Новости Владивосток

Агрессивный рост акцизов на алкоголь заведет приморский рынок в контрафакт — эксперты

Прогнозы Росалкогольрегулирования о замораживании роста акцизов на алкоголь в разрезе борьбы с контрафактом и вывода легальных производителей спиртного на уровень здоровой конкуренции, по мнению представителей отрасли, не оправдались. Сегодня из-за агрессивного роста акцизов легальная алкогольная отрасль может оказаться в настоящем тупике, считают эксперты.

С 1 января 2017 года подняты ставки акцизов на вина и шампанское (кроме отечественного), сидр и медовуху, пиво и крепкий алкоголь. Безалкогольное пиво по-прежнему не вошло в список подакцизных товаров. Вновь выросли акцизы на шампанское, изготовленное из иностранного сырья – до 36 руб. за литр (на 10 рублей). Акцизы на шампанское из российского винограда не повышались больше, чем предусмотрено в ныне действующей редакции Налогового кодекса – до 14 руб. за литр (на 1 рубль).

Размер акциза на неигристые вина из российского сырья остается неизменным – 5 руб. за литр, а ставка на вина иностранного производства выросла с 9 до 18 руб. за литр.

Ставки акцизов на сидр, пуаре и медовуху вырастут на 12 руб. (с 9 до 21 руб. за литр) на весь период 2017-2019 года.

По сравнению с 2016 годом повысятся акцизы на крепкий алкоголь (свыше 9% доли спирта) – с 500 руб до 523 руб за литр, на алкоголь со средним содержанием спирта (до 9%) – с 400 до 418 руб.

Заместитель генерального директора ОАО «Синергия-Восток» Алексей Кабанченко заявляет, что постепенный рост акцизов на алкоголь, безусловно, шаг правомерный и направлен на борьбу с «теневым» алкогольным рынком. Но в России он малоэффективный: люди пить не перестали, однако миграция в сторону дешевого контрафакта, а соответственно и снижение доходов в копилку государства очевидны.

Кроме того, по информации департамента лицензирования и торговли Приморья, согласно изменениям в федеральном законодательстве с 31 марта 2017 года лицензирование розничной продажи алкогольной продукции разделяется на два вида: розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. Ранее же выдавалась одна лицензия, в которую были включены оба вида деятельности.

Розничная продажа алкоголя в предприятиях общепита будет разрешена только там, где есть зал обслуживания посетителей. Согласно новым правилам, официант обязан вскрыть продаваемую тару с алкоголем, который необходимо употребить на месте.

Анна Тюжина, управляющая рестораном OGONEK, уверена, что увеличение акцизов на алкоголь отражается на любом учреждении, занимающемся продажей данной продукции.

«Понятно, что закупочные цены вырастут, но большинство разумных рестораторов не станет спекулировать на этом и взвинчивать стоимость алкогольных напитков в ресторане. Напротив, мы придерживаемся политики сдерживания цен, пока это возможно в условиях экономической нестабильности. Придется, конечно, пересматривать всю работу ресторана с точки зрения рентабельности», – отметила Тюжина.

Михаил, директор небольшого продуктового магазина, рассказал в беседе с корреспондентом VL.ru, что такие изменения должны облегчить работу ритейла, связанного с продажей алкоголя. «Надеемся, это позволит по-разному учитывать и хранить алкоголь, нести меньше издержек, потому что сегодня многие нечистые на руку бизнесмены используют незаконные способы продажи алкоголя», – отметил он.

Со слов Михаила, сейчас многие предприниматели производят мелокооптовые закупки контрафактного алкоголя по цене ниже себестоимости. В основном это касается небольших продуктовых магазинов, расположенных, как правило, в спальных районах города. 

«Способы "провода" такого алкоголя через ЕГАИС самые различные. Схем реализации паленки очень много. Хозяева магазинов сознают риск, на который идут, однако игра стоит свеч – выручка превышает самые смелые ожидания, лично я считаю, что не всегда цель оправдывает средства и спокойнее работать законными методами», – поделился Михаил.

Что касается ресторации и кафе общепита, из шести опрошенных корреспондентом VL.ru пятеро отметили, что изменения в ФЗ для них будут шоком, но пока подобной информацией никто из представителей реально работающих заведений не обладает.

Анна Тюжина пояснила, что о новой системе лицензирования ей, как и многим представителям рынка ресторации, ничего не известно. «Продление лицензии у нас будет в мае, но мы об этой норме не слышали. Уверена, если это не фейк, то введение новых порядков будет направлено опять на усложнение работы общепита. Проще говоря, нас в очередной раз постараются загнать в угол», – рассказала она.

Изменения и поправки на рынке алкогольной продукции начались с 2012 года, когда государство впервые решило заработать на акцизах. Цена на литр чистого безводного спирта поднялась в два раза. Для того чтобы контрафактники не перехватили рынок, продавая продукцию по неконкурентной низкой цене, было введено понятие обязательной минимальной цены на водку. Однако цены на алкоголь росли неумолимо, что привело к возросшей динамике роста теневого алкогольного рынка.

Государство столкнулось с тем, что на короткий момент поступления от акцизов выросли, но бумерангом сказалось резкое падение объема производства у всех производителей. И после этого контрафакт занял в стране больше половины всего рынка, так как спрос рождает предложение.

Алексей Кабанченко пояснил, что выделяют три основных вида контрафакта:

- «черный» алкоголь – продукт самого низкого качества, производимый в кустарных условиях, опасный для здоровья и жизни потребителя, но раскупающийся за копейки;

- «качественные» подделки – на них наклеены фальшивые акцизные марки, имитирующие известные бренды. Разумеется, в связи с системой ЕГАИС, продаются они подпольно или в отдаленных магазинах;

- «схемный» алкоголь – самый опасный для легального производителя продукт. Он поставляется на рынок огромными партиями с наклеенными на бутылками настоящими акцизными марками, но по такой смешной цене, которой противостоять «легалы» не могут.

Сегодня минимальная цена на продажу алкоголя, разрешенная государством, составляет 190 руб. за бутылку, это на пять рублей дороже, чем в прошлом году, но производители и в нее не могут уложиться, так как рентабельная составляющая одной бутылки водки – не ниже 220 руб.

Эксперты поясняют, что высокое число дешевой водки (ниже 220 руб.) в магазинах, скорее всего, и есть «схемный» продукт – легализованный контрафакт.

«Вы ею не отравитесь, но это та водка, с которой не уплачены акцизы и НДС, бьет по кошельку государства. Как это делается: на вполне легальные заводы каким-то образом поступают легальные акцизные марки, и получается, что на 100 бутылок легальных производится 200 в стране. 50% водки на таких заводах, соответственно, поставляется на рынок за бесценок с накруткой более 120 рублей за бутылку, тогда как легальные компании навариваются на 3-5 рублей», – рассказал Алексей Кабанченко.

Общая действительность, по мнению приморских специалистов, такова, что система изъятия денег через косвенное налогообложение, через акцизы в частности, не работает, сходятся во мнении представители отрасли. Нормализовать работу легального алкогольного рынка в Приморье путем постоянного повышения акцизов на алкоголь невозможно, это приведет к убыточной деятельности «легалов» и неконтролируемому росту контрафактной продукции.

Полная версия сайта