Новости Владивосток

Фокус на Владивосток: критик Андрей Василенко рассказывает, как наш город представлен в кино (ФОТО)

Море, сопки, героическая история и флер портового города десятки лет вдохновляют режиссеров на съемки фильмов во Владивостоке. О кинематографическом прошлом и настоящем нашего города корреспондент VL.ru побеседовал с Андреем Василенко, кинокритиком и куратором проекта «…в семи сеансах», который стартовал 1 ноября с открытия одноименной выставки в музее имени Арсеньева.

От китайских театров до видеопрокатов

Первые фильмы, снятые во Владивостоке, рассказывает Андрей Василенко, были документальными, как и большинство картин на рубеже XIX-XX веков. Но они не сохранились. В начале 1910-х сюда поехали первые специалисты, которые организовывали кинотеатры и показывали фильмы.

— До Первой Мировой войны кино было балаганно-ярмарочным жанром, аттракционом, — продолжает наш собеседник. — У нас есть архивные кинохроники межвоенных времен, показывающие город, часть из них входит в основную экспозицию музея. Но больше мы не нашли никаких материалов.

Первые кинопоказы проходили в зданиях театров — в частности, китайских, японских, корейских — которых хватало в азиатских кварталах центра Владивостока. Но массовое строительство кинотеатров по всему городу и в разных районах края началось только после войны, особенно в 1960-х: переоборудовались залы, возводились новые. Многие из зданий построены в стиле, который позже назвали советским модернизмом.

Система цензуры предлагала зрителям довольно ограниченный диапазон фильмов, около 80% мировой кинопродукции не доходило до советской публики. В 80-е годы стали развиваться подпольные видеопрокаты и видеосалоны, повлиявшие на сообщество синефилов (причем попасться за просмотром «Эммануэль» где-нибудь на квартире было опасно: милиция даже устраивала облавы на любителей «капиталистического искусства»).

В 90-е кинотеатры теряют рентабельность и массово закрываются, превращаются в церкви и даже автосалоны. Зато система видеопрокатов цветет пышным цветом. Там, конечно, в основном была голливудская продукция развлекательного характера, но и среди нее попадались кассеты с мировой классикой — фильмами Бергмана, Годара, Антониони.

Семь фильмов

Проект получил название «…в семи сеансах». Кураторы выставки взяли семь фильмов, знаковых для региона и кинематографа. Каждый из них олицетворяет определенную эпоху — с конца 60-х до конца «нулевых».

Рассказывает Андрей Василенко, кинокритик, куратор проекта.

«Пароль не нужен» Бориса Григорьева. Это первый фильм, где появляется разведчик Максим Исаев — Макс Отто фон Штирлиц. Он поставлен по одноименной книге Юлиана Семенова. Я нашел интересную статью в журнале «Смена» за 1967 год (фильм делали к юбилею революции, и номер был посвящен Дальнему Востоку). Там описывают, как они снимали фильм во Владивостоке, как группа готовилась к съемкам, как режиссер работал в местных архивах — тогда о революционных событиях на Дальнем Востоке было мало информации, многие архивы были закрыты. Фильм, конечно же, предельно идеологизирован, но при этом создан в историко-приключенческом жанре. Это не «высокая» пропаганда, а романтизация революции, представленная как захватывающая история борьбы.

«Алька и старый капитан» Юрия Шепшелевича, снятый на базе «Дальтелефильма», – мы через эту ленту расскажем и о студии, и о местном кинопроизводстве, которое, к сожалению, закончилось в 90-х. Эта удивительная работа 1967 года показывает, что в большой советской империи не все было сосредоточено в метрополии. «Дальтелефильм» – это вообще отдельная глава выставки, над которой все еще продолжается работа.

Разумеется, в выставку включен легендарный фильм Акиры Куросавы «Дерсу Узала». Это культовая картина, обладатель множества призов, включая «Оскар» за лучший иностранный фильм. Сюжет связан с «главным героем» нашего музея, одним из самых выдающихся исследователей региона Владимиром Арсеньевым. Куросава многие годы был под впечатлением от литературного наследия Арсеньева и мечтал снять этот фильм.

Следующая картина – мой личный фаворит – фильм «Замри-умри-воскресни!» Виталия Каневского, который снимался в Партизанске (тогда он назывался Сучаном), где родился режиссер, и во Владивостоке. В 1990 году этот фильм участвовал в конкурсной программе Каннского фестиваля «Особый взгляд» и получил престижный приз «Золотая камера» за лучший дебют. Это вообще один из самых престижных призов в мире кино. Режиссер был уже взрослым, сформировавшимся человеком с трагической судьбой. По ряду причин он не мог работать в советское время, и в конце 80-х ему дали возможность сделать свою дипломную работу для ВГИКа, где он учился, но был отчислен (в том числе он несколько лет провел и в колонии). И он рассказывает историю своего детства, послевоенного тревожного времени. Эта работа в свое время поразила зарубежных и отечественных критиков. Мы нашли интересную обложку французского журнала «Кайё дю Синема», и я сейчас пытаюсь достать хотя бы ее сканы — в номере, посвященном Каннскому фестивалю, есть огромная статья об этом фильме.

90-е годы будут представлены местным фильмом «Сабс» Глеба Телешова, известного фотографа и видеохудожника. Он закончил эту ленту в 1995 году, используя старую, практически списанную пленку. Ряд ролей сыграли представители местной, так сказать, творческой интеллигенции — например, лидер группы «Листья травы» Юрий Логачев. Фильм поставлен по рассказу Керуака «Подземные». Фестивальная судьба картины была успешной: ее показали в программе «Форум нового кино» Берлинского кинофестиваля, она завоевала ряд призов, в том числе Гран-при фестиваля «Молодость» в Киеве.

«Нулевые» мы представим фильмом «Сказка про темноту» Николая Хомерики. Эта лента отражает все основные тенденции конца «нулевых» в отечественном кино. Она эмблематична, а с именем Хомерики, как и рядом других режиссеров, связано такое понятие, как «новая русская волна», были большие надежды на развитие российской независимой сцены. Этот фильм связан с кинофестивалем, о котором в выставке будет отдельная глава. Хомерики приехал во Владивосток в 2007 году, чтобы представить свой дебютный фильм «977» в программе фестиваля, был очарован городом и в следующем году вернулся специально снимать новый фильм. Его короткометражный фильм «Вдвоем» был отмечен в Каннах, и по регламенту следующий полнометражный фильм режиссера должен был обязательно быть включен в программу. И «Сказка про темноту» демонстрировалась во втором конкурсе «Особый взгляд» в Каннах, прошла по многим фестивалям.

А открывать выставку будет фильм «Владивосток!» Ф.Дж. Оссанга, известного авангардиста. В 2007 году картина была снята непосредственно во время кинофестиваля по сценарию на тот момент еще школьника Тихона Макарова. Оссанг, вдохновленный городом, вернулся через несколько недель к нам снимать еще один фильм — «Небо гаснет», который также демонстрировался на множестве фестивалей. А эта лента, в свою очередь, оказалась своего рода прологом к его следующей работе «Оружие дхармы».

Кино есть, студии нет

— Каждый фильм можно воспринимать как отправную точку, чтобы поговорить о развитии индустрии и системе кинопроката во Владивостоке, — говорит Андрей. — В СССР кинематограф мыслился как инструмент пропаганды и конструирования идеологического тела внутри страны. А уже в 90-х и «нулевых» фокус меняется: кинематограф становится самым живым видом искусства, который фиксирует «тектонические сдвиги» в социальной, экономической, политической структуре государства. В период перестройки и начала формирования новой экономической реальности именно внутри кинематографа создаются самые интересные работы. Начиная с «Асса» Сергея Соловьева, заканчивая фильмом «Замри-умри-воскресни!» Виталия Каневского.

«Подглаву» о фестивале мы сопроводим рассказом о фильмах, которые снимались здесь с начала работы «Меридианов Тихого». Например, «Седьмой аккорд» Киёси Куросавы.

Разговор о кино во Владивостоке в последние годы невозможно представить без упоминания киностудии (точнее, ее отсутствия). По сути именно отсутствие технической базы и грамотного персонала в городе с благодатной фактурой мешает развиваться кинопроизводству. Частично вопрос решает «Фильмкомиссия Владивосток», которая помогает режиссерам и съемочным группам организовывать процесс.

— В принципе, желающих снимать у нас кино хватает. Все ведь слышали, что недавно завершились съемки со звездой российского кинематографа и театра Данилой Козловским. О массовых работах мы будем говорить, но не так подробно. Как и об инициативах местных авторов. Например, у Сергея Боровкова новый фильм вышел. Режиссер снимал на севере края, в селе Красный Яр, где живут удэгейцы. Сейчас короткометражка попала в конкурсную программу Тегеранского фестиваля, — рассказывает Андрей Василенко. — Мы хотели сделать акцент на фильм «Полтора часа до объятий» Олега Канищева. О нем как раз сохранился большой архив режиссера. Но в музее недавно открылся большой проект «Тихоокеанское время», посвященный людям, которые связали жизнь с морем, их семьям. Там этой ленте уделено пристальное внимание. Сейчас главная проблема в том, что нет даже полноценного архива «Дальтелефильма», часть отснятых материалов и фильмов просто исчезла.

На выставке, посвященной кинематографическому Владивостоку, будут представлены фото со съемок, кадры, плакаты, критические материалы (партнером проекта стал журнал «Искусство кино»), документы из коллекции музея — вплоть до эскизов декораций фильма «Владивосток, год 1918» режиссера Эдуарда Гаврилова, пригласительных билетов на фильм «Дерсу Узала», писем от местных чиновников с поздравлениями Куросаве по поводу окончания съемок. И часть архива кинофестиваля «Меридианы Тихого», включая даже первые эскизы фирменного стиля, которые создавала Илона Гонсовская. Образовательная программа выставки сейчас формируется, она будет состоять из кинопоказов и лекций местных краеведов.

— Самыми любопытными для меня являются даже не материалы, связанные с фильмами, а документы, связанные с кинопрокатом в 1960-1970-х годах, — говорит Андрей Василенко. — Отчеты о строительстве новых кинотеатров — существовал ведь определенный партией план кинофикации, бумаги, связанные с работой местных деятелей, отвечающих за кинофикацию. Люди служили, по большому счету, в отделах пропаганды. Но их взгляды, размышления, дневники, посвященные кино, очень интересны.

Выставка «... в семи сеансах» будет работать в главном корпусе Приморского государственного музея им. В.К. Арсеньева (Светланская, 20) до 31 января 2017 года. Стоимость билетов: льготный — 100 и полный — 200 рублей. Время работы: ежедневно, с 10.00 до 19.00.

Валерия Федоренко (текст), Антон Балашов (фото)

Фото со съемок фильма Ф.Дж. Оссанга "Владивосток!" — newsvl.ru Андрей Василенко - кинокритик, куратор выставки "...в семи сеансах" — newsvl.ru Андрей Василенко - кинокритик, куратор выставки "...в семи сеансах" — newsvl.ru Афиши фильма Акиры Куросавы "Дерсу Узала" — newsvl.ru На выставке представлены старые фотографии городских кинотеатров — newsvl.ru Кинотеатр "Вымпел" возвели на фундаменте Казанского храма, он был единственным на Эгершельде кинотеатром. Сейчас на его месте вновь храм — newsvl.ru Массовое строительство кинотеатров во Владивостоке началось в 1960-е годы — newsvl.ru Лежащие на столе журналы "Советский экран" можно полистать и почитать — newsvl.ru  — newsvl.ru Так выглядели пригласительные билеты на "Дерсу Узала" Куросавы — newsvl.ru "Дерсу Узала" снимался во Владивостоке в 1974 году — newsvl.ru Часть экспонатов находится под стеклом — newsvl.ru В фондах музея сохранилось немало периодики, посвященной кинематографу — newsvl.ru В советские времена искусство было инструментом пропаганды, и кинотеатры действительно руководствовались такими рекомендательными списками — newsvl.ru Из книги отзывов кинотеатра — newsvl.ru В фондах музея сохранилось немало периодики, посвященной кинематографу — newsvl.ru Афиша к фильму Виталия Каневского "Замри-умри-воскресни!" — newsvl.ru  — newsvl.ru Яна Гапоненко, куратор выставочных проектов — newsvl.ru Фото со съемок фильма Каневского "Замри-умри-воскресни!" — newsvl.ru На обложках "Советского экрана" всегда были портретные фотографии актеров — newsvl.ru Директор творческого центра ДВФУ Сергей Матлин — newsvl.ru Андрей Василенко открывает выставку — newsvl.ru Фото со съемок фильма "Дерсу Узала" — newsvl.ru Фото со съемок фильма "Дерсу Узала" — newsvl.ru Афиша фильма "Дерсу Узала" — newsvl.ru Такими "инструкциями" руководствовались сотрудники кинотеатров — newsvl.ru До советского зрителя не доходила большая часть мирового кинематографа. Зато у нас были свои фильмы — newsvl.ru Каталоги кинофестиваля с 2003 года до наших дней — newsvl.ru Фирменный стиль фестиваля создала художница Илона Гонсовская — newsvl.ru Эскизы фирменного стиля фестиваля представлены в залах музея — newsvl.ru 90-е годы представлены местным фильмом «Сабс» Глеба Телешова — newsvl.ru Телешов закончил работу над фильмом "Сабс" в 1995 году. Снимал на старую, практически списанную пленку — newsvl.ru
Фото со съемок фильма Ф.Дж. Оссанга "Владивосток!" — newsvl.ru Андрей Василенко - кинокритик, куратор выставки "...в семи сеансах" — newsvl.ru Андрей Василенко - кинокритик, куратор выставки "...в семи сеансах" — newsvl.ru Афиши фильма Акиры Куросавы "Дерсу Узала" — newsvl.ru На выставке представлены старые фотографии городских кинотеатров — newsvl.ru Кинотеатр "Вымпел" возвели на фундаменте Казанского храма, он был единственным на Эгершельде кинотеатром. Сейчас на его месте вновь храм — newsvl.ru Массовое строительство кинотеатров во Владивостоке началось в 1960-е годы — newsvl.ru Лежащие на столе журналы "Советский экран" можно полистать и почитать — newsvl.ru  — newsvl.ru Так выглядели пригласительные билеты на "Дерсу Узала" Куросавы — newsvl.ru "Дерсу Узала" снимался во Владивостоке в 1974 году — newsvl.ru Часть экспонатов находится под стеклом — newsvl.ru В фондах музея сохранилось немало периодики, посвященной кинематографу — newsvl.ru В советские времена искусство было инструментом пропаганды, и кинотеатры действительно руководствовались такими рекомендательными списками — newsvl.ru Из книги отзывов кинотеатра — newsvl.ru В фондах музея сохранилось немало периодики, посвященной кинематографу — newsvl.ru Афиша к фильму Виталия Каневского "Замри-умри-воскресни!" — newsvl.ru  — newsvl.ru Яна Гапоненко, куратор выставочных проектов — newsvl.ru Фото со съемок фильма Каневского "Замри-умри-воскресни!" — newsvl.ru На обложках "Советского экрана" всегда были портретные фотографии актеров — newsvl.ru Директор творческого центра ДВФУ Сергей Матлин — newsvl.ru Андрей Василенко открывает выставку — newsvl.ru Фото со съемок фильма "Дерсу Узала" — newsvl.ru Фото со съемок фильма "Дерсу Узала" — newsvl.ru Афиша фильма "Дерсу Узала" — newsvl.ru Такими "инструкциями" руководствовались сотрудники кинотеатров — newsvl.ru До советского зрителя не доходила большая часть мирового кинематографа. Зато у нас были свои фильмы — newsvl.ru Каталоги кинофестиваля с 2003 года до наших дней — newsvl.ru Фирменный стиль фестиваля создала художница Илона Гонсовская — newsvl.ru Эскизы фирменного стиля фестиваля представлены в залах музея — newsvl.ru 90-е годы представлены местным фильмом «Сабс» Глеба Телешова — newsvl.ru Телешов закончил работу над фильмом "Сабс" в 1995 году. Снимал на старую, практически списанную пленку — newsvl.ru

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта