Новости Владивосток

Цены на торговые площади во Владивостоке замерли в ожидании арендаторов

Рынок коммерческой недвижимости во Владивостоке развивается и в условиях так называемого кризиса. Строятся крупные торговые центры, заходят федеральные сети. Но на ценах на аренду торговых площадей эти явления, по словам экспертов, пока существенно не повлияли. Арендные ставки замерли на уровне прошлого года – квадратный метр обойдется в среднем в 900 рублей на Чуркине и около 2000 в центре.

На сегодняшний день во Владивостоке функционирует более 149 торговых центров. Несмотря на экономический кризис, новые центры-гиганты продолжают строиться. В ноябре 2017 года заработает ТРЦ «Калина Молл», общая площадь которого составит 95 тысяч кв. метров. Предполагается, что этот центр станет самым большим заведением подобного рода в Приморском крае.

Самые новые ТЦ, зашедшие на рынок Владивостока в 2016 году, – «Седанка Сити» и «Дружба». Их главное отличие заключается в увеличении размеров площадей, профессиональном управлении и наличии концепта.

Директор «Городского риэлтерского центра» Сергей Косиков рассказал, что современные торговые центры предлагают прежде всего сервисы для арендаторов (хорошая управляющая компания, оборудованные качественные места общего пользования, оборудованная территория вокруг бизнес-центра, более качественный подбор арендаторов для синергетического эффекта).

«Уже видны первые признаки реальной конкуренции между операторами рынка. Во-первых, несмотря на "кризис", Владивосток остается городом с высоким платежеспособным спросом. Во-вторых, уровень обеспеченности торговыми площадями (есть такой показатель) во Владивостоке все еще ниже, чем в большинстве экономически активных городов России. В-третьих, как это ни странно, появление новых торговых площадей новых форматов – привлекает на наш рынок новые розничные бренды, которые до появления таких площадей не могли зайти сюда. А это как цепная реакция – привлекает сюда все новые и новые бизнесы», – отмечает Косиков.

Опытные игроки рынка заявляют, что в качестве якорных арендаторов, собственники хотят видеть преимущественно федеральные сети, это связано с возможностью собственника получить арендатора с долгосрочными гарантиями.

Заместитель директора ТЦ «Clover House» Ирина Никонорова подчеркивает, что в сегменте аренды помещений в торговых центрах серьезных изменений не наблюдается.

«По сравнению с прошлым годом, ставки по аренде не поднимались. Покупательская активность, к сожалению, серьезно не выросла. Нам приходится идти на уступки к своим постоянным арендаторам, многие из «новых» вынуждены менять место аренды на более дешевые площади, выживают крупные игроки, занимающие крупные метры, как правило, это компании федерального уровня и франшиза», – рассказывает Ирина Никонорова.

Андрей Бирюлин, менеджер по управлению недвижимостью компании «Меридиан Девелопмент» уверен, что ротация – нормальный процесс: «С учетом кризиса повышение арендной платы идет медленнее роста инфляции, такого понятия, как "универсальная цена" за 1 кв. метр просто не существует. На договор с арендатором влияет масса факторов, которые рассматриваются в индивидуальном порядке».

Генеральный директор ТЦ «Россиянка» и «Багратион» Елена Кравец, считает, что именно конкретные предложения от «федералов» стимулируют рост крупных торговых центров в столице Приморья:

«Что бы девелоперу построить крупный торговый комплекс, от 100 000 кв. метров и более, необходимы якорные арендаторы. Цена квадратного метра арендной площади на рынке коммерческой недвижимости в достаточной мере величина устоявшаяся. Появление на рынке аренды недвижимости такого крупного торгового центра как «Седанка-Сити» не дало резкого скачка изменения стоимости квадратного метра».

Коммерческий директор ТРК «Седанка Сити» Алина Трифонова не согласна с коллегой. Она уверена, что открытие крупных ТЦ, таких как ТРК «Седанка Сити» и ТРЦ «Дружба», безусловно, оказывает влияние на рынок.

«Относительно арендных отношений по сдаче торговых площадей – администрация ТРК еще на этапе подписания предварительных договоров аренды предусмотрела со многими арендаторами новый для Дальнего Востока формат арендной платы, которая напрямую зависит от трафика посетителей и товарооборота арендатора», – пояснила эксперт.

По данным Farpost.ru, сейчас во Владивостоке предлагается в аренду более 200 торговых помещений. Большинство из них находятся в центре города (43 предложения). Популярный район – Вторая Речка (35 предложений), Некрасовская и Первая Речка (20 предложений), Эгершельд (11). Меньше предложений на Луговой, 3-ей Рабочей, Столетия – по 7 объявлений.

Цены на торговые площади разные. Зависят от района, типа помещения (точка в жилом доме или отдельно стоящий павильон, пространство в торговом центре). Наименьшая средняя цена на основе анализа предложений на Farpost.ru за квадратный метр – на торговые площади на Фадеева (около 700 рублей), чуть дороже Чуркин – 900 рублей. Вторая Речка – 1400 рублей за «квадрат». Самый дорогой, естественно, центр города – 1700 рублей в среднем. При этом и в центре есть своя сегментированность: на «Арбате» просят 2200 за «квадрат», в новом ТЦ Sky City – 1700 рублей, а в ТЦ «Центральный» – от 1500 до 4000 рублей.

Район Средняя цена аренды за кв. м
Вторая Речка 1400
Баляева 900
Борисенко 750
Некрасовская 1300
3-я Рабочая 1000
Фадеева 700
Чуркин 900
Эгершельд 700
Центр 1700

Что касается продаж коммерческой недвижимости, ситуация здесь не однозначная, считают эксперты. Те бизнес-центры, которые сейчас возрождаются во Владивостоке, держат планку достаточно на высоком уровне и сильно о торге не разговаривают.

С покупательским спросом – еще интереснее. Например, если завтра в центре города выставят помещение 200 кв метров, его заберут в короткий срок. Однако, помещения, которые предлагаются на четвертой линии в дебрях, реализовать сложно. То есть покупательский спрос есть, но только на ликвидные объекты, говорят эксперты. Разрыв цен на ликвидную и аутсайдерскую недвижимость крайне высокая – от 35 тыс. рублей до 100 тыс. рублей за 1 кв.м.

Говоря в целом о рынке коммерческой недвижимости, специалисты заявляют – цены незначительно просели, и общий уровень наполняемости крупных торговых и бизнес центров снизился, так как на рынке начинается процесс более четкой сегментации и позиционирования, что является главным достижением 2016 и основной тенденцией 2017 года.

Больше предложений аренды и продажи коммерческой недвижимости на Farpost.ru

Полная версия сайта