«Ни одно государство не имеет права на политический строй, вынуждающий человека покидать Родину», — так идею своего нового спектакля «Эмигранты» объясняет режиссер Сергей Руденок. Премьера состоится уже на выходных, а в понедельник, 30 мая, начались генеральные репетиции на малой сцене Театра молодежи.
В отличие от других пьес польского драматурга Славомира Мрожека, здесь действие не доводится до полной нелепицы, до насмешки над здравым смыслом: нет раздевающей героев руки с неба, нет финального танго вокруг трупа главного героя или дебатов трех попавших в кораблекрушение человек на тему «кого из них съесть». Театр абсурда в «Эмигрантах», на первый взгляд, отступает перед реализмом и даже натурализмом. Эффект нарочитого создания бессмыслицы пропадает. В пьесе есть сюжет, в поступках героев — причинно-следственные связи. Абсурд — сама жизнь, которой они живут.
Отсутствие четко определенного хронотопа (времени-пространства) — одна из черт театра абсурда, патриархом которого является Мрожек. По косвенным признакам действие происходит в США, но это условность — с таким же успехом на том же материале узбекский режиссер мог показать Россию, а турецкий, например, Германию. Существуют герои в условном же времени: то ли 100 лет назад, то ли 50, то ли в наши дни...
Безымянные персонажи — эмигранты. Отметим, что в этой постановке нет второго состава. На сцене Театра молодежи каждый месяц будут играть только два актера — Алексей Хаснутдинов в роли ХХ и Сергей Мудрицкий в роли АА.
Один уехал за деньгами — на Родине плохо платят, а ему хочется заработать на хорошую жизнь. Работает, словно раб, без отпуска и выходных — роет канавы, любит игрушечного пса Плуто, не меняет носки, мыслит просто, но гордо осознает себя человеком, а не собакой или свиньей, и «патриотом», который когда-нибудь точно осчастливит отчизну своим возвращением и закатит пир горой. Другой - «политический», бежал из страны, которая была ему тюрьмой. Много читает, носит пижаму в цвет американского флага, дома его никто не ждет. Первый — олицетворение простого народа, второй — рефлексирующая интеллигенция. Обитают они вместе. Словно две бактерии внутри огромного человеческого организма, в подвале многоквартирного дома, где трубы похожи на кишки, а провода — на вены и артерии.
Спектакль только на первый взгляд кажется технически несложным. На самом деле изрядно потрудиться приходится всем его создателям. На сцене только два артиста, они и держат внимание зрителя все два с лишним часа. Большой объем текста, никаких «отвлекающих» и «развлекающих» танцев или декораций. Потертые кирпичные стены, одна комната, трубы. Звездно-полосатая пижама. Две железные кровати, стол с консервами, грязными тарелками, жестяными кружками. Происходит все в малом зале, поэтому малейшую фальшь зритель видит сразу. Кстати, по размерам сцена примерно соответствует условному подвалу, где происходит действие.
«Я 13-14 лет ждал, что поставлю этот спектакль. Задумал его, когда учился на последних курсах Академии искусств. Вот и пришло время, - рассказывает режиссер Сергей Руденок. - Почему так долго? Хотя бы потому, что не на каждого артиста можно поставить этот спектакль. Вот появились люди, с которыми можно это сделать. Это спектакль с очень серьезными актерскими работами. Сложный текст, его много. Сейчас мы вышли на финишную прямую — первая репетиция в условиях сцены. Свет "крутим", декорации поставили, появились трубы. Пьеса была написана Мрожеком в 70-е годы. После ввода танков в Чехословакию в 1968 году, "пражской весны", которую поддержала Польша, драматург уехал из страны. Более того, он запретил ставить свои пьесы на Родине. Запрет снял только лет через 30 после этого. Я скажу так: посыл, идея этой истории в том, что ни одно государство не имеет права на политический строй, вынуждающий человека по каким-либо причинам покидать Родину».
Самый молодой в «молодежке» мастер сцены Алексей Хаснутдинов играет пролетария — где-то тупого, где-то, напротив, хитрого. Покупающего самые дешевые консервы в магазине и даже не умеющего прочесть на банке, что они для «четвероногих друзей» (потому что «на ихней» тарабарщине не понимает). Но только узнает, отказывается. Он же — человек.
«У моего персонажа очень простые взгляды на жизнь. Он работает, зарабатывает. Он прижимистый — каждая копейка на счету. Приехать на Родину он хочет богачом, "с сумкой баксов". Ему, в отличие от АА, все равно, где и как жить, - говорит Алексей. - Изначально я должен был играть интеллигента. К сожалению, второй актер, с которым мы должны были работать, скоро уедет из Владивостока. Но в театр пришли еще два артиста — и одному из них, Сергею Мудрицкому, режиссер предложил роль. Конечно, я обрадовался, ведь уже успел прочитать материал, заинтересоваться, придумать себе, как играть. Мне интересно попробовать и того, и другого персонажа — свои плюсы и минусы есть у обоих».
Для актера Сергея Мудрицкого история «Эмигрантов» во многом личная, ведь он на шесть лет уезжал из Владивостока. «Каждый из нас задавал себе вопрос: почему я здесь живу? В стране, где круглый год ремонтируют асфальт и никак отремонтировать не могут, где не могут убрать подъезд, где культура находится в состоянии "безкультурия". Многие думали: а не уехать ли? Я однажды, как и мой персонаж, уехал. Не мог понять: вроде все хорошо, но что-то не то, не могу я так... Поэтому сейчас играю личную историю, пережитое. Для меня это очень понятно, - объясняет Сергей. - Мой герой, интеллигент АА, находится в "борьбе" с ХХ, народом. Этот спектакль в хорошем смысле слова именно театральный. Он не предназначен для шоу, для веселья. Постановка интеллектуальная. Мы кричим, смеемся, плачем, дружим, бьем друг друга, конфликтуем. Это — жизнь. Чисто технически, конечно, тяжело. Сегодня у нас первый прогон на этой сцене. Свет, звук, зрители — все не так, как мы уже привыкли. Мы сейчас пройдем и второй акт — и надо будет долго восстанавливаться. Не столько физически, сколько психоэмоционально».
Премьера «Эмигрантов» состоится в Приморском краевом драматическом театре молодежи (Светланская, 15А) 4 и 5 июня. Начало спектаклей в 18.00. Справки по телефону: +7 (423) 222-52-16.
Загружаем комментарии...