Новости Владивосток

«Выйти сухим из воды»: что делать, если авто провалилось под лед

Ежегодно в заливах и бухтах у Владивостока под лед уходят десятки автомобилей. Авантюристы, несмотря на постоянные предупреждения МЧС об опасности, выезжают на лед, рискуя не только своей жизнью, но и жизнью пассажиров. Спасатели рассказали корреспонденту VL.ru о том, как избежать ЧП, что нужно делать, если ваше авто идет ко дну, а также о первой помощи, оказываемой пострадавшим при подобных случаях.

По статистике МЧС с ноября прошлого года по февраль нынешнего в Приморье зафиксировано 11 случаев утопления автомобилей. Спасти удалось 63 человека, однако для девятерых зимняя рыбалка стоила жизни. При этом количество летальных исходов в этом году снизилось: так, за аналогичный период годом ранее зафиксировано 19 ледовых ЧП, в которых погибло 18 человек и только шестеро были спасены. Однако проблема остается актуальной, ведь ежедневно на замерзшие водоемы Приморья выходят тысячи рыбаков.

«Необходимо знать и учитывать, что толщина льда не везде одинакова, — напоминают сотрудники Главного управления МЧС России по Приморскому краю. — Тонкий лед образуется у берегов, в районе перекатов и стремнин, в местах слияния рек или их впадения в море, на изгибах, излучинах, около вмерзших предметов, подземных источников, в местах слива теплых вод и канализационных стоков. Структура льда морских акваторий особенно переменчива, поскольку на неё оказывают воздействие течения, ветер, приливы и отливы».

Самый надежный способ защитить себя от ЧП на льду — не выезжать на автотранспорте на ледовое поле. Однако, если все же возникла необходимость, перед поездкой максимально сильно облегчите автомобиль, выложив все лишнее. Полотенце, сухая одежда, документы в герметичной упаковке, спички и жидкость для розжига огня, молоток — это минимальный набор, который должен быть под рукой у каждого, кто пренебрег запретом на поездку по льду.

Опытные рыбаки советуют при движении по льду не разгоняться и ехать по проверенным местам, где ранее уже проезжал автомобиль. Не лишним будет держать дверь автомобиля приоткрытой, так в случае ЧП будет проще выбраться из тонущего транспорта. Если дверь заклинило, нужно выбить стекло и выбраться наружу. Стоит помнить: за любое промедление можно расплатиться жизнью, ведь течение будет постепенно уносить автомобиль от спасительной полыньи. По возможности следует включить габаритные огни для упрощения обнаружения транспорта.

Если вы не успели покинуть автомобиль и он погрузился под воду, не открывайте двери, так как тут же вода хлынет внутрь и машина начнет резко погружаться. С закрытыми окнами и дверьми воздух в салоне автомобиля держится несколько минут. За это время нужно оценить обстановку, активно провентилировать легкие глубокими вдохами и выдохами, избавиться от лишней одежды. Выбраться из машины можно через дверь или окно. Выбирайтесь наружу, когда машина наполнится водой наполовину, так как если резко распахнуть дверь и попытаться тут же выбраться, вам будет мешать поток воды, идущий в салон.

Если пострадавшему не удалось самостоятельно выбраться из тонущей машины, помощь могут оказать только профессиональные спасатели. Для этого очевидцам происшествия необходимо вызвать МЧС и скорую помощь. Помогать самостоятельно — опасно. У тех же, кто сумел высвободить себя из автомобиля, шансов на спасение больше. Оказавшимся в воде следует придерживаться общих рекомендаций. В первую очередь специалисты советуют пострадавшим сохранять спокойствие, не нырять и не мочить голову.

«Необходимо держаться за край льда и звать на помощь, — комментируют спасатели. — Прежде всего, не делайте резких движений, стабилизируйте дыхание. Чтобы не погрузиться в воду с головой, широко раскиньте руки и попытайтесь зацепиться за кромку льда. Попробуйте перебраться к тому краю полыньи, где течение не унесет вас под лед. Затем необходимо осторожно и не обламывая кромку льда, без резких движений, наползая грудью, лечь на край льда, забросить на него одну, а затем и другую ногу. Если лед выдержал — медленно откатиться от кромки. Двигаться следует в том направлении, откуда вы пришли: там лед уже проверен на прочность».

В случае, если пострадавший оказался в воде, помощь ему могут оказать и очевидцы. Кроме вызова службы спасения и скорой, специалисты советуют придерживаться следующего алгоритма.

В первую очередь необходимо вооружиться любой длинной палкой, доской, шестом или веревкой, например, можно связать воедино шарфы, ремни или одежду. Затем следует сообщить пострадавшему, что вы идете на помощь, это придаст ему сил и уверенности. Чтобы вытащить тонущего, подползайте к полынье очень осторожно, широко раскинув руки. В случае, если помощь оказывают несколько человек, необходимо лечь на лед и двигаться друг за другом.

Подложите под себя лыжи, фанеру или доску, чтобы увеличить площадь опоры. На расстоянии трех-четырех метров протяните пострадавшему шест, доску или любое другое подручное средство. Помните о том, что подавать руку тонущему небезопасно, так как, приближаясь к полынье, вы увеличите нагрузку на лед и не только не сможете помочь, но и сами рискуете оказаться в воде.

Осторожно вытащите пострадавшего на лед и вместе с ним ползком выбирайтесь из опасной зоны, затем доставьте пострадавшего в теплое место и окажите первую помощь: снимите и выжмите всю одежду, по возможности переоденьте в сухое и укутайте полиэтиленом (возникнет эффект парника). Наконец, передайте пострадавшего спасателям или скорой помощи.

Придерживаясь этих советов и рекомендаций, вы можете максимально обезопасить себя от возникновения ЧП на льду, а также оказать первую помощь и спасти человека, попавшего в беду.

 

Полная версия сайта