Новости Владивосток

Впереди планеты всей: как живет балетная труппа Приморской сцены Мариинского театра (ФОТО)

50 человек из разных городов России, из Японии, Бразилии, Киргизии, США, Украины каждый день стоят у станка, даже летом ходят в чунях, шарфах и кофтах и говорят на одном языке — танца. Балетная труппа Приморской сцены Мариинского театра — самая молодая во всей России, ровно три года назад коллектив впервые представили публике. Корреспонденты VL.ru узнали, как живут и работают артисты балета во Владивостоке.

Начинали под звуки дрелей

В 2013 году во Владивостоке открылся государственный Приморский театр оперы и балета (1 января 2016 года он стал Приморской сценой Мариинского театра). Несколько месяцев продолжался отбор в балетную труппу. Первыми в состав новой труппы вошли 35 танцоров, а руководил коллективом Айдар Ахметов.

Когда артисты заезжали в театр, помещение было не доделано, и музыку постоянно перебивал звук дрелей. На ходу достраивались гримерки, в залах было прохладно. Но ровно три года назад, 29 и 30 ноября 2013-го, зрителям представили балетную труппу. Тогда еще на малой сцене, на вечерах классической хореографии

С тех времен много воды утекло. Сейчас любители балета с удовольствием ходят на «Лебединое озеро», «Щелкунчика», «Корсара», «Жар-птицу». Когда театр оперы и балета стал филиалом Мариинки, Приморская сцена получила в подарок от Мариинского театра балет «Жизель» в хореографии Жана Коралли, Жюля Перро и Мариуса Петипа.

С 2016 года главным балетмейстером нашего театра стал Эльдар Алиев. В 1979–1992 годах он был ведущим солистом Кировского театра (так в те годы называлась Мариинка), приглашенным солистом Большого театра и Австралийского балета, гастролировал по всему миру, работал с выдающимися хореографами современности. В 1992 году переехал в Индианаполис (США), где сперва был ведущим солистом труппы Ballet Internationale (Indianapolis Ballet Theater), а в скором времени стал её художественным руководителем. За 13 лет он поставил с труппой более 30 спектаклей, вывел коллектив на международный уровень. Мэр Индианаполиса даже провозгласил 21 июня Днем Эльдара Алиева. После он работал как приглашенный консультант, педагог, балетмейстер и хореограф с ведущими труппами и балетными академиями, входил в состав жюри международных конкурсов артистов балета по всему миру, читал лекции в Гарварде и Вассер-колледже. Сейчас он преподает, руководит балетной труппой театра и филиалом Академии русского балета имени Вагановой во Владивостоке.

Из кордебалета — в ведущие солисты

Наша балетная труппа — явление на самом деле уникальное. Если часть оперных и оркестрантов набрали из местных кадров, выпускников Института искусств, то профессионального балета во Владивостоке никогда не было (хотя бы потому, что ему неоткуда было взяться и негде «поселиться»). Об этом говорят все — от местных деятелей культуры до самого Николая Цискаридзе, который в сентябре 2016 года лично открыл во Владивостоке филиал Академии русского балета им. Вагановой. Конечно, можно вспомнить, что во Владивостоке работала хореографическая школа-студия под руководством Виктора Васютина, которая позже стала хореографическим училищем ДВГУ, а оно потом два года под аккомпанемент скандалов не набирало учащихся. Но самые талантливые заканчивали эти студии и уезжали на Запад — доучиваться и работать. Кстати, сейчас в спектаклях (например, в массовых сценах «Щелкунчика») иногда задействуют детей из хореографического отделения школы искусств № 6.

Поэтому набирать артистов пришлось буквально с нуля. Сейчас в балетной труппе 50 человек, включая тех, кто уже прошел отборы, получил приглашение на работу и только едет во Владивосток. Также есть пианисты, репетиторский состав, администрация. По штату же в труппе должно быть 117 человек — столько артистов необходимо для показа больших классических спектаклей. Один и тот же состав обслуживает балеты, оперы, концерты.

«Количество меняется постоянно: кто-то уходит в декрет, кто-то приходит на испытательный срок, — объясняет Эльдар Алиев. — У нас случай особый: есть сложности с отбором труппы по нескольким причинам. Во Владивостоке никогда не существовало профессиональной балетной школы, готовящей профессиональных балетных артистов. Сейчас сюда приезжают в основном те, у кого здесь корни: родители, супруги, родственники, кто здесь когда-то жил и учился. Или те, кто верит в развитие нашего театра».

Есть в труппе и пары. Например, новые солисты труппы Илья и Нашуа Мироновы, он — русский, она — наполовину египтянка. Ирина Сапожникова и американец Джозеф Филлипс начали встречаться уже здесь, во Владивостоке. А танцор из Киргизии Айбек Базарбаев сделал предложение японке Арине Нагасэ на сцене театра. После заключительного в прошлом сезоне балета «Корсар» Айбек вышел на сцену с цветами и попросил зрителей «помочь» ему сделать этот серьезный шаг.

Отборы в балетную труппу продолжаются постоянно. Владивосток — путь неближний, поэтому отбирают людей, просматривая видео, которое они присылают. Некоторых Эльдар Алиев приглашает лично. Порой отказывать приходится даже очень способным людям, поскольку некоторые позиции в труппе заняты. Или, например, потому что человек не подходит по параметрам в кордебалет — танцоры должны выглядеть единым целым, работать как единый ансамбль — пальчик к пальчику, плечо к плечу, голова к голове. Кстати, именно в кордебалет поначалу приходят молодые специалисты. Начинают с последней линии и растут настолько, насколько позволяют талант и работоспособность. Из артистов — в солисты, а оттуда — в ведущие солисты.

Через 15 лет на сцене солисты начинают получать пенсию, кордебалет — после 25 лет. Но это не означает, что они заканчивают танцевать. Выступать можно, пока тело позволяет.

Весь мировой балет во Владивостоке

Как известно, в области балета Россия — впереди планеты всей. И это не преувеличение. Русский балет действительно считается самым сильным в мире, поэтому в театры людей из-за рубежа обычно не набирают. «Мы буквально протаптываем новую дорожку, — говорит Эльдар Алиев. — Бок о бок здесь работают артисты со всего мира».

Казалось бы — так интересно, когда на сцене, например, Маша — японка, Щелкунчик — американец или украинец, а Дроссельмейер — русский. Но в этом есть свои «подводные камни».

Разница есть даже между балетными школами Москвы и Санкт-Петербурга, не говоря уже о сравнении России и других стран. Постановка рук, головы, исполнение тех или иных элементов разное. Поэтому педагоги в балетных классах работают с ребятами по 7-8 часов в день — нужно добиться, чтобы и кордебалет, и солисты делали все технически одинаково.

«Я училась в России, — рассказывает солистка балетной труппы Эрико Норитакэ, — но многие в труппе — за рубежом. Русский балет, английский, американский, бразильский, даже японский — отличаются. Мелкие нюансы рук, техники».

Эрико живет в России уже десять лет и говорит по-русски почти без акцента. В 2010 году окончила Новосибирский государственный хореографический колледж (класс заслуженного работника культуры России Г. Ведениной). «Как бы мы в Японии ни любили балет, это — искусство Запада. На Родине мне недоставало возможностей. Поэтому с радостью согласилась, когда мне предложили учиться в Новосибирске, — рассказывает она. — В России много театров, и мы всегда ищем себе место лучше. Я работала после колледжа в Москве. И мои коллеги, которые переехали во Владивосток раньше, рекомендовали мне тоже переезжать, хвалили приморский театр. К тому же здешнее руководство меня пригласило. Сейчас вот ставится "Кармен-сюита", мы учим все партии вместе. Я бы хотела станцевать табачницу».

С 2014 года Эрико живет во Владивостоке. В обычном доме на Некрасовской. Поскольку наш театр молодой, общежития для сотрудников, как в других городах, пока нет. В прошлые два года, еще во времена Приморского театра оперы и балета, организация снимала жилье иногородним работникам. В Приморском филиале Мариинского театра практика другая — театр выделяет каждому иногороднему члену труппы определенную сумму на съем квартиры. Причем по деньгам разницы нет, артист это или солист.

«С чего начинается ваш день? — спрашиваем мы у Эрико Норитакэ. — Что едите на завтрак?» Оказывается, ест она, как все обычные люди.

«Каша, творог, блинчики или бутерброды. В общем, что захочу», — улыбается наша собеседница. А еще она отмечает русские праздники, дружит с русскими ребятами-коллегами и говорит, что ей нравится близость Владивостока к Японии: «Всего раз в год летаю, но морально легко, — говорит балерина. — Мама два раза приезжала — конечно, на спектаклях была». Говорит, что хочет остаться и планирует покупать машину. И смеется, когда мы замечаем, что машина, наверняка, будет японской.

Пока что она ездит на работу на автобусе. Ровно к 11.00 — опаздывать на «класс» нельзя (в дни спектаклей артисты приходят на урок к 14.00). В большом светлом зале с деревянными полами (деревянными — чтобы не скользили), зеркалами от пола до потолка и станками все равны. Все отрабатывают позы, прыжки, делают одинаковые упражнения. Здесь у каждого есть валики, резинки и брусочки для разминки и растяжки.

Никогда не мерзнуть

Растягиваются все одинаково. Кому-то помогают резинки или валики, другие садятся в шпагат со стульев. Есть специальные кубики, которые придуманы, чтобы тренировать устойчивость на полупальцах — на них надо балансировать, но их ребята тоже приспособили для растяжки.

После «класса» — коллективные репетиции, отработка сольных партий, оркестровые прогоны (кстати, в выступлении под аккомпанемент оркестра многое зависит от дирижера, от того, какой он темп задаст). Расписание репетиций висит на доске, к нему артисты подходят каждое утро. Порой работают до позднего вечера с паузами по полчаса, чтобы попить чаю и привести себя в порядок.

В театре есть столовая, однако многие ребята часто приносят с собой еду в больших контейнерах. Едят, как все нормальные люди, — сладкое, мясное, мучное. При таких нагрузках на фигуре это не сказывается.

Если нет прогонов и спектаклей, балетные уходят с работы часов в 18–19. Но если зал свободен и есть желание, заниматься можно хоть до посинения.

В театре тепло, но балетные ходят укутавшись и зимой, и летом. На одних ребятах — плотные комбинезоны, не выпускающие тепло, на других просто теплые кофты, гетры и штаны. Абсолютно на всех надеты теплые мягкие чуни (именно в них все ходят по театру). Если мышцы «остынут», придется снова разогреваться. Иначе можно получить травму.

«С балетной одеждой во Владивостоке тяжело. В основном из Питера заказываем, — отвечает на наш вопрос премьер театра Сергей Уманец. — Да, дороговато. Чуни одни стоят 2000-2500 рублей, они нужны, чтобы ноги не мерзли. Вот в этих, видите, я полгода занимаюсь — уже порвались».

Сергей учился в Санкт-Петербурге, там же познакомился с супругой, которая родилась во Владивостоке, они гастролировали вместе. Она ему и предложила переехать. Теперь молодая семья с маленькой дочкой ездит на природу, на Шамору.

На вопрос, где нужно учиться, чтобы стать премьером театра, Сергей отвечает однозначно: в Академии русского балета имени Вагановой в Санкт-Петербурге. Проходящий мимо педагог-репетитор, смеясь, добавляет: «Не обязательно!» Уманец тверд: «Нужно!»

Интерес в росте

Катерина Флория — украинка. Она пополнила труппу Приморской сцены Мариинского театра в сентябре текущего года. «Прихожу в театр минимум за час до "класса". В зале надо быть раньше начала занятий, чтобы разогреться, подготовить тело к работе, — объясняет артистка. — Пока соберешься, приведешь себя в должный вид — я считаю, что балерина всегда и везде должна хорошо выглядеть».

В выходные, бывает, Катерина просто лежит — чтобы ноги отдохнули. А иногда гуляет с ребенком. Супруг сейчас далеко, но собирается приехать. А вот мама помогает, сидит с малышом, когда необходимо. «Я заинтересована в росте здесь. Если рост будет, то, конечно, хотелось бы остаться, — рассуждает собеседница. — Дома я была ведущей солисткой, но у меня был долгий перерыв в связи с декретным отпуском. А здесь я в должности солистки балета, то есть несколько понизила планку».

Во Владивосток она приехала из Донецка, там 12 лет работала в балетной труппе «Донбасс Оперы», два года в качестве приглашенной солистки выступала на сцене Московского театра «Корона русского балета».

«Многие спрашивают, почему я поехала во Владивосток. Во-первых, потому что театр новый, он находится на стадии развития. Красивый город, — говорит Катерина. — Плюс статус Мариинского театра не может не прельщать. Главный критерий — то, что здесь работают профессиональные люди».

Валерия Федоренко (текст), Сергей Орлов (фото)

Приморская сцена Мариинского театра (Фастовская, 20). Телефон: +7 (423) 240-60-60; +7 (423) 221-81-58; +7 (423) 221-81-55.

Набирать артистов для театра с самого начала приходилось буквально с нуля — newsvl.ru Сейчас в балетной труппе 50 человек, включая тех, кто уже прошел отборы, получил приглашение на работу и только едет во Владивосток — newsvl.ru Набирать артистов для театра с самого начала приходилось буквально с нуля — newsvl.ru Отборы в балетную труппу продолжаются постоянно. Владивосток — путь неближний, поэтому отбирают людей, просматривая видео, которое они присылают — newsvl.ru Сейчас в балетной труппе 50 человек, включая тех, кто уже прошел отборы, получил приглашение на работу и только едет во Владивосток — newsvl.ru С балетной одеждой во Владивостоке тяжело, ее в основном заказывают из Санкт-Петербурга — newsvl.ru Набирать артистов для театра с самого начала приходилось буквально с нуля — newsvl.ru Сейчас в балетной труппе 50 человек, включая тех, кто уже прошел отборы, получил приглашение на работу и только едет во Владивосток — newsvl.ru Через 15 лет на сцене солисты начинают получать пенсию, кордебалет — после 25 лет. Но это не означает, что они заканчивают танцевать — newsvl.ru По штату же в труппе должно быть 117 человек — столько артистов необходимо для показа больших классических спектаклей — newsvl.ru Балетная труппа Приморской сцены Мариинского театра — самая молодая во всей России — newsvl.ru Эльдар Алиев в 2016 году стал главным балетмейстером Приморской сцены Мариинки — newsvl.ru В 2013 году во Владивостоке открылся государственный Приморский театр оперы и балета, а 1 января 2016 года он стал Приморской сценой Мариинки — newsvl.ru
Набирать артистов для театра с самого начала приходилось буквально с нуля — newsvl.ru Сейчас в балетной труппе 50 человек, включая тех, кто уже прошел отборы, получил приглашение на работу и только едет во Владивосток — newsvl.ru Набирать артистов для театра с самого начала приходилось буквально с нуля — newsvl.ru Отборы в балетную труппу продолжаются постоянно. Владивосток — путь неближний, поэтому отбирают людей, просматривая видео, которое они присылают — newsvl.ru Сейчас в балетной труппе 50 человек, включая тех, кто уже прошел отборы, получил приглашение на работу и только едет во Владивосток — newsvl.ru С балетной одеждой во Владивостоке тяжело, ее в основном заказывают из Санкт-Петербурга — newsvl.ru Набирать артистов для театра с самого начала приходилось буквально с нуля — newsvl.ru Сейчас в балетной труппе 50 человек, включая тех, кто уже прошел отборы, получил приглашение на работу и только едет во Владивосток — newsvl.ru Через 15 лет на сцене солисты начинают получать пенсию, кордебалет — после 25 лет. Но это не означает, что они заканчивают танцевать — newsvl.ru По штату же в труппе должно быть 117 человек — столько артистов необходимо для показа больших классических спектаклей — newsvl.ru Балетная труппа Приморской сцены Мариинского театра — самая молодая во всей России — newsvl.ru Эльдар Алиев в 2016 году стал главным балетмейстером Приморской сцены Мариинки — newsvl.ru В 2013 году во Владивостоке открылся государственный Приморский театр оперы и балета, а 1 января 2016 года он стал Приморской сценой Мариинки — newsvl.ru
Полная версия сайта