Новости Владивосток

Ставка на колбасу и свинину: приморские производители расширяют производство и нацеливаются на экспорт

Производство продовольствия – одна из наиболее успешно развивающихся отраслей в стране и в Приморском крае, чему немало способствовало введение антисанкций. Но в условиях снижения платежеспособного спроса местный рынок «сжимается». От импортозамещения производители готовы идти дальше – к экспорту приморских продуктов питания за рубеж. Впрочем, есть возможности по продвижению на рынках других регионов Дальнего Востока, где у продукции из Владивостока прочные позиции еще с советских времен. В конкурентной борьбе приморские производители стараются брать качеством.

Начало нынешнего года пищевая отрасль Приморского края встретила с не самыми радужными показателями. По данным Приморскстата, в январе-феврале отгружено пищевых продуктов собственного производства на 5,7 млрд рублей, что составляет 85,3% к аналогичному периоду прошлого года. Колбасных изделий произведено 5,5 тыс. тонн (90,7%), мясных и мясосодержащих полуфабрикатов – около 2 тыс. тонн (97,7%), соков – 90,1% к уровню аналогичного периода, растительного масла – всего 55,5% к прошлому январю-февралю. На 5% упало производство хлебобулочных и кондитерских изделий. При этом увеличился на 2,2% выпуск переработанной и консервированной рыбы, до 169 тыс. тонн. Успешно отработали молочники, выпустив 4,6 тыс. литров продукции – это на 14,8% больше, чем за январь-февраль прошлого года.

Приморские колбасы и птица завоевывают рынок

Однако успешнее всего были производители мяса птицы, которые отработали на 29% лучше, чем за первые два месяца прошлого года. Связано это с тем, что крупнейший приморский производитель – «Дальневосточная птица» (бывший «Михайловский бройлер») – модернизирует производство. Здесь планируют побить рекорды производства советских времен и отмечают, что смена бренда связана с намерением расширять присутствие на рынках соседних регионов. В планах также поставки охлажденной курятины, продукции из мяса птицы в Китай и Корею, намечается совместное производство с японцами.

Сходные амбиции и у некоторых других игроков рынка, допустим, у компании «Ратимир», которая недавно вместе с еще одним российским производителем мясной продукции – «Мираторгом», получила допуск на рынок Японии. 

«Исторически сложилось, что в Приморье очень сильные местные производители колбасной продукции, – говорит специалист по связям с общественностью ООО «Ратимир» Юлия Сапко. – На данный момент серьезной конкуренции между местными и привозными колбасами нет, так как присутствие привозных – маленькое. Потребители выбирают местных производителей, поскольку доверяют качеству продуктов. Контроль за качеством выпускаемой продукции в Приморье очень серьезный. Плечо доставки от производителя до магазина – максимально короткое. В течение суток после изготовления продукт уже в магазине. А у привозных колбас срок доставки соответственно больше».

«В связи с продовольственным эмбарго 2014 года, ограничением ввоза сырья и ростом стоимости ввозного мяса, мясное животноводство получило возможности для развития, – считает президент «Ассоциации мясоперерабатывающих предприятий Приморского края» Павел Китаев. – Если говорить про Приморье, неплохо развивается свиноводство. С другой стороны, выросла стоимость конечной продукции, а покупательская способность упала. Люди до сих пор не могут себе позволить покупать в таких количествах, как в 2013 году». 

Павел Китаев отмечает, что в некоторых сегментах приморская продукция вполне конкурентоспособна: «Есть деликатесная продукция, сырокопченые колбасы, которые везут из Москвы. Это дорогой, высокомаржинальный продукт, который в меньшей степени подвержен рискам. Полукопченые колбасы поступают не из Центральной России, а из Сибири, Якутии, Хабаровска, Амурской области. Есть данные исследований, которые позволяют говорить — здесь зачастую используются различные технологии по удешевлению продукции. Но завозных колбас не так уж много. Вообще приморские колбасы занимают 50% рынка на Дальнем Востоке. Это неслучайно, поскольку основная часть мясоперерабатывающих мощностей макрорегиона сконцентрирована в Приморье, во Владивостоке, в частности. Это сложилось исторически, в связи с особенностями логистики, наличием портов».

Как считает Павел Китаев, планы по реализации приморского мяса за рубеж «более, чем реалистичны». Хотя КНР является крупнейшим экспортером, но одновременно и крупнейшим импортером свинины. В разных странах востребованы разные сорта мяса и части туши.

При этом производство на Дальнем Востоке существенно дороже, чем в Центральной России. Больше затраты на заработную плату, взносы в социальные фонды. Дальневосточные предприятия больше платят за все, что ввозится из западной части страны по железной дороге: сырье, комплектующие для техники, корма и так далее. В этой ситуации выход – снижать издержки и увеличивать рентабельность. 

«Падают реальные доходы, снижаются объемы производства, – говорит директор компании «Агрофонд-П» Сергей Дудник. – Поэтому производители пытаются выходить на азиатские рынки. Что вполне реально, для этого нужно улучшить качество продукции. Например, молоко у производителя стоит 30 рублей, а по какой цене оно на прилавке? Надо исключать посредников. Производитель, переработка, продажа. Необходимы ассоциации, потребительские кооперативы аграриев, которые бы занимались переработкой, а возможно, и конечной реализацией своей продукции. Тогда бы прибыль оставалась у производственников, а торговые сети не загибали высоких цен».

Сергей Дудник видит резервы для увеличения рентабельности продукции сельхозтоваропроизводителей. Допустим, только применение лучших семян дает прирост урожайности в 1,5-2 раза. Если раньше урожай сои 10 центнеров с гектара считался хорошим, то теперь в Приморье выращивают в некоторых хозяйствах по 25-30 ц/га. Канадские семена кукурузы дают урожай 50-60 центнеров с гектара. В животноводстве можно добиться замечательного экономического эффекта, используя механизацию откорма, уверяет Дудник, использующий данную технологию на собственной свиноферме.

Что примечательно, если еще несколько лет назад доля российского сырья (свинины) в производстве колбас составляла 10%, то сегодня – 70-80%. Но собственной говядины в Приморье практически нет.   

Овощи и рис не выдерживают конкуренции

Большие проблемы традиционно испытывают приморские овощеводы, которые выращивают продукцию в теплицах. Есть сложности со сбытом – огурцы и помидоры слишком дорогие.

«Что касается овощей, по химическому составу и органолептическим качествам наша продукция не хуже, чем китайская, – говорит заместитель директора по научной работе Приморской овощной опытной станции Николай Сакара. – Что касается цены, здесь ситуация двоякая. То, что выращивается летом в поле и собирается осенью – вполне конкурентно. С тепличной продукцией ситуация иная. Но теплицы нужно поддерживать, стараться сохранить. В стране общая тенденция на восстановление тепличных комбинатов. На Дальнем Востоке у нас сильный конкурент в виде китайской продукции, а компенсация затрат очень слабая. Хотя производство затратное, его нужно поддерживать. Обанкротить теплицы вряд ли разумная политика – восстанавливать обойдется дороже».

Вместе с тем Приморье поставляет на экспорт сою и кукурузу. По посевным площадям первых двух культур край занимает вторые места в Российской Федерации. В прошлом году из Приморья вывезено 71 тыс. тонн кукурузы и 62,7 тыс. тонн бобов сои.

В целом наблюдается рост экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья — от 952 млн долларов США в 2015 г. до 1013 млн в прошлом (на 6,4%). Здесь не учтен экспорт морепродуктов, который традиционно велик и тоже повышается (с 841 до 907 млн долларов). Примечательно, что импорт продовольствия (без учета рыбопродукции) уменьшился в 2016 г. почти на 2% – с 732 до 720 млн долларов.

Между тем производители из западных регионов России традиционно побеждают местных в соревнованиях по низким ценам. Нетрудно заметить, что на прилавках молока приморских производителей немного меньше, чем завозного. Хотя десятилетиями исправно работает «Приморский сахар», в магазинах преобладает рафинад и сахар-песок, поставляемый из-за пределов края.

Выращивают в Приморье и рис, но краснодарский оказывается доступнее по стоимости.

«Дело в ценообразовании, – утверждает исполнительный директор ООО «Микс» Юрий Коробов. – Мы продаем крупу оптом по 29-30 рублей за килограмм, но покупают ее плохо, поскольку в Краснодарском крае стоимость килограмма – 23-27 рублей, к тому же еще 3 рубля стоит доставка».

Производство продуктов питания (наряду с рыболовством) традиционно является отраслью, которая поставляет Приморью поколения управленцев и политиков (Дарькин, Николаев, Корж и т.д.) Нынешний тренд властей – регион должен полностью обеспечивать себя самыми необходимыми продуктами.

Чтобы мы «покупали приморское», предприятия работают над повышением производительности труда. Как отмечает директор ООО «Милоградовское-1» Сергей Редькин, «в молочном животноводстве за последние шесть лет удалось в два раза увеличить производительность труда за счет технического переоснащения». По словам Павла Китаева, «пищевое производство – одно из самых наукоемких, инновации появляются постоянно, совершенствуются технологии обработки, переработки продукта».

«Одну из проблем решить удалось – я имею в виду принятие решения о снижении энерготарифов для Дальнего Востока, – говорит председатель Приморского регионального отделения «Деловой России» Алексей Тимченко. – Это должно создать условия для снижения себестоимости продукции, особенно в рамках тепличных хозяйств. Но существуют и другие вопросы: низкая доступность кредитов для многих фермерских хозяйств, а также посредники, из-за которых зачастую цены в розничных сетях на сельхозпродукцию становятся достаточно высокими, путь от места сбора урожая до прилавка пока еще длинный. Поэтому путь повышения конкурентоспособности продуктов питания местного производства лежит в треугольнике "повышение доступности кредитов – возможность увеличения оборотного капитала – системное сокращение посредников"».

Полная версия сайта