Новости Владивосток

Риск на риске: участники конгресса рыбаков во Владивостоке обсудили условия перевозки, продажи и кредитования

О ценообразовании, строительстве флота, проектах, рисках и кредитах говорили участники отрасли на круглом столе «Механизм реализации инвестиционных обязательств в судостроении и рыбопереработке». Он прошел в пятницу, 30 сентября, во время XI Международного конгресса рыбаков.

В России в среднем достигнут средний уровень потребления рыбы, он составляет чуть меньше 25 кило на человека в год. Но лишь около семи килограмм из этого количества, то есть меньше трети, составляет доля нашей, дальневосточной рыбки. Это происходит в том числе из-за проблем в ее транспортировке. Из района промысла рыба идет в порты, там ее перегружают в холодильники. И потом перевозят в районы потребления. Проблемы разного характера могут возникнуть на любом этапе.

Как перевозить рыбу

«У нас 84 транспортных рефрижератора на 340 тысяч тонн в целом. В год каждое судно делает по пять-десять рейсов. Это плюс пять-десять рублей на кило продукции, - делится расчетами член совета директоров Владивостокского морского рыбного порта Денис Сарана. - По данным компании, строительство среднего транспорта будет стоить около 20 млн долларов. Мы не в Норвегии, у нас нет кредитов на 15 лет под 3,5% годовых. Сроки кредитования у нас 10 лет, 6% годовых. Наши компании перекупают из Европы или у коллег бывшие в употреблении суда. Сперва надо обновлять рыболовный флот, потом транспортные рефрижераторы».

Летом, по озвученным данным, из портов потребителям уезжает меньше рыбы. Рыбаки предпочитают хранить улов в прибрежных холодильниках. «Либо надо увеличивать мощности, либо создавать недорогие холодильники со стоимостью в 1 рубль на килограмм хранения, - считает Денис Сарана. - 100 млн рублей будет стоить строительство холодильника на 10 тысяч тонн, построить его можно за 4-6 месяцев. Окупаемость проекта составит 3-5 лет».

Принято считать, что проблема с наземной перевозкой рыбы — только в РЖД, сроках и тарифах монополиста. Но объективно железная дорога сейчас, объясняет Сарана, остается самым эффективным способом доставки. «Летом везти рыбу в 1,5 раза дороже, чем зимой, - говорит он. - Зимой мы используем вагоны-термосы. Перевозка стоит восемь рублей за кило. Летом же нужны вагоны-секции. Конкуренцию железной дороге составляют альтернативные пути. Но, допустим, Северный морской путь не панацея — там нестабильная ледовая обстановка, могут возникнуть проблемы с ледовой проводкой, с обратной загрузкой. Самый интересный вариант для нас сейчас — автотранспорт. 11-15 рублей на килограмм продукции — и фура доезжает до Москвы. В год необходимо 3-5 миллиардов рублей на пополнение парка и ремонт рефконтейнеров, модернизацию флота, строительство холодильников. Скорее всего, все эти затраты войдут в цену продукции для конечного покупателя, по расчетам на каждого потребителя в год придется 40 рублей».

Модератор дискуссии, замруководителя Федерального агентства по рыболовству Василий Соколов замечает, что Владивосток — бутылочное горлышко, которое рыба проходит с трудом. В центральную Россию с Дальнего Востока продукцию везут с нарушениями, качество откровенно хромает. «Зимой везут в неспециализированный составах, результат за 15 дней дороги может быть любым. Рефрижераторные составы часто не обеспечивают должную температуру. Приходится домораживать, - говорит Василий Соколов. - Я вообще не понимаю, как эта доморозка в холодильниках проходит. Если в дальней части холодильника еще можно обеспечить температуру, то около входа вообще висят сосульки, страшно покупателям показывать такой товар».

Василий Соколов также вспомнил про вечные владивостокские пробки, через которые вывезти рыбу — настоящая проблема. И в шутку или всерьез предложил: может, настало время для администрации сделать город прогулочной зоной, а все производственные, портовые мощности перенести за территорию?

Денис Сарана же отмечает, что выручка компании от логистики составляет около миллиарда рублей в год. Чтобы строить новые порты, причалы, дороги, нужно куда больше средств. И парирует: суда-рефрижераторы привозят рыбу с температурой в теле -10 градусов. Экипаж говорит, что такую загрузили, а по дороге подобное судно доморозить продукцию не имеет возможности. Ее приходится перегружать на берегу в холодильники и домораживать до -18 градусов, выше нельзя по требованиями Россельхознадзора. «Рыба летом стоит, ее не берут. Транспортники в попытке получить последнюю копейку используют обычные сухие контейнеры для перевозки. Летом таких нарушителей ловили не раз, - рассказывает представитель ВМРП. - Перегрузка производится не в портах, а в тупиках. Если запретить погрузку таких грузов в неспециализированных местах, можно еще чего-то добиться».

Исполнительный директор приморского регионального отделения «Опоры России» Евгений Шкарупа говорит о затратах рыбаков, связанных со страхованием. Так, по пункту 2 ст. 60 Кодекса торгового мореплавания владелец компании обязан страховать зарплаты и другие суммы, причитающиеся членам экипажа, а также жизнь и здоровье экипажа. А кроме того, судовладелец обязан страховать ответственность перед третьими лицами. Надзорные органы, говорит Шкарупа, не признают страховку ответственности как страховку от несчастного случая, хотя по сути второе входит в первое. «Страховка является формой дополнительного налога, который платится в компанию. Защиты судовладельцы, тем не менее, не получают, - утверждает спикер. - Бункерные и танкерные конвенции обязывают также страховать суда от разлива нефти. А надзорные органы просто проверяют наличие полиса. Так что страховщики выдают просто бумажки, ничем не обеспеченные, и при разливе нефти никто расходы на штрафы не компенсирует. А это в некоторых случаях миллионы долларов!»

Как кредитовать рыбаков

О модернизации переработки и хранения, строительстве и покупке нового флота можно говорить долго, но последнее слово все равно скажет банк, который выдаст или не выдаст кредит. Участвующие в круглом столе представители банков признаются: ставка кредитования для разных компаний различна, зависит она от рисков, которые несут финансовые организации, в первую очередь. При этом для рыбохозяйственной отрасли у каждого банка есть пакеты предложений.

Начальник управления по работе с клиентами департамента среднего бизнеса Россельхозбанка Павел Коротков рассказывает, что в 2016 году объем финансирования рыбохозяйственной отрасли снизился. «Это скорее положительное отражение финансовой ситуации в отрасли, - продолжает он. - Затраты, связанные с путиной, финансируются за счет собственных средств. Текущую ситуацию в отрасли всегда характеризовала низкая инвестиционная активность».

Самым узким местом в работе с отраслью является залоговая база, отмечает Павел Коротков: «Активы изношены, у них низкие стоимость и ликвидность. Мы готовы рассматривать возводимые объекты как залоговую базу. Но проблема в том, что объект должен обладать потенциалом будущей доходности. Судно же не всегда можно продать, разве что по цене металлолома». Правда, оговаривается он, банк всегда смотрит на ситуацию с точки зрения самого негативного прогноза.

Заместитель главы Росрыболовства Василий Соколов, в свою очередь, заметил, что «с таким подходом в банк не будут идти рыбаки. Откуда иностранный капитал в отрасли? Пошли участники рынка в иностранные банки, попали под влияние иностранных инвесторов, - жестко парировал он. - Может, подумать над программными продуктами, которые и рыбаков устроят, и верфи. Зря говорите, что судно неинтересно. Если хорошее судно будет построено, его купят. А как у вас в Мурманске было — построено несколько хороших судов, которые потом заржавели, их не продали. Не знаю, как банк потом списал убытки».

Зампредседателя Дальневосточного банка Сбербанка России Марина Перебейнус наибольшей проблемой называет изношенность рыболовного флота. Ведь под залог судов часто выдаются кредиты. «Это больше, чем процентная ставка, мешает финансированию ряда проектов. Пакет обеспечения у компаний старше 28 лет. Не у всех банков пакет позволяет обеспечивать такие высокие риски», - говорит она. И добавляет, что пункт в законе по предоставлению банковской гарантии министерством настораживает кредиторов: «Исходя из того, как структурирован инструмент, ни один банк гарантию не даст. Банк работает с рисками. Судно по договору должно быть построено за три года, у него есть срок окупаемости. А гарантия предоставляется на семь и более лет. Какие риски несет при этом министерство, непонятно. Есть перерабатывающая и добывающая компания, она должна предоставить гарантию, где четко указано, что отклонение от сроков постройки судна критично. А это — зона ответственности верфи. Если мы говорим, что банк должен делать экспертизу, то мы должны проверить, сможет ли верфь выполнить заказы в срок. Может случиться так, что на верфи в приоритете могут быть поставлены проекты Минобороны, и сроки сорвутся».

Частные банки также готовы кредитовать рыбаков. При этом у них есть доступ к иностранным фондам. Директор отдела по работе с крупными корпоративными клиентами Альфа-банка Сергей Андреев говорит, что за время работы рыбодобывающим компаниям выдано более 265 миллионов долларов.

Как продавать рыбу

600 тысяч тонн рыбы Дальнего Востока проходит через холодильники Владивостока. 1 900 тысяч тонн хранится у нас. 77% экспорта также походит через владивостокские порты. О модернизации структуры хранения, переработки и продажи говорит председатель совета директоров ЗАО «Славтранс-Сервис» Андрей Голландцев. «Мы считаем, что Дальневосточный бассейн должен существовать как единый комплекс, - считает он. - На Сахалине идет добыча, переработка лосося, на Курилах ловят минтай, Камчатка — это судоремонт, палтус, камбала. Приморский хаб — наука, марикультура, ремонт и судостроение. В Приморье должен построиться оптово-распределительный центр, который будет включать элементы переработки, промышленный парк, Инновационный парк, туристические и социальные объекты, рыбный рынок должны появиться на острове Русском. Специфика региона не соотносит этот центр с одним местом. Так, наибольший объем перевалки, переработки, распределительный комплекс смещается на станцию Угольная. Проект на 3 миллиарда инвестиций пока не привязан ни к какой компании, но мы надеемся, что якорным предприятием станет ВМРП. Земельный участок под проект пока принадлежит Минобороны. Через аукционы на мысе Назимова можно пропустить икру, крабы, лососевые. Реализация этого проекта позволит нам на 10% снизить цены в розницу за счет снижения на пять рублей перевалки в порту. Цена на складе в Москве должна тоже на 10 рублей снизиться за счет модернизации комплекса в столице».

Директор по взаимодействию с органами власти X5 Retail Group Станислав Наумов рассказал, что доля рыбы в магазинах (а компания владеет супермаркетами сети «Пятерочка» и «Перекресток», 35 огромными оптовыми распределительными центрами по стране) сегодня далека от идеала, менее 1% от розницы. «Мы сегодня закупаем рыбы на 20 миллиардов рублей ежегодно, и считаем, что дальневосточная продукция имеет большой потенциал, - говорит Станислав Наумов. - Сами забирать рыбу мы не в состоянии. Целесообразно рассматривать строящиеся на территории Сибири и Дальнего Востока распределительные центры и торговые сети как часть одной цепочки».

По словам спикера, в компании уже подготовлен целый проект по продвижению рыбы на столы россиян. В частности, на территории магазинов будут проходить дегустации, на экранах покажут видеоролики: что из рыбы можно сделать. «Надо заниматься просвещением. Особенно если речь идет о новинках», - говорит Наумов, подчеркивая, что, в отличие от той же Норвегии, наше государство в рекламу рыбы не вкладывается.

Валерия Федоренко (текст), Антон Балашов (фото).

Модерировали дискуссию заместитель главы Росрыболовства Василий Соколов и президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев — newsvl.ru В дискуссии приняли участие представители банковского сектора, судостроители и сами рыбаки — newsvl.ru В дискуссии приняли участие представители банковского сектора, судостроители и сами рыбаки — newsvl.ru Рыбный форум продлился два дня, за это время участники обсудили самый широкий спектр вопросов, связанных с добычей, переработкой, кредитованием, судостроением, модернизацией, ремонтом портовой инфраструктуры, доставкой товара — newsvl.ru Круглый стол длился три с половиной часа с кратким перерывом на кофе — newsvl.ru Председатель совета директоров ЗАО «Русская пелагическая исследовательская компания» Олег Братухин — newsvl.ru Председатель "Опоры России" Евгений Шкарупа — newsvl.ru Круглый стол по инвестиционным обязательствам заставил задуматься всех участников рынка — newsvl.ru Член совета директоров Владивостокского морского рыбного порта Денис Сарана — newsvl.ru Президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев — newsvl.ru Вице-губернатор Сергей Сидоренко и замруководителя Росрыболовства Василий Соколов — newsvl.ru Круглые столы Международного конгресса рыбаков прошли в Морском зале — newsvl.ru С первого дня участников поубавилось — newsvl.ru Член совета директоров Владивостокского морского рыбного порта Денис Сарана — newsvl.ru Замруководителя Росрыболовства Василий Соколов — newsvl.ru Международный конгресс рыбаков прошел во Владивостоке 29-30 сентября — newsvl.ru
Модерировали дискуссию заместитель главы Росрыболовства Василий Соколов и президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев — newsvl.ru В дискуссии приняли участие представители банковского сектора, судостроители и сами рыбаки — newsvl.ru В дискуссии приняли участие представители банковского сектора, судостроители и сами рыбаки — newsvl.ru Рыбный форум продлился два дня, за это время участники обсудили самый широкий спектр вопросов, связанных с добычей, переработкой, кредитованием, судостроением, модернизацией, ремонтом портовой инфраструктуры, доставкой товара — newsvl.ru Круглый стол длился три с половиной часа с кратким перерывом на кофе — newsvl.ru Председатель совета директоров ЗАО «Русская пелагическая исследовательская компания» Олег Братухин — newsvl.ru Председатель "Опоры России" Евгений Шкарупа — newsvl.ru Круглый стол по инвестиционным обязательствам заставил задуматься всех участников рынка — newsvl.ru Член совета директоров Владивостокского морского рыбного порта Денис Сарана — newsvl.ru Президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев — newsvl.ru Вице-губернатор Сергей Сидоренко и замруководителя Росрыболовства Василий Соколов — newsvl.ru Круглые столы Международного конгресса рыбаков прошли в Морском зале — newsvl.ru С первого дня участников поубавилось — newsvl.ru Член совета директоров Владивостокского морского рыбного порта Денис Сарана — newsvl.ru Замруководителя Росрыболовства Василий Соколов — newsvl.ru Международный конгресс рыбаков прошел во Владивостоке 29-30 сентября — newsvl.ru

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта