Новости Владивосток

Японцы представили концепцию развития Владивостока — АПК

Несколько месяцев японские специалисты анализировали сильные и слабые стороны Владивостока, изучали специфику, проводили соцопросы и наконец представили концепцию его развития. Городу предлагается несколько стратегий развития, опираясь на анализ его проблем и преимуществ, сообщает краевая администрация.

Эксперты отметили концентрацию высших учебных заведений в городе, историческую застройку, вокзал Транссибирской железнодорожной магистрали, живописную прибрежную территорию и рельеф, выгодное геополитическое положение, многонациональный и многоконфессиональный характер Владивостока.

В числе основных проблем города исследователи отметили устаревшую инфраструктуру, транспортную загруженность, некомфортную городскую среду и стагнацию промышленности (спад рынка подержанных автомобилей, низкий коэффициент использования портовых мощностей и слабое развитие рыбной промышленности).

Некомфортной городскую среду делают нехватка общественного транспорта и отсутствие комфортного пешеходного движения, низкая частота работы существующей железнодорожной линии, небезопасное расположение автобусных остановок, нерациональное использование береговой полосы под размещение промышленных объектов.

Владивосток нужно развивать как региональный центр образования, инновационной экономики, туризма и культуры, с приоритетным сохранением окружающей среды – таково мнение японских экспертов. Исходя из этой концепции, предлагается несколько стратегий развития города.

Сделать структуру города «умной» и компактной

Специалисты предлагают изменить градостроительную структуру города, рассредоточив городские кластеры. Новые городские кластеры должны быть связаны функциональной и устойчивой, «умной» транспортной системой, такой как транспортное кольцо. Кроме того, децентрализация экономических центров, по мнению экспертов, будет способствовать развитию новых отраслей промышленности. Нужно создать на базе старых объектов деловой центр транзитно-ориентированного типа, сохранив при этом особенности ландшафта. Примерами в этом служат японские города Тояма и Йокогама, а также английский Медиа-Сити.

Так, в Тояме эту стратегию воплощали в жизнь, поощряя жителей и бизнес переезжать в зоны вдоль маршрутов общественного транспорта, там же строились и городские объекты культуры. «Сердцем» города стал крупный молл, с большим количеством бесплатных парковочных мест. Оживленную атмосферу в центральной части города создали с помощью IT.

Владивостоку необходимо усилить торговую и культурную функции, считают эксперты. Примером в этом может послужить японский город Йокогама.

Иностранные эксперты видят Владивосток в роли международного обменного узла. Для повышения деловой привлекательности рекомендуется проведение различных выставок и конференций. Новые городские центры бизнеса будут способствовать развитию новых отраслей промышленности. В прибрежной зоне необходимо создавать парки и другие места массового отдыха горожан.

Примером транзитно-ориентированного делового центра, созданного на базе старых объектов, могут послужить набережные Сэлфорд, это бывшая портовая зона в Манчестере. Старый промышленный район был преобразован в зону предпринимательства за счет перепланировки и новой застройки в 1981 году. 

Теперь здесь расположены торговый центр, офисы, гостиница, кинотеатр, музей, университет, жилая застройка, а также деловой центр «Медиа-СитиUK», где находятся офисы ведущих представителей медиаиндустрии. Сообщение центра города Манчестер с набережными Сэлфорд организовано с помощью легкого метро под названием «Метролинк», под маршруты которого преобразована часть существующих ж/д путей.

Создать эффективную транспортную систему

Владивосток загружает большой поток транспорта, обусловленный наличием близости порта. Помимо этого, объем транспорта в центральной части города вырос за счет увеличения числа автовладельцев, отсутствия необходимого ж/д сообщения между городом и пригородами, неудобной транспортной системы самого города.

Для улучшения транспортной ситуации необходимо разделить потоки грузового и легкового транспорта, изменив градостроительную структуру и функциональное зонирование, а также создать систему пешеходных маршрутов в центре Владивостока, в том числе объекты, поддерживающие вертикальное сообщение в холмистой части города, – эскалаторы.

Так, в Портленде, например, была внедрена система легкого метро и трамвайного движения. В центральной части города построили довольно протяженную торгово-пешеходную зону с высокой концентрацией автобусных остановок. Для увеличения пассажиропотока были введены зоны бесплатного проезда, включая подъезды к торговой зоне. Широкие тротуары, озеленение и паблик-арт вдоль торговой зоны сделали пешие прогулки очень популярными как у жителей, так и у туристов. Количество парковочных мест в центре города ограничено.

Немецкий Фрайбург добился превращения центра города в пешеходную зону, транспортное обслуживание которой обеспечивается трамвайным движением, проезд для автомобильного транспорта ограничен. Для поощрения использования общественного транспорта там ввели безлимитный проездной билет с разумной стоимостью на весь общественный транспорт. В городе построили семь больших перехватывающих автостоянок, для тех, кто пересаживается на трамвай, они бесплатны.

Этот опыт рекомендуется перенять и Владивостоку. По мнению японских специалистов, необходимо ограничить автомобильное движение в центре города и поощрять использование общественного транспорта. Также в центре необходимо создать торгово-пешеходную транзитную зону и внедрить парковочную систему по принципу перехватывающих автостоянок.

Развитию пешеходных зон поможет система эскалаторного сообщения. Такая была внедрена в китайском Гонконге и помогла преодолеть холмистый рельеф города, обеспечив безопасное движение пешеходов. Эскалаторы облегчили подъем наверх и спуск со склонов и пользуются большой популярностью у населения. Развитие схожей системы эскалаторов возможно в центральной части Владивостока, отмечают эксперты.

Владивостоку нужна новая бизнес-платформа для развития предпринимательской инициативы

По мнению авторов исследования, такая бизнес-платформа оживит экономику города. Отличной базой для научно-исследовательских разработок может стать ДВФУ. Помимо этого, в центре города необходимо создание инкубационных платформ для удовлетворения научных потребностей студентов и исследователей. Это могут быть небольшие офисные пространства для стартапов, рабочие зоны для производства прототипов и общие пространства для взаимодействия инвесторов и исследователей.

Так, университетский городок в японском городе Цукуба построен вокруг одного из престижных национальных университетов Японии – в пригородном районе Токийского столичного региона. В основу легла концепция города-сада. В Цукубе расположено несколько научно-исследовательских институтов, которые были переведены сюда для повышения концентрации высших образовательных и научных учреждений, что привлекло частные компании и соседние технопарки. Остров Русский может последовать его примеру.

Умный город Касива-но-ха в 25 километрах от Токио – это территория двух государственных университетов и новой многофункциональной застройки. На территории города была основана Открытая Инновационная Лаборатория Касива-но-ха (KOIL), являющаяся одним из крупнейших коллективных офисов в Японии. KOIL предоставляет различную поддержку стартапам, включая предоставление фабрики для работы над прототипами, поддерживающие стартап-программы и организацию мероприятий по обмену идеями.

Для создания подобной платформы для развития инновационного бизнеса во Владивостоке могут быть использованы исследовательские мощности ДВФУ на острове Русский. Для этого необходимо создать в Приморье структуру, которая будет осуществлять взаимодействие между университетом и внешним миром, и поддерживать бизнес-начинания.

Инкубационные платформы можно создать, используя исторические здания, как в креативном районе Савамала в Белграде. Район Савамала расположен на южном берегу реки Сава вблизи исторического центра Белграда, с богатой историей и культурными традициями. Еще семь лет назад исторические здания там находились в ветхом состоянии, а район был экономически неразвит. «Городской Инкубатор» стал блестящим проектом Гете-Института, превратив район в новый центр предпринимательства и значительно улучшив качество жизни населения.

К 2015 году в заброшенных складах и особняках в стиле модерн появился культурный центр, а также центр предпринимательства, вдохновляющий жителей района на инновации и новую экономическую деятельность. В Савамале функционируют более десяти местных и международных проектов в области искусства, архитектуры, урбанизма и благотворительности.

Владивосток может последовать этому примеру и использовать исторический центр как основу для развития творческой индустрии и создания инкубационной платформы, отмечается в концепции.

Улучшение городской среды и восстановление существующих отраслей экономики

Улучшить городскую среду поможет перемещение портовой и промышленной зон из исторического центра, считают японские эксперты. На высвобожденной территории предлагается создать центр туризма и коммерции. Тогда существующие отрасли будут развиваться как чистые и высокодоходные, необходимо внедрение очистных сооружений и перемещение заводов, расположенных вдоль рек во Владивостоке.

Хороший пример – это перепланировка и новая застройка Хафен Сити, старого порта в Гамбурге, второго по величине города в Германии. Здесь были построены университет, Эльбская филармония города Гамбурга, офисные и жилые площади, а также метро. Пространство вдоль воды стало популярной общественной зоной. Смешанная застройка оживила соседние с Хафен Сити территории. Новое назначение старых складских сооружений способствовало возрождению старого порта. Во Владивостоке можно использовать этот опыт для перепланировки и новой застройки территорий вдоль рек.

По такому же принципу был создан «умный порт» в Роттердаме, где гавань вблизи центра города была перепланирована и заново застроена с перемещением портовых функций.  «Порт Вижн 2020» был призван укрепить международную конкурентоспособность портов и промышленных зон и экономическую основу города, и вполне справился с этой задачей. Таким же образом можно разгрузить часть порта в бухте Золотой Рог, считают эксперты.

На базе же портовых мощностей можно создать коммерческие районы, например, как на верфи Батлерс в Великобритании, где старые склады в центре Лондона были преобразованы в рестораны, магазины и жилые помещения. Особенности складского интерьера при этом были сохранены и очень востребованы малым бизнесом.

Сохранение особенностей ландшафта Владивостока

Во Владивостоке много исторических, культурных и живописных пейзажей, которые определяют характер города, отмечают японские исследователи. Эти особенности важны не только для жителей города, но и для туристов, которые хотят увидеть что-то уникальное, свойственное только Владивостоку. 

Для этого необходимо восстановить портовую зону с сохранением городского ландшафта и исторических зданий, и организовать здесь общественные пространства.

Так возродили портовую территорию в итальянском городе Генуя. Набережная стала общественно значимым местом, здесь была построена торгово-пешеходная зона с ресторанами, магазинами и конференц-центром. Некоторые исторические здания после перестройки получили вторую жизнь.

Бывшая военно-морская верфь в американском городе Бруклин после перестройки сочетает несочетаемое: в индустриальном парке теперь ремонтируют суда, производят виски и телевизионные программы. Творческая деятельность была развита на базе старых промышленных мощностей, заводов и складов вдоль залива.

Набережные в центре Владивостока на сегодняшний день используются не в полной мере. Целесообразно строительство общественных парков и торгово-пешеходных зон с некоторыми коммерческими видами деятельности. Особенно важны обзорные площадки, с которых открываются потрясающие виды на панорамы города, считают специалисты.

Полная версия сайта