Новости Владивосток

Оформляем ДТП быстрее – европротокол вместо ГИБДД

С наступлением зимы количество ДТП резко возрастает. Связано это и с халатностью коммунальных служб, не почистивших дороги вовремя, и с безответственностью некоторых водителей, которые вплоть до сильных морозов не «переобувают» авто в резину по сезону.

Автовладельцы зачастую теряют долгие часы на ожидание сотрудников ГИБДД, чтобы оформить происшествие. Этим они усложняют жизнь и самим себе, и другим участникам дорожного движения.

Существенно сократить время оформления ДТП может так называемый европейский протокол, возможность оформить все документы самостоятельно, без привлечения официальных структур. В дальнейшем грамотно составленный европротокол дает такую же возможность на получение страховых выплат, как и происшествие, оформленное сотрудниками ГИБДД.

В России процедура оформления ДТП по европротоколу действует с 2009 года, однако до недавнего времени не использовалась особенно активно. Ситуация начала меняться последние пару лет. В 2014 году по общероссийской статистике количество обращений по европротоколу составляло около 95 тысяч, в 2015 году эта цифра выросла в два раза и достигла 191 тысячи обращений. Как сообщили в пресс-службе «Российского союза автостраховщиков», за истекший год число участников аварий, воспользовавшихся европротоколом, существенно увеличилось. Доля водителей, обратившихся с заявлением о выплате в рамках прямого возмещения убытков при оформлении ДТП по европротоколу, в России растет – по итогам второй половины 2016 года доля составила около 30%. В 2015 году доля была на уровне 18%.

Доля автомобилистов, которые оформили ДТП по европротоколу, в Приморском крае по итогам второй половины 2016 года составила 60%, в 2015 году она была на уровне 56% – сообщают в РСА.

Что такое европротокол?

Стоит отметить, что европротокол – термин неофициальный, и означает он не бланк, а непосредственно процедуру оформления ДТП без участия уполномоченных лиц. Также в этом случае используют термин «упрощенка» или «упрощенное оформление ДТП». Понятия равнозначны. Специального бланка оформления ДТП по европротоколу в России не существует, поэтому заполняется стандартная бумага, которую обычно выдают каждому застраховавшемуся автовладельцу вместе с полисом ОСАГО. В случае если бланк к полису не приложен, получить его можно в офисе своей страховой компании абсолютно бесплатно.

Кто может воспользоваться европротоколом?

Процедура оформления ДТП по европротоколу возможна при соблюдении ряда условий:

- Участникам ДТП, пассажирам транспортных средств, сторонним лицам не причинено физического вреда. Повреждения средней степени тяжести или серьезнее, требующие вызова на место аварии медиков, исключают возможность оформления происшествия по европротоколу. То же касается и повреждений любого другого имущества, кроме участвующих в ДТП транспортных средств.

- Оформить ДТП по европротоколу можно лишь в том случае, если в аварии участвуют два транспортных средств. Процедура не применяется для большего количества участников, а также при столкновении одного транспортного средства с элементом ландшафта. То есть автомобиль, наехавший на бордюр и в результате перевернувшийся, под действие европротокола не попадает.

- Необходимо, чтобы ответственность каждого из водителей была застрахована по договору ОСАГО либо иностранному договору страхования «Зеленая карта». С документами, оформленными в рамках европротокола, можно обратиться в страховую компанию и за получением страховых выплат по полисам добровольного страхования (ДСАГО, КАСКО). Условия и размер выплаты здесь будут те же, что и для выплаты по полису ОСАГО на условиях европротокола.

- Сумма ущерба, причиненная пострадавшему транспортному средству, не превышает 50 тысяч рублей. В случае сомнений лучше обойтись «традиционным» методом – вызвать ГИБДД или специалистов.

- Участники ДТП полностью согласны с обстоятельствами происшествия, не имеют никаких споров и разногласий.

Если не соблюдено хотя бы одно из этих условий, необходимо вызвать сотрудников ГИБДД для оформления происшествия.

Действия участников ДТП для оформления европротокола

В первую очередь, согласно Правилам дорожного движения, попав в аварию, необходимо остановить транспортное средство, убедиться, что нет пострадавших, и выставить знак аварийной остановки. При наличии пострадавших непременно нужно вызвать бригаду медиков и оказать раненым первую медицинскую помощь.

Картина ДТП должна быть максимально ясной, произошедшее не должно вызывать споров и разногласий. Для этого никакие предметы, включая осколки деталей автомобилей, нельзя убирать до оформления ДТП. Лучше всего зафиксировать место происшествия на фото и видео. Это же относится к записям видеорегистраторов – стоит позаботиться о том, чтобы они внезапно не пропали. Фотографировать ДТП нужно в нескольких ракурсах: общий план места происшествия, чтобы можно было установить тип и место нахождения транспортного средства, тормозной след, любые разбитые детали (осколки световых приборов, куски бамперов, брызговиков и прочих кузовных элементов), оба транспортных средства, участвующих в ДТП, крупным планом вместе с регистрационными знаками, поврежденные детали транспортных средств.

Нужно убедиться, что ваша «картина мира» совпадает с видением происшествия другого участника аварии – нет споров, разногласий, виновник ДТП признает свою вину. Если виновник происшествия проявляет неадекватность или есть сомнения в его трезвости, лучше вызвать сотрудников ГИБДД. Если все в порядке, то можно приступать к оформлению извещения о ДТП.

Заполнение извещения о ДТП

Бланк извещения о ДТП состоит из двух частей: лицевая часть и оборотная сторона. Лицевая часть содержит графы о характере ДТП, данные о владельцах транспортных средств и лицах, осуществлявших управление в момент происшествия.

У лицевой части бланка должна быть самокопирующаяся сторона желтого цвета. Поэтому заполнение бланка рекомендуется делать шариковой ручкой и писать четко и понятно, чтобы все данные отпечатались на другом листе. Лучше всего заполнять извещение печатными буквами.

В случае оформления ДТП по европротоколу водители обоих транспортных средств заполняют только один бланк, и его принадлежность к правому или виноватому в происшествии значения не имеет. Для участников ДТП предусмотрены колонки «А» и «В». Заполнять можно любую.

Заполнение начинается с внесения данных о транспортном средстве. Затем указываются место, дата, время ДТП, сведения об участниках ДТП, свидетелях, страховых компаниях – это первые 12 пунктов извещения. Затем, в 13 пункте, нужно стрелкой указать место первоначального удара. В пункте 14 описываются характер и перечень видимых поврежденных деталей и элементов.

К описанию повреждений следует подходить максимально тщательно: описывать точную локализацию, размер и характер (вмятина, царапина, трещина, разрыв). Не пытайтесь сходу определить скрытые повреждения – их позже выявит эксперт. Особое внимание нужно обратить на то, чтобы «оппонент» не вписал лишнего – не внес в извещение информацию о повреждениях, не относящихся к данному ДТП.

Пункт 16 об обстоятельствах ДТП включает в себя все маневры, предшествующие столкновению, включая остановку транспортного средства на запрещающий сигнал светофора, изменение полосы при перестроении, обгон, движение задним ходом и так далее. Писать здесь ничего не надо, только проставить «галочки» в клетках. В конце пункта и у водителя «А», и у водителя «В» есть увеличенные клеточки – в них цифрой нужно вписать количество отмеченных пунктов. Если какого-то из обстоятельств нет в списке, его нужно дописать в пункте 15 «Замечания».

Пункт 17 – «творческий». Здесь нужно изобразить схему ДТП с контурами проезжей части, названием улиц, нумерацией домов (если есть), направлением движения, дорожной разметкой, знаками дорожного движения, светофорами и прочими данными, имеющими отношение к ДТП.

Заполнив все 17 пунктов, участникам ДТП стоит ознакомиться с версией друг друга, а затем поставить подписи в соответствующих графах. Каждый водитель должен подписать оба листа извещения о ДТП с лицевой стороны – и основной бланк, и самокопирующуюся часть. После этого листы бланка разделяются.

Оборотную сторону документа каждый водитель заполняет самостоятельно. Здесь содержатся поля и графы, в которых указываются дополнительные сведения о происшествии и транспортных средствах. Если на оборотной стороне не хватает места, обстоятельства можно дописать на любом чистом листе, пометив его как «Приложение». В этом случае на основном бланке должно быть указано, что есть приложение. Дополнительный лист также заверяется подписями обеих сторон.

Если бланк был по какой-либо причине испорчен, поврежден или порван, то извещение нужно оформить на другом бланке, без повреждений.

Отказ одного из водителей подписать документ означает автоматическую невозможность оформить ДТП по европротоколу. В этом случае нужно вызывать сотрудников ГИБДД.

Обращение в страховую компанию

Заполнив извещение, водители могут покидать место ДТП и отправляться в свою страховую компанию. Если вы имеете право на страховую выплату, то вместе с заполненным бланком нужно передать страховщикам заявление о возмещении ущерба. У каждой страховой компании в регионе есть один или несколько центров по урегулированию убытков. Обращаться нужно туда.

Если оснований для страховой выплаты нет (нет повреждений или застрахованное лицо виновно в ДТП), то заявления писать не нужно. Документы необходимо передать в страховую компанию в течение пяти рабочих дней.

К ремонту транспортного средства, к сожалению, нельзя приступать в течение 15 дней с момента ДТП – в течение этого времени страховые комиссары могут потребовать предъявить технику к осмотру. Если ремонт необходимо провести раньше, то нужно обратиться в страховую компанию с заявлением. После осмотра транспортного средства страховая компания обязана в письменном виде предоставить согласие на ремонт. Сделать это нужно обязательно, поскольку в противном случае страховая компания может предъявить регрессное требование после осуществления выплаты потерпевшему.

Алена Степанова

Оформление ДТП по европротоколу - очень простая задача — newsvl.ru Главное - правильно заполнить извещение о ДТП — newsvl.ru Лицевая часть состоит из бланка и самокопирующейся стороны — newsvl.ru Участники ДТП должны заполнить все необходимые графы и нарисовать схему — newsvl.ru Обстоятельства ДТП важно описать максимально точно — newsvl.ru Оборотную сторону бланка заполняет каждый участник ДТП — newsvl.ru
Оформление ДТП по европротоколу - очень простая задача — newsvl.ru Главное - правильно заполнить извещение о ДТП — newsvl.ru Лицевая часть состоит из бланка и самокопирующейся стороны — newsvl.ru Участники ДТП должны заполнить все необходимые графы и нарисовать схему — newsvl.ru Обстоятельства ДТП важно описать максимально точно — newsvl.ru Оборотную сторону бланка заполняет каждый участник ДТП — newsvl.ru
Полная версия сайта