Новости Владивосток

Бензин во Владивостоке: цены определяет топливная биржа и политика крупных сетей АЗС

Розничные цены на бензин, как это происходит и сейчас, будут постепенно расти весной и летом, ожидают эксперты. Крупные игроки на автозаправочном рынке – АО «ННК-Приморнефтепродукт» (бывшее НК «Альянс»), «Бензо» и «РН-Востокнефтепродукт» («Роснефть»), держат стоимость топлива на более высоком уровне, чем мелкие компании. В целом рынок укрупняется, а маржа на продаже топлива падает.

Сейчас стоимость литра АИ-95 на заправке «Континент-2000» (Иртышская, 17) – 38 руб. На заправке «Мегатек» (Иртышская,7) – 39,5 руб., компании «RS-Нефть» на Днепровской, 116 – 39 рублей 20 копеек. На АЗС «ННК-Приморнефтепродукт» во Владивостоке топливо стоит 40 руб., «Бензо» – 40,3 руб., «РН-Востокнефтепродукт» – 40 рублей 20 копеек.

Впрочем, у компаний, имеющих во Владивостоке 1-3 заправки, нередко топливо почти такое же дорогое, как и у крупных сетей. Цена АИ-95 на заправках компании «Октант» – 40,57 рублей, «Морская» в районе Столетия торгует по 40 руб. 50 коп., НК «Уссури» – по 40,4 рубля за литр.  

Стоимость автомобильного топлива на АЗС Владивостока обусловлена преимущественно ценами на «Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже» и политикой «Роснефти», уверяют участники топливного рынка.

«Никто не знает и никто достоверно не скажет, что будет со стоимостью топлива завтра, – говорит генеральный директор ООО «Торговый дом БЕНЗО» Игорь Лапчук. – При ценообразовании розничные торговцы топливом опираются на биржевые цены и оптовую стоимость у "Роснефти"».

На условиях анонимности владелец заправки на Фадеева рассказал, как устроен топливный рынок в столице Приморья. АО «ННК-Приморнефтепродукт» (бывшее «НК "Альянс"») поставляет сюда топливо с собственного НПЗ в Хабаровске. Притом в «Независимой нефтяной компании», по словам собеседника VL.ru, есть негласная установка не продавать топливо сторонним АЗС. Бензин поступает только на собственные «альянсовские» заправки, а потенциальным покупателям отказывают, ссылаясь на отсутствие запасов.

Приобрести топливо на бирже возможность существует. Но в контрактах, которые заключают с небольшими компаниями продавцы по итогам торгов, оговорена отсрочка поставки на месяц. Фактически это значит, что из Комсомольска-на-Амуре топливо поступает на 35-й день, а из Омска – на 40-й. При покупке одной железнодорожной цистерны весом 60 тонн фирма отдает на полтора месяца 2,7 млн руб. оборотных средств, за две цистерны – 5,4 млн рублей.

Мелкие компании такой роскоши себе позволить не могут, соответственно, закупаются в Приморье. В основном оптовые покупки топлива осуществляют у «Роснефти», некоторые владельцы АЗС – у ООО «УссурНефтеПродукт» или, например, совместно с партнерами на бирже.

Интересно, что в прошлые годы нередко отказывался продавать свое топливо не только «Альянс», но и «Роснефть». Чтобы решить проблему, требовалось вмешательство антимонопольщиков. 

В середине марта тонну АИ-95 можно было купить на бирже за 45 800 рублей, при том что «Роснефть» продавала за 47 600 (тонна бензина – это примерно 1350 литров).

«Никто не может сказать, как работает биржа, – отмечает Игорь Лапчук. – Раньше в октябре оптовые цены на топливо всегда падали, в феврале начинали расти. Наценка была зимой всегда крупной, мы хорошо зарабатывали. Нынешней зимой уменьшения цены в опте не было. Такое впечатление, что их искусственно поддерживают. Выкидывают небольшое количество бензина, искусственно создается полудефицит. Ведь объемы переработки остаются прежними – сколько перерабатывал Комсомольский НПЗ 10 лет назад, столько и перерабатывает».

За год стоимость автомобильного топлива поднялась в рознице на 10–15%. Покупательская способность низка, разовый чек на автозаправках Владивостока уменьшился в последние годы с 1000 до 500–600 рублей, отмечают владельцы АЗС. Владелец «Бензо» считает, что падение спроса – на уровне 30–40%, частный предприниматель считает, что бензина стали покупать меньше на 25%.

Появления новых игроков на рынке ждать нереально, считает Лапчук, поскольку «земли во Владивостоке просто нет, а строительство заправки обойдется в 40–50 млн рублей. За городом с землей намного проще, но там нет продаж, а значит, и смысла вкладываться».   

Мелкие компании продаются, вливаются в крупные сети. Наличие нескольких заправок позволяет «перекрывать» одну другой, тогда в целом сеть работает нормально. Крупные сети, кроме того, проводят скидочные акции, которые пользуются популярностью.

Статистические данные косвенно подтверждает тот факт, что в кризис розничная продажа автомобильного топлива стала менее прибыльной. В 2013 году на дорогах Приморья работало 365 АЗС, в 2014-м их стало 363, а на конец 2015 года число сократилось до 349.

Проблема, как считают владельцы АЗС, в том, что добыча нефти, производство бензина и розничная торговля находятся в одних руках. Биржа «далека от адекватности», поскольку создана теми самыми людьми, на чьих заводах перерабатывается нефть. Предложения участников рынка разделить переработку и торговлю, перевести НПЗ в госсобственность постоянно обсуждаются, но не поддерживаются правительством. 

Хотя у биржи есть свои сюрпризы. Так, в марте компания «Сургутнефтегаз» существенно увеличила поставки АИ-92 на торги, и стоимость этого вида топлива значительно снизилась. Причина, как считают эксперты, в том, что компании нужно улучшить отчетность по итогам квартала. В конце каждого отчетного периода топлива на рынке становится больше. 

Впрочем, весной ожидать падения цен не приходится. Даже во Владивостоке рассуждают о геополитических обязательствах Москвы перед Казахстаном, Китаем и Индией, куда будет активнее поставляться топливо.

Как резонно отметил индивидуальный предприниматель Дмитрий Железняк (мелкооптовые поставки топлива в Приморье): «Вы наблюдали, чтобы цены на топливо в нашей стране в последние 20 лет уменьшались? Конечно, есть такое вот явление, когда крупные игроки повысят стоимость существенно, допустим, на пару рублей за литр. Через время следует реакция со стороны власти. Там стукнут по столу, цена на рубль снижается. Это можно назвать понижением? Будет только дороже».

Следить за изменением цен на любой заправке Владивостока может каждый. Вся информация опубликована в специальном разделе VL.ru «Цены на топливо». А в пути поможет найти ближайшую АЗС и сориентироваться по ценам мобильное приложение «Заправки VL». В нем все АЗС города и пригорода (до Кипарисово и Шкотово) отмечены на карте сразу с указанием цены нужного бензина или ДТ. Кроме того, есть возможность отфильтровать автозаправочные компании, оставив только нужные фирмы.

Скачать мобильное приложение можно на VL.ru. Доступны версии для iOS и Android. Также в разделе «Транспорт» на VL.ru есть подробное расписание электричек, пригородных автобусов, катеров и паромов и оперативное табло аэропорта Владивосток.

Полная версия сайта