Новости Владивосток

От «Алеута» до «Принцесс»: сотни горожан и туристов каждый день становятся гостями Морского вокзала Владивостока (ФОТО; ВИДЕО)

Еще 150 лет назад матросы прорубали здесь просеку до поста, 100 лет назад порт ломился от военных грузов, 50 лет назад отсюда в советские и иностранные порты шли пароходы и теплоходы. Сейчас здесь непрестанно звучит русская и китайская речь, то и дело заходят огромные круизные лайнеры — последний был буквально 6 августа. О прошлом и настоящем Морского вокзала — в материале VL.ru.

Идем по территории Морского вокзала вместе с председателем общества независимых экскурсоводов Владивостока, гидом бюро «Время города», краеведом Виталием Козько. Наш колоритный провожатый с серьгой в ухе и бородой одет в настоящую форму морского офицера начала XX века, поэтому от него то и дело приходится отгонять восторженно галдящих китайских туристов. Виталий Анатольевич разработал авторскую экскурсию по Морскому вокзалу и частью своих наработок поделился с VL.ru.

«В 1865 году шхуна ''Алеут'', приписанная к Сибирской флотилии, организовала на этом месте станцию: пирс, несколько домиков. Матросы прорубили просеку, чтобы можно было связываться с постом — он был в районе центральной площади. Там, где шла эта просека, ныне улица Алеутская, названная в честь шхуны», - начинает рассказывать экскурсовод.

Военный порт в бухте Золотой Рог стали строить с 1872 года. А в 1891-1896 годах в Москве поднимался вопрос, можно ли в одной гавани совместить коммерческий и военный порт. Николай II личным указом утвердил: можно.

В 1896 году было принято решение о строительстве коммерческого порта от 28-го причала в сторону Эгершельда, причальные стенки начали возводить в 1897-м. Сегодня в общей сложности торговые суда швартуются на 4,5 километрах причальных стенок, а обеспечивает портовую инфраструктуру 21 километр железнодорожных путей.

В 1903 году на этом самом месте возвели Морской вокзал. На первом этаже здания расположились склады и пакгаузы, к ним подходила железная дорога. На втором и третьем этаже были зал ожидания и кассы.

До 1909 года у Владивостока был статус Порто Франко, так что судов с товарами здесь всегда хватало. В годы Первой Мировой через Морвокзал шел поток военных грузов. Порты были забиты, пришлось строить даже дополнительную железнодорожную ветку — она проходит по Корабельной набережной в район Чуркина. Там под руководством начальника инженеров Владивостокской крепости генерал-майора Шошина построили пакгаузы, таким образом разгрузив морские порты.

«Сейчас Морвокзал выглядит совсем не так, как сто лет назад. Уже в советское время, в 1959 году, старое здание было разобрано, оставили только первый этаж (где были склады). На его базе сформировали новое здание, сделали площадь, причал, виадук. 31 декабря 1965 года Морвокзал был сдан в эксплуатацию. Говорят, что вокзал напоминает рубку корабля, дизайн внутренних интерьеров делала художник Фокина. С восточной и западной стороны здания — витражи», - рассказывает Виталий Козько.

На площадке за Морвокзалом стоит арт-объект, который показывает время и символизирует связь прошлого и будущего. Это солнечные часы, сделанные из швартовой пушки. В середине-конце XIX века гладкоствольная артиллерия на флоте была заменена нарезной. Часть старых гладкоствольных орудий переплавили, часть использовали как швартовые кнехты. Канал ствола этой пушки залили металлом и вмуровали в землю, она служила верой и правдой несколько десятков лет. Когда причальные стенки расширяли, тумба оказалась далеко от воды. Демонтировать ее не стали, а в 2013 она послужила основой для солнечных часов. Чтобы они шли точно, есть специальная конструкция для корректировки времени в зависимости от месяца.

ВИДЕО:

Еще один арт-объект, напоминающий нам о минувших временах, - мемориальная доска, посвященная адмиралу Александру Васильевичу Колчаку. Она расположена справа от центрального входа и появилась сравнительно недавно, 29 марта 2016 года. «Колчак неоднократно бывал во Владивостоке и на Морском вокзале в частности, - рассказывает Виталий Козько. - Он уезжал в Японию в 1918 году именно через Морвокзал, покупал билет на пароход. Из Японии с Тимиревой они также прибыли сюда. Еще один эпизод: на Морвокзале находился штаб чехословацкого генерала Радолы Гайды, впоследствии командующего Сибирской армией. Колчак не мог достать билет, чтобы уехать из Владивостока — ему посоветовали сходить к Гайде, и тот ему помог».

После того, как в 1922 году из Владивостока ушла эскадра адмирала Старка, началось формирование советского флота. В конце 1920-х во Владивосток пришел пассажирский пароход «Теодор Нетте», в Дальневосточном бассейне вместе с ним ходили пассажирские пароходы «Тобольск», «Томск», «Эривань» и другие. В середине-конце 1920-х на ленинградских верфях началось строительство новых гражданских теплоходов.

Во время Великой Отечественной экипажи пассажирских судов били фашистов на суше и на море, обеспечивали доставку людей, продовольствия, техники, оружия. А после войны рост пассажирского флота продолжился. Морские ворота России на Тихом Океане распахнулись для круизных теплоходов. В 1945-м пассажирский флот располагал лишь девятью судами, пяти из которых было больше 40 лет. Но постепенно он пополнялся трофейными машинами, переоборудовались грузовые.

Конечно, советские пассажирские суда были не крупнее современных круизных лайнеров —  Nippon Maru, Costa Victoria, Sun Princess. Зато их было больше, и они были наши. До 1960-х годов «Ильич», «Гоголь», «Смольный», «Кишинев», «Чукотка», «Сибирь», «Вячеслав Молотов», «Приморье», «Приамурье», переоборудованные в пассажирские из грузовых «Каширстрой», «Капитан Смирнов», «Петр Чайковский», «Ногин», «Красногвардеец» и многие другие теплоходы, пароходы, турбоэлектроходы возили сотни людей в порты Дальнего Востока. А в 1960-х началось развитие международных линий — наши суда, а их становилось все больше и больше, пошли в Китай, Северную и Южную Корею, Японию, страны Юго-Восточной Азии. Многие владивостокцы помнят знаменитые круизы «Из зимы в лето». Сейчас в реестре России около 40 морских пассажирских судов, большинство из них — безкоечные, есть экспедиционный транспорт.

С 1958 по 1992 год Владивосток был закрыт для иностранных судов. Сразу после вступления в силу указа президента Бориса Николаевича Ельцина порт открыли, и в нашу гавань стали заходить иностранные пассажирские суда. С 1993 года порт принял более сотни круизных лайнеров, и каждый их приход становится праздником для горожан. Последние десять лет на Морвокзал заходит в среднем по 5-10 круизных лайнеров в год — для них оборудовано два причала общей длиной 491,3 метра и проектной глубиной 9,8 метров. В текущем году здесь ввели в традицию устраивать для океанических гигантов и их пассажиров приветственные церемонии.

«В этом году у нас сначала было запланировано пять заходов, потом появился шестой — лайнер Chinese Taishan с китайскими туристами, - рассказывает директор терминала «Морской вокзал» Валерий Нагорный. - Это первый такой прецедент — до этого к нам на лайнерах в основном прибывали туристы из Европы, США, Японии. Перспективы обширные, ведь азиатский круизный рынок является самым быстрорастущим в мире. Количество судозаходов будет зависеть от того, как все участники рынка Владивостока будут работать с этим глобальным рынком. Для нас не проблема принимать до 30 судозаходов в год. Думаю, можно и больше — в том же Пусане в минувшем году было 70 судозаходов».

В понедельник приходит в порт, а в среду уходит паром Eastern Dream. С пассажирами работают пограничники, таможенники, служба контроля Морвокзала, которая объединяет около 20 человек. Человек прибывает в терминал, проходит на регистрацию, затем — в зал ожидания. После его ждут зоны таможенного досмотра, миграционного контроля. Там ставят штамп в загранпаспорт. И он спускается на причал. Возвращаясь на Родину, проходит все процедуры в обратном порядке. Из зала ожидания есть дополнительный выход под рамку — ведет дверь сразу на парковку, где местные могут оставить авто, а приезжие сесть на автобусы туркомпаний. Причем, рассказывает коммерческий директор ООО «Владивостокский морской терминал» Елена Флинтюк, россиян и иностранцев на паромах примерно поровну.

А вот механизм работы с пассажирами круизных лайнеров отличается. Все службы оформляют людей прямо на борту судов. В порту Владивосток можно находиться здесь 72 часа без визы.

«Что касается пассажиропотока на регулярных перевозках ''Владивосток — Донгхе — Сакаиминато'', в высокий сезон он соответствует общей вместимости парома — около 400 человек. Зимой, ранней весной и осенью — порядка 250 человек», - говорит Валерий Нагорный.

Морской вокзал сегодня — не просто место, куда причаливают суда, а многофункциональный комплекс. Общая площадь офисных и торговых помещений — около 8000 кв.метров, на 5500 кв.метрах расположились открытые площадки. Здесь можно отдохнуть на диванчиках у фонтана (с Wi-Fi, конечно), сходить в салоны красоты или солярий, купить картины, сувениры, видео- и фототехнику, натуральный шоколад без сахара, кофе, какао-бобы. Здесь работают багетные мастерские, зона Duty Free, магазин товаров из префектуры Тоттори, салон для филателистов «Коллекционер» и, разумеется, многочисленные туристические компании. Детишки занимаются в центре гончарного мастерства, отдыхают в развлекательном центре и смотрят 3D картины в галерее, а взрослые могут сходить в квесты и посидеть в кафе.

На баннерах рекламные тексты написаны на русском и китайском языках. Кроме сувениров китайских туристов манят магазины с янтарем и золотом — в России качество изделий куда лучше, чем в Поднебесной. Сотни человек фотографируются на фоне Золотого моста и военных кораблей на площадке за вокзалом. А на крыше до сентября по выходным проходят открытые уроки йоги.

Валерия Федоренко (текст), Сергей Орлов (фото), Даниил Губарев (видео).

Первое здание Морского вокзала было построено в 1903 году — newsvl.ru А свой нынешний вид здание приобрело уже в советское время, в 1965 году — newsvl.ru Морвокзал Владивостока находится прямо напротив железнодорожного вокзала, в самом центре города — newsvl.ru Современное здание вокзала строили с 1959 по 1969 года — newsvl.ru Директор терминала «Морской вокзал» Валерий Нагорный — newsvl.ru Дизайн внутренних интерьеров делала художник Фокина. С восточной и западной стороны здания — витражи — newsvl.ru Фонтан на первом этаже Морвокзала работает несколько десятков лет. Периодически его реконструируют — newsvl.ru Зона для отдыха на первом этаже Морвокзала появилась сравнительно недавно — newsvl.ru Диванчики не пустуют в любое время суток — newsvl.ru Все надписи здесь дублируются не только на английский, но и на азиатские языки — newsvl.ru Сейчас — горячий сезон, поэтому туристов, в основном китайских, на Морвокзале хватает — newsvl.ru Человек прибывает в терминал, проходит на регистрацию, затем следует в зал ожидания — newsvl.ru Так выглядит зал ожидания. В понедельник и среду здесь есть пассажиры — тогда приходит и отходит паром Eastern Dream — newsvl.ru Для китайского туриста матрешка — вещь, которую обязательно надо купить в России — newsvl.ru Современное здание вокзала строили с 1959 по 1969 года — newsvl.ru Морвокзал Владивостока находится прямо напротив железнодорожного вокзала, в самом центре города  — newsvl.ru Сейчас здесь непрестанно звучит русская и китайская речь, то и дело заходят огромные круизные лайнеры — newsvl.ru Внутри здания Морвокзала можно купить сувениры — newsvl.ru Мисс Приморье Лада Купленко готовится к съемкам программы на местном телеканале в салоне красоты, расположенном в здании Морского вокзала — newsvl.ru В здании Морвокзала продаются памятные монеты для коллекционеров, а также купюры, марки и многое другое — newsvl.ru Дизайн внутренних интерьеров делала художник Фокина. С восточной и западной стороны здания — витражи  — newsvl.ru Современное здание вокзала строили с 1959 по 1969 года — newsvl.ru Дети и взрослые лепят из глины в гончарной мастерской «Анастасия» — newsvl.ru Сейчас здесь непрестанно звучит русская и китайская речь, то и дело заходят огромные круизные лайнеры — newsvl.ru Современное здание вокзала строили с 1959 по 1969 года — newsvl.ru Площадка на крыше вокзала, здесь по вызодным проходит йога — newsvl.ru Порт Владивосток открыли с 1993 года сразу после вступления в силу указа президента Бориса Николаевича Ельцина — newsvl.ru Солнечные часы, сделанные из швартовой пушки — newsvl.ru Дизайн внутренних интерьеров делала художник Фокина. С восточной и западной стороны здания — витражи  — newsvl.ru Cотни горожан и туристов каждый день становятся гостями Морского вокзала Владивостока — newsvl.ru А свой нынешний вид здание приобрело уже в советское время, в 1965 году — newsvl.ru Сейчас здесь непрестанно звучит русская и китайская речь, то и дело заходят огромные круизные лайнеры — newsvl.ru Cотни горожан и туристов каждый день становятся гостями Морского вокзала Владивостока — newsvl.ru Сейчас здесь непрестанно звучит русская и китайская речь, то и дело заходят огромные круизные лайнеры — newsvl.ru  Морвокзал Владивостока находится прямо напротив железнодорожного вокзала, в самом центре города — newsvl.ru  — newsvl.ru Дизайн внутренних интерьеров делала художник Фокина. С восточной и западной стороны здания — витражи  — newsvl.ru Cтоит отметить, что до 1909 года у Владивостока был статус Порто Франко, так что судов с товарами здесь всегда хватало — newsvl.ru Порт Владивосток открыли с 1993 года сразу после вступления в силу указа президента Бориса Николаевича Ельцина — newsvl.ru Cотни горожан и туристов каждый день становятся гостями Морского вокзала Владивостока — newsvl.ru Председатель общества независимых экскурсоводов Владивостока, гид бюро «Время города», краевед Виталий Козько — newsvl.ru Председатель общества независимых экскурсоводов Владивостока, гид бюро «Время города», краевед Виталий Козько — newsvl.ru Еще один арт-объект, напоминающий нам о минувших временах, - мемориальная доска, посвященная адмиралу Александру Васильевичу Колчаку — newsvl.ru А свой нынешний вид здание приобрело уже в советское время, в 1965 году — newsvl.ru Сейчас довольно часто во Владивосток заходят огромные круизные лайнеры — newsvl.ru
Первое здание Морского вокзала было построено в 1903 году — newsvl.ru А свой нынешний вид здание приобрело уже в советское время, в 1965 году — newsvl.ru Морвокзал Владивостока находится прямо напротив железнодорожного вокзала, в самом центре города — newsvl.ru Современное здание вокзала строили с 1959 по 1969 года — newsvl.ru Директор терминала «Морской вокзал» Валерий Нагорный — newsvl.ru Дизайн внутренних интерьеров делала художник Фокина. С восточной и западной стороны здания — витражи — newsvl.ru Фонтан на первом этаже Морвокзала работает несколько десятков лет. Периодически его реконструируют — newsvl.ru Зона для отдыха на первом этаже Морвокзала появилась сравнительно недавно — newsvl.ru Диванчики не пустуют в любое время суток — newsvl.ru Все надписи здесь дублируются не только на английский, но и на азиатские языки — newsvl.ru Сейчас — горячий сезон, поэтому туристов, в основном китайских, на Морвокзале хватает — newsvl.ru Человек прибывает в терминал, проходит на регистрацию, затем следует в зал ожидания — newsvl.ru Так выглядит зал ожидания. В понедельник и среду здесь есть пассажиры — тогда приходит и отходит паром Eastern Dream — newsvl.ru Для китайского туриста матрешка — вещь, которую обязательно надо купить в России — newsvl.ru Современное здание вокзала строили с 1959 по 1969 года — newsvl.ru Морвокзал Владивостока находится прямо напротив железнодорожного вокзала, в самом центре города  — newsvl.ru Сейчас здесь непрестанно звучит русская и китайская речь, то и дело заходят огромные круизные лайнеры — newsvl.ru Внутри здания Морвокзала можно купить сувениры — newsvl.ru Мисс Приморье Лада Купленко готовится к съемкам программы на местном телеканале в салоне красоты, расположенном в здании Морского вокзала — newsvl.ru В здании Морвокзала продаются памятные монеты для коллекционеров, а также купюры, марки и многое другое — newsvl.ru Дизайн внутренних интерьеров делала художник Фокина. С восточной и западной стороны здания — витражи  — newsvl.ru Современное здание вокзала строили с 1959 по 1969 года — newsvl.ru Дети и взрослые лепят из глины в гончарной мастерской «Анастасия» — newsvl.ru Сейчас здесь непрестанно звучит русская и китайская речь, то и дело заходят огромные круизные лайнеры — newsvl.ru Современное здание вокзала строили с 1959 по 1969 года — newsvl.ru Площадка на крыше вокзала, здесь по вызодным проходит йога — newsvl.ru Порт Владивосток открыли с 1993 года сразу после вступления в силу указа президента Бориса Николаевича Ельцина — newsvl.ru Солнечные часы, сделанные из швартовой пушки — newsvl.ru Дизайн внутренних интерьеров делала художник Фокина. С восточной и западной стороны здания — витражи  — newsvl.ru Cотни горожан и туристов каждый день становятся гостями Морского вокзала Владивостока — newsvl.ru А свой нынешний вид здание приобрело уже в советское время, в 1965 году — newsvl.ru Сейчас здесь непрестанно звучит русская и китайская речь, то и дело заходят огромные круизные лайнеры — newsvl.ru Cотни горожан и туристов каждый день становятся гостями Морского вокзала Владивостока — newsvl.ru Сейчас здесь непрестанно звучит русская и китайская речь, то и дело заходят огромные круизные лайнеры — newsvl.ru  Морвокзал Владивостока находится прямо напротив железнодорожного вокзала, в самом центре города — newsvl.ru  — newsvl.ru Дизайн внутренних интерьеров делала художник Фокина. С восточной и западной стороны здания — витражи  — newsvl.ru Cтоит отметить, что до 1909 года у Владивостока был статус Порто Франко, так что судов с товарами здесь всегда хватало — newsvl.ru Порт Владивосток открыли с 1993 года сразу после вступления в силу указа президента Бориса Николаевича Ельцина — newsvl.ru Cотни горожан и туристов каждый день становятся гостями Морского вокзала Владивостока — newsvl.ru Председатель общества независимых экскурсоводов Владивостока, гид бюро «Время города», краевед Виталий Козько — newsvl.ru Председатель общества независимых экскурсоводов Владивостока, гид бюро «Время города», краевед Виталий Козько — newsvl.ru Еще один арт-объект, напоминающий нам о минувших временах, - мемориальная доска, посвященная адмиралу Александру Васильевичу Колчаку — newsvl.ru А свой нынешний вид здание приобрело уже в советское время, в 1965 году — newsvl.ru Сейчас довольно часто во Владивосток заходят огромные круизные лайнеры — newsvl.ru

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта