Новости Владивосток

Выгода не для всех: почему не все предприятия Владивостока переходят на безналичный расчет

Расчеты по банковским картам стали обычным явлением для владивостокцев. Расплатиться по безналу можно в кафе и магазинах, оплатить услуги ЖКХ. При этом небольшие магазины даже в пределах приморской столицы, не говоря уже об удаленных районах Приморья, не спешат переходить на безналичные расчеты с клиентами. Что сдерживает развитие эквайринга в Приморье, разбирался корреспондент VL.ru.

Более 80% предприятий и магазинов Владивостока используют эквайринг только потому, что спрос диктует предложение. Принимая банковские карты, компании увеличивают объем своих продаж в среднем на 20–30% и приобретают новых платежеспособных клиентов: считается, что обладатели «пластиковых кошельков» более склонны к спонтанным покупкам и легче расстаются с деньгами.

Заместитель директора ТЦ Clover House Ирина Никанорова рассказала, что продажи продолжают падать и руководству торговых центров приходится менять стратегию и схемы расчетов, чтобы они были выгодны всем.

«У многих людей зарплатные проекты замыкаются на карты. Расчет проходит чаще по безналу, налички становится меньше. В основном безналичный расчёт установлен во всех магазинах города. Остались торговые точки, в приоритете у которых наличные деньги, но на то есть ряд причин, например, удобнее производить какие то расчёты с определенными поставщиками за наличку», - отметила Никанорова.

Руководитель крупной розничной сети Сергей Митрофанов сетует, что сети вынуждены мириться с эквайрингом, так как приходится мириться с любой неизбежностью: «Оплата по картам не просто удобна для покупателей, она заметно сокращает время обслуживания клиентов на кассах супермаркетов, а значит, повышается производительность труда кассиров и розничной торговли в целом».

Сейчас установку оборудования оплачивают банки, POS-терминалы можно найти практически в любой торговой точке. Исключением являются маленькие поселения, деревни и поселки. Директор сети магазинов техники Виталий Дубовой пояснил, это связано с тем, что в Приморье немало муниципальных образований, где до сих пор отсутствует интернет, и подключить терминальное оборудование для эквайринга просто невозможно.

«В Уссурийске на безналичную систему оплаты переведено приблизительно 50% учреждений, то же самое касается Находки и Артема. Доля столицы Приморье – практически все 100%», - отмечает Дубовой.

Эксперты заявляют в один голос – для покупателя использование банковских карт упрощает алгоритм совершения покупки, создает определенные удобства, к тому же многие банки предлагают массу бонусных программ при расчете безналом. Однако такие схемы оплаты для ритейла, особенно для «сетевиков» являются очень невыгодными.

Более пяти тысяч предприятий перешли на безнал

Большинство банков сами проявляют активную инициативу, предлагая услуги по подключению эквайринга. Например, в «Сбербанке» пояснили, что на сегодняшний день почти 5 тысяч предприятий Приморского края – клиентов Сбербанка используют услугу приема к оплате банковских карт. При этом количество терминалов с поддержкой бесконтактных технологий проведения платежей (Apple Pay и Samsung Pay) в торгово-сервисных предприятиях Приморского края на текущий момент более 5,7 тысяч и их число увеличивается с каждым днем.

«Безналичные платежи становятся все более распространенной формой расчетов за товары и услуги и все активнее заменяют наличные. Прием к оплате банковских карт позволяет предпринимателям привлечь новых клиентов – владельцев банковских карт и повысить средний размер покупки, а также облегчить и ускорить работу кассира. Немаловажный плюс сервиса – сокращение расходов на инкассацию», – отметила начальник сектора маркетинга и коммуникаций Приморского отделения ПАО Сбербанк Лариса Липатова.

Банк устанавливает индивидуальные тарифы на эквайринговое обслуживание. Процентная ставка зависит от ряда факторов: сферы деятельности компании, объема безналичного оборота (проводимых платежей по картам), количества используемого оборудования, применения банковского или собственного оборудования торговой точки.

Заместитель управляющего операционным офисом ВТБ24 по Приморскому краю Екатерина Фомина рассказала, что платежные системы предоставляют сниженную ставку для продуктовых ритейлеров, ресторанов быстрого питания, АЗС, для организаций, предоставляющих услуги ЖКХ.

«Услугами эквайринга ВТБ24 пользуются около 800 компаний Приморского края. За 2016 год оборот по установленным платежным терминалам удвоился, при этом количество терминалов банка в крае за год увеличилось на 32% и превысило 1800 штук», – отметила Екатерина Фомина.

Цена "щелчка"

И хотя банки говорят о выгодности перехода на безнал, сам бизнес отмечает все возрастающие издержки. Эксперты называют высокие тарифы на эквайринг третьей статьей расходов ритейла после зарплат и аренды. Он обходится сетям в 5–8 раз дороже инкассации. Это не дает торговым сетям возможности развивать у себя безналичные расчеты.

Алла Савченко пояснила, что когда оборот предприятия исчисляется суммами от нескольких сотен миллионов, то плата за эквайринг составляет миллионы рублей:

«Банковские тарифы за предоставление услуг варьируется от 0,5 до 2%. В каждом банке применяется дифференцированная ставка, она составляет от 0,5% если идут расчёты внутри банка по картам, и до 1,7%, если перевод осуществлен через банк-посредник. Для сравнения, работа с наличными, предполагающая услуги инкассации, обходится  от 0,5 % плюс, например, заезд на "точку", разница с эквайрингом колоссальная, - пояснила она.

Сегодня для розничных сетей тарифы на эквайринг составляют 1–2%, для крупных игроков сектора DIY — в среднем 1,5% от суммы транзакции, что при растущей доле безналичной оплаты приводит либо к снижению эффективности бизнеса, либо к росту цен. Для интернет-магазинов ставка в разы выше, а для малого бизнеса она просто грабительская — до 3,5%».

По словам Сергея Митрофанова, банки-эквайеры платят комиссию interchange (взаимообменный сбор) таким монополистам, как VISA или MasterCard, также применяющим дифференцированный подход в своей ценовой политике (чем меньше банк, тем выше interchange). По словам участников рынка, в среднем ее размер составляет 1–2% от суммы транзакции, при бесконтактной оплате она может быть ниже на 0,2–0,3 процентного пункта.

Сергей Митрофанов, как и большинство участников рынка, выразил сожаление по поводу завышенных тарифов на эквайринг, пояснив «принцип щелчка»: «Я точно знаю себестоимость одного щелчка при оплате по карте. Для системы "Золотая корона" – это порядка 0,07% от суммы платежа. Другими словами, если вы набрали корзинку продуктов в супермаркете на общую сумму 3000 рублей, то "щелчок" будет стоить чуть больше двух рублей. Это себестоимость, но банк обычно берет с торговой сети за каждый "щелчок" порядка 1,6%, то есть около 50 рублей. Однако это расчет для "Золотой короны" с ее проникновением в две сотни банков РФ».

«Эквайринговое обслуживание обходится ритейлу достаточно дорого. VISA и MasterCard держат высокий уровень комиссии, а реальной альтернативы этим платежным системам пока нет – "Золотая корона" не пользуется широкой популярностью, а система "Мир" — еще слишком сырой проект, чтобы влиять на рынок», – подтверждает Дмитрий Алексеев, генеральный директор DNS.

Медицина «прикрылась» консерватизмом

Медики о переходе на эквайринг рассуждают неохотно, заявляя, что консерватизм в системе оплаты – наиболее удобный путь в оказании услуг. Начальник отдела организации медицинской помощи женщинам и детям департамента здравоохранения Приморского края Евгения Шутка высказала предположение, что медицинской отрасли не рентабельно переходить на эквайринг в силу ряда причин:

«Во-первых, в госучреждениях помощь больным оказывается бесплатно. Платные услуги - это услуги, которые не вошли в программу государственной гарантии, то есть они штучные, их нельзя запрограммировать заранее. По сути, спланировать, сколько будет платных услуг в день, невозможно.

Второй момент, что касается негосударственных частных клиник, как правило, они не сталкиваются с большим оборотом средств. Во Владивостоке нет таких крупных медицинских учреждений, как например в Москве. Высокие тарифные ставки банков по безналичному расчету больницам невыгодны. Снизить расходы путем сокращения штатов здесь не получится. Нельзя в целях экономии, например, уволить администратора, в обязанность которого входит непосредственный контакт с людьми, консультационная работа. А платить лишние деньги банкам никому не выгодно».

Ресторация в шоколаде

Ресторанная отрасль не испытывает особых тягот от перехода на безнал. Как пояснили рестораторы, 80% заведений перешли на эквайринг безболезненно. Когда в 2014 году ударил кризис, прирост на карточное обслуживание составил 50%.

Управляющая рестораном Анна Тюжина отметила, что в их работе разницы 50 на 50% с перевесом 2-3% не ощущается: «Не настолько это существенно, в условиях реальных продаж, чтобы об этом мы, как ресторация, страдали».

Владелец антикафе Дмитрий Богачев заявил, что некоторые банки ставят ограничительные условия: «Если нет меньше 160 тысяч в месяц по проводу денег в взаимодействии эквайринга, то будет начисляться штраф. Сегодня вменяемых услуг по с адекватными процентами по  взаимодействию с  экварийнгом у нас нет, поэтому мы такую систему не используем в принципе».

Исполнительный директор сети быстрого питания Оксана Шабельник: «Лет пять назад, когда к нам пошли люди все с карточками, мы очень быстро среагировали, и поставили в кафе терминалы. Пришлось поменять много банков по причине  жестких условий по процентам. Например, был прецедент, когда Росхельхозбанк считает если 100 тыс. в месяц по терминалу "не проходит", то мы обязаны сами устанавливать эти терминалы (каждый за 45 тыс рублей), либо договор отзывают».

Большинство представителей ресторации заявляют, что на данный момент проблем с банками и безналичным расчетом нет. Большая проходимость покупателей с карточным расчетом обеспечивает покрытие потери процентов по тарифам.

Полная версия сайта