Новости Владивосток

Прима-балерина Приморской сцены Мариинского театра Ирина Сапожникова рассказала о том, каково на самом деле быть балериной (ФОТО; ИНТЕРВЬЮ)

Чтобы танцевать в балете, учиться надо начинать с юных лет, это общеизвестно. Меж тем мир балета, как считают обыватели, изнутри далеко не так же прекрасен, как внешне. Мифов о жизни танцоров существует немало – и на диете они вечно сидят, воздухом питаются, и интриги внутри театров ужасные, и так далее… Ведущая балерина Приморской сцены Мариинского театра, заслуженная артистка Башкирии Ирина Сапожникова рассказала корреспонденту VL.ru о том, как это – быть балериной – на самом деле.

– Ирина, вы поступили в Уфимское хореографическое училище имени Рудольфа Нуреева в 11 лет, это довольно поздно.

– Да, в определенном смысле я успела вскочить в последний вагон, но до 11 лет в своем родном городе – а мы жили в Оренбургской области – я посещала танцевальный коллектив «Вдохновение» и очень любила хореографию, репетиции, выступления, даже школу ради них прогуливала. То, что сцена – наркотик и счастье, я поняла сразу. В училище меня привезли показаться в 11 лет, скажу честно – фурора я там не произвела. Директор училища, глядя на меня, сказал, что танцевать можно научить и медведя, главное – музыкальность и координация. По физическим данным я с большим скрипом проходила – не было растяжки, гибкости, выворотности, я два года училась вставать в пятую позицию, сколько слез выплакала, пока ломала свое тело… Но меня взяли именно за музыкальность.

– Об учебе в хореографических училищах ходят жуткие разговоры, мол, человека там ломают – тело в буквальном смысле, а душу – в переносном, заставляя привыкать к жесткой дисциплине, к постоянным репетициям, к «не ной!»...

– Да, это правда, но не ломают, а перестраивают, ведь балет требует от человека всех сил. Не скрою, мне было очень трудно, про физическую боль я уже сказала – растяжки, все прочее давалось ой как нелегко. Но, оглядываясь назад, понимаю, что в училище самым сложным оказывается то, что ты сразу попадаешь в атмосферу конкуренции. Ты должен выживать и проявлять характер с первых же дней. Если тебя устраивает провести всю жизнь в кордебалете, пятым лебедем в третьем ряду, то можно и не меняться. Но если ты хочешь большего, если тебе нравится балет – тебе придется измениться внешне и внутренне, найти в себе стержень.

Кроме того, первый год обучения я жила в интернате. Моя семья переехала в Уфу только через год. Вот и представьте: домашняя девочка – всегда завтрак готов утром тогда, когда ты проснешься, всегда вещи выстираны, всегда мамина рука рядом, чтобы пожалеть. А тут – резко и сразу – ты все должна делать сама и думать о себе сама. О том, что надо выстирать, убрать, что жаловаться некому, что завтрак в столовой строго по расписанию, опоздаешь – твои проблемы. Нет, у нас были хорошие воспитатели, душевные. Но все равно – из ребенка я стала сразу взрослой. Не подумайте, что я жалуюсь, наоборот – все эти трудности готовили нас ко вступлению в довольно жестокий театральный мир.

– Вот и второй миф – о том, что в балетных труппах царит жестокость.

– Ну, это не совсем так. Просто в театре – в отличие от училища – с тобой, даже если ты перспективная и с красным дипломом – носиться никто не будет. Меня поставили в кордебалет, и я провела там два года. Станцевала корбдебалет всего классического репертуара – от «Жизель» до «Спящей красавицы». Изредка мне давали небольшие сольные партии. Когда тебе 17 лет, ты привыкла, что с тобой возятся, о тебе говорят как о подающей надежды, а тут на тебя никто не обращает особого внимания. Сделать рывок вперед мне помогло то, что я сразу начала ездить на конкурсы и побеждать. Конкурсы – это спасение для молодого артиста, это необходимость. Но когда про меня стали писать в уфимской прессе, балерины, которые много старше и уже стоят на пороге пенсии, начали покрикивать, вести себя достаточно конфликтно. Пришлось столкнуться с недоброжелательством, моральным давлением, и это сложно, очень сложно.

Еще дело в том, что я настолько всегда была недовольна собой, что сама себя успешнее кого бы то ни было грызла… Я та еще самоедка, мне редко когда нравится смотреть на свои выступления в записи, например, а смотрю записи других балерин – восхищаюсь. Какой совет можно дать начинающим балетным? Во-первых – участвовать в конкурсах, во-вторых – просто идти вперед! Вопреки всему! Мне было так важно не стоять на месте, постоянно развиваться, что я ни на что не обращала внимания. На это просто не надо тратить энергию, вот и все, на чужую зависть. Я стараюсь всегда радоваться чужому прогрессу и видеть в этом стимул для саморазвития. Если ты самодостаточен и живешь в гармонии с собой, ты никому не будешь завидовать.

– Говорят также, что балерины живут на воде, яблоках и святом духе, а нормально не питаются.

– Лукавить не буду, балерины следят за своим весом и формой. Есть счастливицы с таким метаболизмом, которым не приходится себя ограничивать – у них сгорают все калории, любое пирожное рассасывается. Я не из таких, и поэтому после отпуска, дней рождения, например, если набираю лишнее – а я это чувствую сразу, кости мои сразу чувствуют – приходится заниматься собой всерьез.

Но не есть совсем – нет, это не про балетных! Если не есть – где взять энергию для танца? Я поесть люблю! Просто придерживаюсь правил – есть можно все, но в меру, лучше – в первой половине дня, после 18 – ничего калорийного, однако овощные салаты, яблоки никто не отменял.

И готовить люблю, научилась у мамы делать это вкусно и полезно. У меня хорошо получаются холодные закуски, как я люблю интересные бутерброды и канапе! Я не ем тяжелого мяса, свинины, например, ну разве что на шашлыках. Люблю, обожаю морепродукты, особенно краба! В этом смысле мы с Владивостоком нашли друг друга! На зарплату, на премию я всегда покупаю уже очищенные фаланги краба и могу одна съесть примерно полкилограмма… Пища богов!

– А еще говорят, что артист балета танцует с температурой, с порванными сухожилиями.

– Да… Если у тебя нет замены – выходишь на сцену и танцуешь. Тьфу-тьфу-тьфу, с травмами не приходилось танцевать, но с температурой было, с безумными мозолями – тоже. Принял таблетку, пшикнул заморозкой – и вперед. Хорошо, что сейчас у нас, на Приморской сцене, отличный врач, два прекрасных массажиста, за нашим здоровьем действительно следят, очень заботятся. Знаете, вся наша работа – в балете – через боль. Иногда станцевать с температурой легче, чем целый день, к примеру, репетировать, когда ты уже в пуанты не можешь залезть, потому что на ногах живого места нет, а надо…

– И еще один стереотип: у балерин нет времени на личную жизнь.

– Это правда. Балерины, если они хотят чего-то добиться, жертвуют личной жизнью. Мы ведь не можем сбежать с репетиции на свидание или вечером готовить ужин. У меня вечером спектакль – с 19 до 23. А за день до спектакля мне нужно выспаться, не могу пойти гулять до ночи, мне нужно настраиваться. В общем, вы понимаете. Такая работа. Если бы я была менее фанатично предана балету, у меня по-другому просто сложилась бы жизнь, сейчас бы у меня были уже муж и дети, но я не стала бы тем, кто есть сейчас. Да, я хочу семью, детей, и не одного – просто пока не пришло время и тот самый человек. Как только появится – научусь все грамотно и гармонично совмещать. Я в этом уверена.

Пока же я живу от спектакля к спектаклю, зная, что вот завтра у меня «Корсар», через пять дней – «Лебединое озеро», и так время просто пролетает.

Ирина Сапожникова - прима-балерина Приморской сцены Мариинского театра — newsvl.ru В 2016 году Ирина - уже во Владивостоке - дебютировала в балете "Кармен-сюита" — newsvl.ru Кармен, по словам Ирины Сапожниковой, роль сложная: нужно удержаться на грани соблазнительности, не переступив порог пошлости — newsvl.ru Ирина Сапожникова в партии Жизель — newsvl.ru Сцена - это счастье, это наркотик, считает Ирина Сапожникова — newsvl.ru Танцевать приходится и с мозолями, и с температурой — newsvl.ru Ирина в партии Медоры в балете "Корсар" — newsvl.ru
Ирина Сапожникова - прима-балерина Приморской сцены Мариинского театра — newsvl.ru В 2016 году Ирина - уже во Владивостоке - дебютировала в балете "Кармен-сюита" — newsvl.ru Кармен, по словам Ирины Сапожниковой, роль сложная: нужно удержаться на грани соблазнительности, не переступив порог пошлости — newsvl.ru Ирина Сапожникова в партии Жизель — newsvl.ru Сцена - это счастье, это наркотик, считает Ирина Сапожникова — newsvl.ru Танцевать приходится и с мозолями, и с температурой — newsvl.ru Ирина в партии Медоры в балете "Корсар" — newsvl.ru
Полная версия сайта