Новости Владивосток

Ледяной бассейн и виртуальная реальность: во Владивостоке строят тренировочный центр для моряков (ФОТО)

Учебно-тренажерный центр морской подготовки на территории МГУ им. адм. Г.И. Невельского позволит вести обучение моряков по международным стандартам. Основной упор будет сделан на подготовку специалистов, которым предстоит работать в арктических условиях. О строительстве первого в России столь масштабного морского тренировочного комплекса рассказал ректор университета Сергей Огай.

В конце 2018 года на территории яхт-клуба МГУ им. Г.И. Невельского вырастет необычное шестиэтажное здание, напоминающее парусник. Центр морской подготовки станет первым в России проектом подобного масштаба.

Площадь тренировочного комплекса составит 15,5 тыс. квадратных метров. В двух блоках разместятся современные тренажеры, имитирующие полную работу любого гражданского или специализированного судна, а в третьем – огромный бассейн для отработки спасания на воде и даже эвакуации из упавшей в воду кабины вертолета. Технологичную «начинку» дополнит изящный фасад здания: три блока корпуса будут выполнены в виде трехмачтового парусника, а на крыше разместится общедоступная видовая площадка и кафе.

«Мы ставили задачу – создать объект, который украсит морской фасад Владивостока, – рассказал ректор МГУ им. адм. Г.И. Невельского Сергей Огай. – Не просто безликую "коробку",  а необычное здание, привлекательное с первого взгляда, похожее на парусник. И такой проект был сделан – мы знаем, как будут крепиться панели, напоминающие паруса, какой материал будет использован».

Стройка государственного масштаба

Финансирует и контролирует ее Федеральное агентство морского и речного транспорта и Министерство транспорта Российской Федерации. Здание тренажерного комплекса задней стеной «погружается» в откос на глубину более 15 м, поэтому проектировщики первым делом разработали подпорную стену, которая исключит осыпание грунта, как на Станюковича. Стену строят с применением буроинъекционных свай.

«Фактически бетон загоняется этими инъекциями в грунт на очень большую глубину. Весь откос сейчас пронизан такими сваями из металла и бетона в два ряда, которые служат фундаментом для возводимой подпорной стены. Здесь через каждые 30 сантиметров пробурены отверстия глубиной до 20 метров. Потом в каждую под давлением подают бетон, а когда он встает, то между ними под углом в 30 градусов загоняются еще металлические сваи. Это вспомогательное сооружение удерживает откос от обрушений. Капитальная задняя стена комплекса будет возводиться с "отступом" от удерживающего вспомогательного сооружения. Затем пространство между капитальной и удерживающей стенами будет засыпаться специальным грунтом», – рассказывает Владислав Ваксман, помощник ректора по инвестиционным программам.

Рассказали сотрудники Морского университета и о результатах экспертизы странной находки, сделанной строителями в апреле. Проверка показала, что в «гробах» были не человеческие останки, а строительный мусор.

Наблюдение за строительством ведется круглосуточно и руководством вуза во Владивостоке, и Министерством транспорта РФ в Москве. Трансляция идет в режиме реального времени – одновременно работают три видеокамеры. Иначе нельзя: комплекс должен быть построен быстро и качественно.

Что нужно морскому образованию

«Серьезным толчком для осуществления такого грандиозного проекта стало заседание Президиума Госсовета по развитию морской деятельности в России в 2007 году. Планировалось, что совет пройдет во Владивостоке. Мы были вовлечены в подготовку материалов заседания. Основным разработчиком был ДНИИМФ, а нам было поручено разработать блок морского образования. К этому моменту у нас был серьезный задел – мы уже 3-4 года работали над реализацией подобного проекта через ведомственные целевые программы. Этот механизм не получил развития, но детальная проработка у нас осталась.

Поэтому, когда спросили, что же нужно морскому образованию на Дальнем Востоке, мы взяли все разработки, доработали их и предложили. В итоге появилось решение Госсовета: "…в качестве пилотного проекта на базе Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского создать Морской научно-образовательный комплекс…". Вот эта строчка стала основой для того, чтобы наши проекты оказались в федеральной целевой программе со сроком реализации до 2009 года. И после принятия новой редакции программы "Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы", наши проекты были узаконены», – рассказывает Сергей Огай.

Дальше последовало проектирование, прохождение экспертизы и утверждение проектов, а в конце прошлого года было выделено первое финансирование и проведен конкурс на строительство. Был определен победитель – ООО «Ремонтно-строительная компания КФК». Сумма контракта составила около 1,9 млрд рублей.

«Сейчас реализуется первая часть – строительство стен. Вернее, это будут полностью благоустроенные помещения со всеми коммуникациями и частью вмонтированной мебели. Срок сдачи – январь 2019 года. И одновременно сегодня мы актуализируем техническое задание на закупку тренажерного оборудования, которое должно быть закуплено и установлено во вторую очередь строительства, в 2018 году», – пояснил Сергей Огай.

В проекте МГУ им. адм. Г.И. Невельского тренажеры разделяются на три основных блока: для судоводителей, для судовых механиков и для судовых электромехаников.

«Фактически формирование всех блоков в едином пространстве составляет уникальность нашего комплекса. Это полная имитация реального судна, начиная с того, что обучающийся будет иметь возможность поселиться в так называемых каютах. Это небольшие помещения, которые по своему интерьеру соответствуют судовой каюте. С такой каюты он может по тревоге быть поднят, чтобы побежать в бассейн и там спасать свою жизнь: надевать гидрокостюм, садиться в шлюпку или плот, отрабатывать более сложные упражнения. В бассейне будут имитироваться штормовые условия – волны, ветер, осадки, как в условиях дневной видимости, так и ночью. Предусмотрены шлюпки разных типов, спасательные плоты, спасательные трапы», – рассказывает ректор университета.

Еще одна уникальная особенность – сам бассейн. По проекту его размеры составят 25х30 метров. По «тренировочным» меркам площадь большая. Размеры бассейна учебно-тренажерного комплекса позволят отрабатывать все необходимые практические навыки по работе со спасательными средствами и спасательным оборудованием, в том числе и маневры на заведенной спасательной шлюпке.

Остальной комплекс составляет множество электронных имитаторов – это мостики, машинные отделения, судовые электростанции, холодильные установки. На специальном этаже разместятся три ходовых мостика с полным круговым обзором и возможностью наблюдать обстановку непосредственно у борта судна, например, как работают в контакте с судном буксиры. Реальность восприятия наблюдаемой на мостиках обстановки будет обеспечена качественной визуализацией. Находясь на таком мостике, можно реально ощутить качку. Аппаратура тренажеров будет установлена самая современная, которая на многие годы сохранит свою актуальность. 

Ориентир на Арктику

Практически все тренажеры и тренировочные площадки комплекса будут иметь арктическую направленность, а также готовить специалистов для работы на морском шельфе. Появится возможность отрабатывать навыки максимально приближено к реальной ситуации. Например, эвакуацию людей из кабины вертолета, упавшего в воду, что весьма актуально для персонала, обслуживающего буровые установки на шельфе.

«Сегодня это очень важно. Появилось много шельфовых сооружений, которые обслуживаются вертолетами. Поэтому мы закладываем отработку навыков выхода из затонувшей кабины вертолета и подъем на вертолет из воды. Кроме того, будут отрабатываться навыки спасания в холодной воде. Для этого в бассейновом комплексе запроектирован еще один небольшой бассейн, в котором будет поддерживаться крайне низкая температура воды, на уровне 4-5 градусов. Тот, кто будет обучаться, надев гидрокостюм, сможет почувствовать, что значит реально очутиться в холодной забортной воде… Чтобы исключить получение шока, когда человек впервые прочувствует это в реальной жизни.

Мы рассчитываем на то, что весь этот комплекс сможет занять достойное место на международном рынке образовательных услуг для моряков. Россия должна экспортировать качественные образовательные услуги. У нас есть все шансы это сделать. Мы видим, как неарктические страны очень хотят там работать – Китай, Корея, Япония, Вьетнам и Индия. Они в этом видят экономический интерес. И, конечно, к работе в этих широтах моряки должны быть готовы», – говорит Сергей Огай.

Вступил в силу Полярный кодекс, который определяет, какая квалификация должна быть у моряка, работающего в Арктике. Управление судами в ледовых условиях – это сплав искусства и профессионализма. Сегодня практически все суда ледового класса имеют дизель-электрические установки, а их движение обеспечивается специальными винто-рулевыми устройствами типа «Азипод». Их отличает высокая степень маневренности и даже возможность «разгрызать» лед непроходимых ледовых полей. А системы позиционирования – удержания судна в установленной точке – по своей технологичности сродни космической. И люди, работающие на подобной технике, тоже должны иметь «космическую» подготовку.

Новые возможности современной тренажерной базы однозначно повысят и качество подготовки курсантов. Дополнительно руководство вуза ожидает повышение интереса к преподавательской деятельности среди молодежи.

Обучение с проживанием

Тренажерный комплекс, ориентированный на подготовку моряков для работы на шельфе дальневосточных морей и в Арктике – уверен ректор – будет востребован не только российскими моряками, но и зарубежными.

Строительство комплекса и планы руководства университета по его развитию, по словам Сергея Огая, пересекаются со льготами, которые дает режим Свободного порта. Срок безвизового пребывания во Владивостоке примерно соответствует средней продолжительности курсов на тренажерах, это дает МГУ им. адм. Г.И. Невельского серьезное конкурентное преимущество по привлечению к обучению зарубежных моряков.

Привлекательным будет комплексное оснащение центра – и возможность в одном месте пройти все необходимые подготовки, и его оборудование, и проживание непосредственно в месте обучения. Одновременно на территории комплекса сможет жить около сорока человек – столько «учебных кают» запроектировано в тренажерном центре. На трех больших мостах могут одновременно находиться по два-три обучающихся: условный капитан, матрос и помощник. Восемь мостов поменьше позволят отрабатывать упражнения индивидуально.

Будет обеспечена возможность всем мостам, и большим, и малым, отрабатывать синхронные упражнения. В этом случае все ученики друг друга «видят», находясь как бы на своем судне. Они смогут переговариваться, наблюдать друг друга визуально и на локаторе, находясь в одной навигационной обстановке. При этом будет возможность синхронизировать работу мостов и машинных отделений. Фактически комплекс тренажеров обеспечит единую тренажерную подготовку экипажей условных судов. Подготовка по выживанию на море в бассейне «штучная». Она требует пристального внимания инструкторов, особенно при выполнении сложных упражнений с вертолетной кабиной, шлюпками и плотами в имитируемых штормовых условиях.

Строительство морского тренажерного комплекса арктической направленности во Владивостоке позволит значительно повысить качество подготовки моряков и курсантов МГУ им. адм. Г.И. Невельского, привлечь в столицу Приморья моряков со стран Азиатско-Тихоокеанского региона, обеспечит лидирующие позиции России в области морского образования.

Алена Степанова (текст, фото)

Строительство тренировочного комплекса для моряков в МГУ им. Невельского — newsvl.ru Так будет выглядеть тренировочный комплекс МГУ — newsvl.ru Здание украсит морской фасад Владивостока — newsvl.ru Рабочие укрепляют срытый косогор — newsvl.ru По проекту на берегу моря вырастет красивое современное здание — newsvl.ru Строительство завершится к январю 2019 года — newsvl.ru Проект разрабатывался много лет — newsvl.ru Тренировочный комплекс станет первым в России — newsvl.ru Комплекс будет состоять из трех блоков — newsvl.ru Сейчас техника роет котлован для будущего бассейна — newsvl.ru Три этажа из шести уже построены — newsvl.ru Комплекс будет оборудован самыми передовыми тренажерами — newsvl.ru Моряки смогут повышать квалификацию, а курсанты - набираться опыта — newsvl.ru Строительство ведется круглосуточно — newsvl.ru Стройка ведется под надзором федеральных органов — newsvl.ru Строительство комплекса курирует Минтранс — newsvl.ru В двух корпусах будут морские тренажеры, в третьм - бассейн — newsvl.ru Подпорная стена не позволит грунту осыпаться — newsvl.ru Стройительство ведется на территории около одного гектара — newsvl.ru Строительство началось в октябре прошлого года — newsvl.ru Будущая чаша бассейна — newsvl.ru Тренировочный бассейн будет очень большим — newsvl.ru На строительство будет затрачено почти 2 миллиарда рублей — newsvl.ru В будущем тренажерном комплексе можно будет жить — newsvl.ru Пока идет строительство, руководство МГУ составляет список необходимых тренажеров — newsvl.ru На стоительство отведено всего полтора года — newsvl.ru Рабочие укрепляют стену — newsvl.ru Основная задача комплекса - подготовка кадров для работы в Арктике — newsvl.ru Арктическая обстановка, бассейн с холодной водой и затопленный вертолет - тренажеры для будущих моряков — newsvl.ru Строит объект компания КФК — newsvl.ru Стена ''прошивается'' арматурой — newsvl.ru Стены укрепляются по технологии буроинъекционными сваями — newsvl.ru Сваи фактически прошивают склон — newsvl.ru Затем в сваи подается под давлением бетон — newsvl.ru За стройкой ведется круглосуточное наблюдение — newsvl.ru Проект на мониторе у ректора МГУ им. Невельского — newsvl.ru Сергей Огай наблюдает за строительством в режиме реального времени — newsvl.ru Аналогичную картинку могут видеть кураторы проекта в Минтрансе — newsvl.ru Ректор МГУ им. Невельского Сергей Огай — newsvl.ru Сергей Огай рассказал о ходе строительства — newsvl.ru Территория будущего тренажерного комплекса — newsvl.ru
Строительство тренировочного комплекса для моряков в МГУ им. Невельского — newsvl.ru Так будет выглядеть тренировочный комплекс МГУ — newsvl.ru Здание украсит морской фасад Владивостока — newsvl.ru Рабочие укрепляют срытый косогор — newsvl.ru По проекту на берегу моря вырастет красивое современное здание — newsvl.ru Строительство завершится к январю 2019 года — newsvl.ru Проект разрабатывался много лет — newsvl.ru Тренировочный комплекс станет первым в России — newsvl.ru Комплекс будет состоять из трех блоков — newsvl.ru Сейчас техника роет котлован для будущего бассейна — newsvl.ru Три этажа из шести уже построены — newsvl.ru Комплекс будет оборудован самыми передовыми тренажерами — newsvl.ru Моряки смогут повышать квалификацию, а курсанты - набираться опыта — newsvl.ru Строительство ведется круглосуточно — newsvl.ru Стройка ведется под надзором федеральных органов — newsvl.ru Строительство комплекса курирует Минтранс — newsvl.ru В двух корпусах будут морские тренажеры, в третьм - бассейн — newsvl.ru Подпорная стена не позволит грунту осыпаться — newsvl.ru Стройительство ведется на территории около одного гектара — newsvl.ru Строительство началось в октябре прошлого года — newsvl.ru Будущая чаша бассейна — newsvl.ru Тренировочный бассейн будет очень большим — newsvl.ru На строительство будет затрачено почти 2 миллиарда рублей — newsvl.ru В будущем тренажерном комплексе можно будет жить — newsvl.ru Пока идет строительство, руководство МГУ составляет список необходимых тренажеров — newsvl.ru На стоительство отведено всего полтора года — newsvl.ru Рабочие укрепляют стену — newsvl.ru Основная задача комплекса - подготовка кадров для работы в Арктике — newsvl.ru Арктическая обстановка, бассейн с холодной водой и затопленный вертолет - тренажеры для будущих моряков — newsvl.ru Строит объект компания КФК — newsvl.ru Стена ''прошивается'' арматурой — newsvl.ru Стены укрепляются по технологии буроинъекционными сваями — newsvl.ru Сваи фактически прошивают склон — newsvl.ru Затем в сваи подается под давлением бетон — newsvl.ru За стройкой ведется круглосуточное наблюдение — newsvl.ru Проект на мониторе у ректора МГУ им. Невельского — newsvl.ru Сергей Огай наблюдает за строительством в режиме реального времени — newsvl.ru Аналогичную картинку могут видеть кураторы проекта в Минтрансе — newsvl.ru Ректор МГУ им. Невельского Сергей Огай — newsvl.ru Сергей Огай рассказал о ходе строительства — newsvl.ru Территория будущего тренажерного комплекса — newsvl.ru
Полная версия сайта