Всеволод Сибирцев» отправляется в очередной длительный рейс – следующие 11 месяцев он проведет в водах Тихого океана, где будет осуществлять вылов иваси. Огромная плавучая фабрика перед четвертым рейсом прошла модернизацию и капитальный ремонт.

Для рыбной отрасли возвращение сардины-иваси, которую традиционно почему-то называют сельдью, – событие эпохальное. Четверть века этой массовой и популярной рыбы не было в дальневосточных водах. В прошлом году у иваси начался цикл «возвращения», а его масштабы пока оправдывают самые оптимистичные прогнозы.

Плавзавод «Всеволод Сибирцев» в прошлом году уже переработал первую партию иваси, которую рыбаки на русский манер прозвали «ивась». Прошлогодний рейс показал руководству компании «Доброфлот», какие преобразования нужно сделать на судне для того, чтобы вылов и переработка сардины побила пиковый уровень 1980-х годов.   

«В прошлом году у нас произошло эпохальное событие – вернулся "ивась", – рассказал управляющий ГК "Доброфлот" Александр Ефремов. – Многие из вас помнят, что это за рыба, и помнят ее значение не только для рыбной промышленности, но и для населения страны, для ее продовольственной безопасности и просто вкусовых ощущений. Для меня была загадкой популярность салата "Сельдь под шубой". Я не понимал раньше, почему вот этот странный рецепт так популярен в народе до тех пор, пока не попробовал в прошлом году салат с иваси – так он делался в Советском Союзе. Я считаю, что, может, это дело и не великое, но чтобы на наш народный стол вернулось это хорошо известное блюдо в его истинном проявлении – для этого мы и работаем. Это не полет в космос, не какая-то глобальная вещь, но она важна. 25 лет рыбы не было, теперь она вернулась».

Иваси – рыба нежная, поэтому ловят ее особым способом – кошельковым неводом, который в «Доброфлоте» изготавливали полтора года своими силами. Снасть получилась 200 метров высоту и более километра в длину.

«Рыболовецкое судно определяет движение косяка, – объясняет старший помощник капитана Роман Гордиенко. – Видит, что он направляется, допустим, на север. Судно заходит, отдает буй, полностью окольцовывает косяк и начинает его выбирать».

На словах процедура довольно проста, но на деле рыбаки сталкивались с неожиданными трудностями. Например, в косяке иваси в прошлом году было очень много другой дальневосточной рыбы – скумбрии. Она быстрее сардины и задает скорость ивасевым косякам. Тогда рыбаки за ними угнаться не могли. К тому же эта рыба умнее – если кошельковый невод не закрылся, она найдет эту дырочку и «ивась» уйдет за ней.

Выловленная рыба на палубе сортируется, затем спускается по конвейерным перегрузчикам в фабрику. «Всеволод Сибирцев» в море обычно специализировался на консервах. Была очень небольшая пресервная фабрика, которая практически не использовалась. С возвращением в тихоокеанские воды сардины-иваси появилась и необходимость существенно переоборудовать цеховые помещения. Например, была усовершенствована линия производства пресервов.

«Мы сделали пресервный цех в крабовом, – рассказывает Александр Ефремов. – И тот, и другой продукт укладывается в банки вручную, так что оборудование у нас уже было. В цехе трудятся 80 укладчиц. Они формируют банки, которые затем заливаются специальным рассолом – тузлуком. Это старый советский рецепт, проверенный поколениями. Не все новое – хорошее, особенно в пищевой промышленности. Так что проверенные методы мы будем поддерживать».

В цехе поддерживается температура не ниже -5 градусов, поскольку при более низких температурах происходит заморозка рыбы, что сказывается на качестве. Есть и варильник – котел объемом около шести тонн для приготовления тузлука. 

Ключевое преимущество любой рыбы, которая произведена в море, это сохранение тканей. При замораживании происходит разрыв тканей, и так называемый межклеточный жир фактически исчезает из продукта. В море рыба не подвергается термической обработке, оставаясь свежей и вкусной.

В очередном промысловом рейсе планируется произвести более 50 миллионов банок консервной продукции и более пяти миллионов банок пресервов – объем вылова увеличится в 10 раз по сравнению с прошлым рейсом. Ученые уверены, что иваси вернулась надолго – примерно на последующие 25 лет.

При поддержке Росрыболовства «Доброфлот» реализовал уникальный проект по приемке сайры от азиатских коллег в открытой части океана. На плавзавод рыбу сдавали и тайваньские, и японские рыбаки. Произведенная на «Всеволоде Сибирцеве» продукция глубокой переработки была доставлена на российский берег. Учитывая новые производственные возможности плавзавода, компания планирует и дальше развивать подобное сотрудничество для наполнения российского рынка вкусной, недорогой и экологически чистой рыбопродукцией.

Но мало наладить производственные мощности, когда на борту почти 500 человек. Длительные рейсы – задача сложная не только физически, но и эмоционально. Поэтому коснулась модернизация и чисто бытовых моментов. Приняв во внимание нужды экипажа, руководство компании «Доброфлот» оборудовало на борту «Всеволода Сибирцева» небольшой, но очень уютный спортзал. Есть здесь и силовые тренажеры, и кардио-зона – оборудование от ведущих мировых производителей. Даже пока судно стояло у причала во Владивостоке, здесь уже были посетители – члены экипажа из Астрахани.

«Я иду в рейс матросом-обработчиком, – рассказывает Регина. – Это будет первый мой рейс. Я учусь на судоводителя, нам нужно проходить практику. Решила пройти здесь. Пока на плавбазе мне все нравится, хорошие условия. После работы буду отдыхать в спортзале. Нужно заниматься, следить за собой, чтобы не поправиться. К тому же зал новый, тут все так красиво! Я со школы занимаюсь спортом, мне это привычно».

Старпом КРКПБ «Всеволод Сибирцев» Роман Гордиенко объясняет, что в море очень важна возможность отвлечься, увести мысли в сторону, а спорт позволяет расслабиться.

«Компания уделила внимание этому аспекту, поскольку быт не менее важен, чем работа. Путем совместных стараний компании и экипажа был сделан вот этот скромный красивый тренажерный зал. Те, кто занят и увлечен, тому вполне достаточно такого, чтобы вернуться домой сильным, красивым и тренированным. Компания "Доброфлот" уделяет большое внимание жизни и быту экипажа», – говорит старпом.

В рыбопромышленной отрасли серьезный дефицит кадров, а для любого судна важно, чтобы из рейса в рейс шло как можно больше квалифицированных работников. «Доброфлот» прилагает усилия к тому, чтобы сформировать «костяк» экипажа – сработавшиеся в одном рейсе люди будут хорошо работать и в следующем. Ротация, конечно, происходит – людей в команде много, у каждого может появиться необходимость остаться на берегу или прервать рейс. Но основа уже сформирована – комсостав практически не меняется, да и экипаж, идущий в четвертый рейс, тоже в большинстве своем остался прежним. Для любой рыбодобывающей компании это мечта, ведь члены экипажа живут на судне большую часть жизни. 

«Мы всеми силами стараемся держать тех, кто у нас уже работает, – рассказывает Роман Гордиенко. – Кроме работы на фабрике или на палубе, экипаж имеет право на отдых. В плавание выходят люди, которых мы нанимаем по всей стране. Вот, приехали ребята из Астрахани».

Работа, по словам старпома, предполагает время отдыха: каждый может потратить его как хочет – кто-то хочет почитать, кто-то в зал пойдет, а некоторым захочется погреться. На судне для этого оборудовано несколько саун. Одна, в лобовой части завода, для комсостава. А вторая – в кормовой части «Всеволода Сибирцева» – для экипажа. К новому рейсу ее отреставрировали и заново отделали. Довольно внушительная по размерам парная отапливается от основного судового котла, а внутри стоит маленькая каменка для поддачи пара.

После пара непременно нужно окунуться, а у экипажа «Всеволода Сибирцева» есть бассейн – «большая синяя купель». Вода в бассейне морская, набирается прямо из океана и подогревается. В «Доброфлоте» шутят: команда может купаться в водах всех океанов, не выходя за борт.

На борту есть вай-фай, поэтому каждый член экипажа может связаться с семьей в любое время. Интернет спутниковый – очень дорогой вид связи, но руководство компании считает, что это того стоит.

«Делают даже с детьми домашние задания, – улыбается старший помощник капитана. – В любое время, если человек не на вахте, он может пообщаться с домом. Вопрос отдаленности от семей нами решен. На самом деле это, может, даже основной аспект. Еще лет пять назад это было невозможно. Спутник был недоступен для свободного пользования. Мы поначалу даже недооценили важность этого шага. Но опыт трехлетней эксплуатации доказал, что "ниточка" с берегом быть должна. Абсолютно меняет духовное и эмоциональное состояние. Берег уже спокойнее отпускает – душа не болит лишний раз».

За здоровьем физическим на плавучем заводе следят с особой тщательностью. Заведующий медсанчастью измеряет число посетителей лазарета в зубах.

«В прошлый рейс было вылечено около ста зубов за восемь месяцев. А было еще воспаление десен, кисты, прочие болезни. Оборудование позволяет делать все эти манипуляции. Все прекрасно работает, снабжение и аптека на борту отличные. В медсанчасти четыре человека – хирург, стоматолог, фельдшер и санитарка», – рассказывает Виктор Трухно.

Еще в лазарете – небольшая операционная, «стационар» на 10 коек и кабинет стоматолога. Говорят, не раз приходилось оказывать помощь и экипажам других компаний. Ну а свой флот – это святое.

В новый рейс плавучий завод пойдет и с божьим благословением – с благословения Митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина на борту построен православный храм Святителя Николая Чудотворца. В течение всего рейса представители Русской православной церкви будут регулярно проводить богослужения, совершать таинства исповеди и причастия. Владыка перед выходом «Всеволода Сибирцева» в море провел церемонию освящения храма и отслужил праздничный молебен.

«Я рад оказаться на плавучем заводе, таком большом судне, – поделился владыка. – Храм на его борту – это огромная радость. Наверное, впервые в истории нашего государства на плавзаводе, на гражданском судне появился храм. До этого, бесспорно, были священнослужители на военных кораблях, но в гражданском флоте такого не было».

Митрополит после освящения даже прошел с экскурсией в фабрику – производственную часть судна. Сейчас она сияет чистотой и недвижима. Сложно даже представить, сколько здесь трудится людей, чтобы в минуту выпускать 400 банок продукции «Доброфлота».

«Всеволод Сибирцев» – и судно, и завод одновременно. Поэтому руководит им не просто капитан, а капитан-директор. В четвертый рейс плавзавод отправится под руководством Сергея Яковенко.

«В предыдущий рейс был другой капитан, мы знакомы хорошо, вместе работали в "Дальморепродукте", – рассказывает Сергей Максимович. – Я тоже работал на подобных судах, об управлении плавбазой знаю. Капитаном работаю 27 лет – на плавзаводе это сложно, конечно, но и интересно. Задачи поставлены: сделать больше и лучше. Очень ответственно, поэтому во время ремонта плавзавода я был на судне, все изучал и осматривал сам. Успех рейса зависит от рыбы. Будет рыба – будет все выполнено».

На правах рекламы

Плавзавод «Всеволод Сибирцев» отправился в новый промысловый рейс — newsvl.ru Плавучий завод идет на лов иваси — newsvl.ru Компания «Доброфлот» основательно модернизировала судно — newsvl.ru Вице-губернатор Приморья Денис Бочаров и управляющий ГК «Доброфлот» Александр Ефремов — newsvl.ru На плавзаводе оборудовали новый спортзал — newsvl.ru В медсанчасти трудятся четверо медработников — newsvl.ru Виктор Трухно показывает лазарет — палаты лучше, чем в городских больницах — newsvl.ru На борту построен храм Святителя Николая Чудотворца — покровителя моряков — newsvl.ru Здесь фасовщики проверяют банки с готовым продуктом на недовес и перевес — newsvl.ru Новый цех пресервов оборудован на борту завода — newsvl.ru «Всеволод Сибирцев» покинул Владивосток 21 мая — newsvl.ru У «Доброфлота» не только своя продукция, но и своя тара — newsvl.ru «Доброфлот» готов обеспечить весь российский рынок тихоокеанской рыбой — newsvl.ru Экипаж сложился за несколько рейсов — newsvl.ru Капитан-директор «Всеволода Сибирцева» Сергей Яковенко — newsvl.ru
Плавзавод «Всеволод Сибирцев» отправился в новый промысловый рейс — newsvl.ru Плавучий завод идет на лов иваси — newsvl.ru Компания «Доброфлот» основательно модернизировала судно — newsvl.ru Вице-губернатор Приморья Денис Бочаров и управляющий ГК «Доброфлот» Александр Ефремов — newsvl.ru На плавзаводе оборудовали новый спортзал — newsvl.ru В медсанчасти трудятся четверо медработников — newsvl.ru Виктор Трухно показывает лазарет — палаты лучше, чем в городских больницах — newsvl.ru На борту построен храм Святителя Николая Чудотворца — покровителя моряков — newsvl.ru Здесь фасовщики проверяют банки с готовым продуктом на недовес и перевес — newsvl.ru Новый цех пресервов оборудован на борту завода — newsvl.ru «Всеволод Сибирцев» покинул Владивосток 21 мая — newsvl.ru У «Доброфлота» не только своя продукция, но и своя тара — newsvl.ru «Доброфлот» готов обеспечить весь российский рынок тихоокеанской рыбой — newsvl.ru Экипаж сложился за несколько рейсов — newsvl.ru Капитан-директор «Всеволода Сибирцева» Сергей Яковенко — newsvl.ru
Полная версия сайта