Новости Владивосток

«Мы будем приглашать высококлассных музыкантов во Владивосток» — главный дирижер приморской Мариинки Павел Смелков (ИНТЕРВЬЮ)

Чуть меньше года назад главным дирижером Приморской сцены Мариинского театра стал Павел Смелков, 15 лет работавший на основной сцене театра в Санкт-Петербурге. Перед Новым годом Павел Александрович рассказал корреспонденту VL.ru о работе с приморскими музыкантами, любимых постановках и новинках репертуара.

Кстати, буквально накануне разговора оркестр театра под руководством Павла Смелкова – в самый пик буйства стихии, 22 декабря, – отправился на давно запланированные концерты в Уссурийске. И оба выступления прошли с аншлагом и полным успехом, никакая погода не помешала.

- Заканчивается год, Павел Александрович. Какие бы главные события в жизни Приморской сцены Мариинского театра вы бы выделили?

- Ну самое главное – это то, что появилась Приморская сцена Мариинского театра как таковая. И то взаимодействие, которое есть сейчас между Санкт-Петербургом и Владивостоком, тоже нельзя не отметить. Плодами этой работы стало огромное количество артистов из Северной столицы, которые к нам приезжают, в том числе мировые звезды, которые выступили во Владивостоке – всего за один год…

Вообще очень трудно назвать какие-то отдельные события, потому что у нас постоянно что-то новое, что-то происходит – и оперные певцы приезжают, и балетные примы, и великолепные инструменталисты, лауреаты престижных конкурсов…

- Что для вас как для музыканта, дирижера было самым интересным?

- Планомерная работа на протяжении всех этих 12 месяцев – с оркестром, оперной труппой; работа, которая дала уже плоды – стиль нашей игры, наши программы стали в чем-то более академичными, на мой взгляд, и рост коллектива в целом очевиден. И это самое для меня важное. Да, солисты, которые приезжают, новые постановки – все это важно, но главное для театра – база: оркестр, хор, оперная и балетная труппа, которые мы получили хотя и в уже состоявшемся виде, но за этот год, я считаю, нам удалось много поработать над качеством исполнения.

Когда я ехал во Владивосток, у меня была основная задача – сделать так, чтобы театр, который на тот момент переживал трудные времена, сохранился и смог нормально и плодотворно работать. Это удалось выполнить.

Я считаю большим достижением исполнение всех концертных произведений Бетховена с оркестром (к нам приезжали замечательные солисты); оперные премьеры, которые у нас состоялись (кстати, во Владивостоке впервые я продирижировал оперу Пуччини «Тоска» – к приезду Марии Гулегиной освоил этот репертуар), в том числе три премьеры опер моего любимого композитора – Моцарта (сначала это был зингшпиль «Бастьен и Бастьенна» на малой сцене, потом – «Волшебная флейта» на большой сцене, и вот в декабре мы представили концертное исполнение «Дон Жуана» с Альбиной Шагимуратовой). Вот эти события для меня очень памятны.

- Еще во время создания в нашем городе театра оперы и балета скептики не раз указывали на кадровые проблемы – с музыкантами, с вокалистами – как на одни из главных, с которыми будет справляться будущий театр. Вам пришлось столкнуться с такой проблемой или к вашему приезду она уже была решена?

- Когда я приехал, в театре существовали абсолютно полноценные, полностью функционирующие оркестр, оперная и балетная труппы. Но в связи с теми задачами по расширению репертуара, которые нам поставлены, с увеличением количества премьер, концертов, конечно, мы привлекаем исполнителей все новых и новых – в основном за счет приезжих. Этот процесс будет продолжаться, потому что мы будем продолжать искать и приглашать высококлассных музыкантов во Владивосток.

- В этом смысле вы думаете о сотрудничестве с институтом искусств – о пестовании, выращивании кадров для театра еще со студенческой скамьи?

- Думаю, мы должны будем наладить такое взаимодействие, театр не может существовать в отрыве от той почвы, на которой стоит. У нас уже сегодня работает много ребят из музыкального училища, института искусств…

- Вы проработали в Мариинском театре 15 лет… Предложение возглавить Приморскую сцену – с точки зрения карьеры музыканта – это рост?

- Знаете, я за все 15 лет работы ни разу не задумывался над понятием «карьера». Потому что люди, которые делают карьеру, ищут себе агентов на Западе, вынуждены мотаться по всему миру, а меня прежде всего интересует собственно исполнительство, то, как и что звучит. Безусловно, находясь во Владивостоке, я также не думаю о карьере, меня интересует, как играют и поют музыканты Приморской сцены. Слово «карьера» – оно из 90-х, сейчас нужно о другом думать.

- Как определяется репертуар Приморской сцены Мариинского театра?

- Безусловно, поскольку репертуарную стратегию для всего Мариинского театра определяет Валерий Абисалович Гергиев, то и постановки, которые будут показываться на Приморской сцене, приходят от него. Это ведь и декорационный ресурс Мариинского театра задействует, и зависит от списка мировых звезд, которых он хотел бы показать приморскому зрителю.

Мы – четвертая сцена Мариинского театра, Валерий Абисалович всегда подчеркивает: у нас есть один театр, второй – через мостик, третий – через дорогу, а четвертый – во Владивостоке. Поэтому весь репертуар стратегически продумывается с представителями всех четырех сцен, все взаимосвязано.

- У нас есть еще и малая сцена, к посещению которой, кажется, наша публика пока не очень привыкла...

- Сегодня на малой сцене, как я уже говорил, у нас идет замечательный спектакль «Бастьен и Бастьенна». Режиссер Дарья Пантелеева и художник Петр Окунев придумали красивую постановку, в которой есть не только музыка Моцарта, но и сам маленький Моцарт появляется на сцене. Мне особенно дорог этот спектакль, в него вложено столько души. И, конечно, мы планируем осуществлять небольшие оперные постановки на малой сцене.

Но сейчас мы сделали упор на камерную музыку – два раза в месяц проходят очень хорошие, тематически выдержанные, академические концерты на малой сцене. Формированием этих программ, цель которых в том числе – приучить публику к посещению малой сцены, занимаюсь я вместе с пианисткой Аглаей Зинченко, и мы стараемся представить там лучших музыкантов оркестра, вокалистов Приморской сцены, стараемся играть лучшую русскую, французскую, немецкую, итальянскую камерную музыку. Сейчас эти концерты стали набирать популярность, потому что это действительно очень высокий уровень.

- Два слова о том, что ждет зрителей в наступающем году, о ближайших премьерах…

- В январе мы покажем прекрасную оперу Верди «Макбет», где в заглавной партии выступит Мария Гулегина, споет леди Макбет. А в феврале публику ждет прекрасный спектакль «Игрок», поставленный некогда на сцене Мариинского театра самим Тимуром Чхеидзе. Петь два премьерных спектакля будет великолепный Владимир Галузин.

Полная версия сайта