Новости Владивосток

«Вражды между советскими людьми и американцами не было»: Вера Ивановна Сахарова в Великую Отечественную работала радистом на судах ленд-лиза (ИНТЕРВЬЮ)

Во время Великой Отечественной войны Вера Ивановна Сахарова (в девичестве Мялова) работала радистом на судах, поставлявших во Владивосток товары по ленд-лизу. Сахар, мука, крупы, вагоны поездов и самолеты — все это в трюмах пароходов привозили в СССР из Америки. В преддверие Дня Победы ветеран рассказала корреспондентам VL.ru, как жил Владивосток в то время. А мы передаем ее воспоминания в неизменном виде.

«Капитаны» в лаптях

«Родилась я в маленьком, 25 дворов, селе Красиловка Спасского района. Потом его жителей в Воскресенку переселили. Там сельсовет был, там меня в церкви крестили.

В семье было четверо детей. Надо было учиться, и мы переехали в Спасск. После школы, в 1937 году, поехали мы с подружкой Лелей Семененко поступать во Владивосток. В институт на кафедру иностранных языков, хотели продолжать английский язык изучать. А кафедра, оказалось, переехала куда-то. Что делать? Поехали к родственникам в Артем. Младший мой двоюродный брат поделился: "Вот закончу школу, пойду в Морской техникум учиться на капитана".

И мы решили: а почему бы и нам не попробовать? Надо и нам возвращаться во Владивосток и тоже пойти на капитанов. Нашли Морской Техникум — он далеко был, на улице Загородной, 37 (сейчас это Борисенко). Пришли к директору с подружкой. Уже никого не было, а директор с секретарем сидели. "На капитанов поступаете?" - спрашивают. А мы одеты по-деревенски — лапти какие-то, платки...

На капитанов, сказали нам, мест не осталось, а на радистов есть еще. Объяснили, что радисты — это помощники капитанов. И мы решили — сгодится».

«Войны в городе не ощущалось»

«Закончила я в 1941 году и получила назначение на береговую радиостанцию Дальневосточного пароходства на Чуркине. Там два года работала. Жила я тогда в центре, и ездила на работу на пароме. А как бухта замерзала — до конца Ленинской на трамвае, а потом на автобусе. Очень было тяжело работать там... Но ничего. Люди же не умирали с голоду.

Когда я училась в техникуме, встречалась с Анной Щетининой. Она училась на капитана, была единственной в ту пору женщиной-капитаном. А когда мы работали на Чуркине, она уже капитаном была, ходила на судах "Карл Либкнехт" и "Родина". На одном из судов работала начальником радиостанции и моя однокурсница Вера Гордиенко (по мужу Дивак). Однажды мы с подружкой пришли ее навестить. Анна Ивановна шла на обед, увидела нас и спрашивает у Веры: "В гости?" Подруга объяснила, кто мы, и Анна Щетинина позвала нас к столу. А мы полуголодные были, хлебные карточки был — что мы там ели. Любин отец из Спасска-Дальнего приезжал, картошку привозил — тогда да...

Во Владивостоке все было по карточкам. Люди получали крохи — рис, хлеб грамм по 200 в день на ребенка и чуть больше на работающего человека. Хотелось есть все время. Помню, что очереди занимал один человек сразу на всех. Сегодня я иду в магазин пораньше — он в 08.00 открывается, а я в 07.00 очередь займу. А потом все соседки придут — и мы по карточкам получим, что положено. Завтра так же другая соседка пойдет. Взаимовыручка такая была.

К войне мы готовились, молодежь даже окопы копала за городом, в районе Угольной. Отряд наш жил в каком-то кирпичном заводе. А так — никакой войны в городе не ощущалось».

«Подошел Теодор Драйзер, поговорили мы с ним...»

«В те годы была большая нужда в радистах на судах, которые покупали у Америки и которые ходили в США получать груз по ленд-лизу.

Я доказывала, что не могу идти в моря, укачиваюсь. "Все укачиваются — все привыкают", - сказало начальство. Ну что ж, надо так надо. Так я попала на "Трансбалт", вторым радистом.

Сделала на нем два коротких рейса. На судне был прекрасный начальник радиостанции Александр Александрович Кучинский, который научил меня всему, что надо. В 1945 году "Трансбалт" потопили американцы. (подлодка США — SS-411 Spadefish под командованием капитана Вильяма Гермерсхаузена — прим. VL.ru)

К качке привыкла. Мне Сан Саныч сказал: "И я укачивался. Может быть, поменьше, чем ты. Просто об этом не думай". Вот я и не думала.

Дальше я сама начальником радиостанции стала на судне "Шатурстрой".

В трюмы грузили технику — вагоны поездов, самолеты. Сверху стелили доски, а на них — генеральный груз: мука, сахар, крупы, масло. Все американское. Американским продуктам радовались и были им благодарны. И американцы к советским морякам хорошо относились. Вражды никакой между простыми людьми не было.

Английский язык я со школы очень любила и прилично знала. На уже капитан наш, Игорь Васильевич Сергеев приносил мне книжечки на английском языке: "За два дня прочитайте, я проверю". Он меня вышколил.

Не помню, по какому поводу, работала я тогда уже на "Таганроге", в одном из рейсов был в Сан-Франциско прием. Мы сидели за столиками, по два ряда. За каждым столиком по четыре человека — сидели первый помощник, старпом, помполит, без него в то время ни одно мероприятие не проводилось, и я. Много гостей было, в том числе и наш посол в то время в США Ломакин, а так же знаменитый писатель и активный коммунист Теодор Драйзер. Проходя между столиков он подошел и к нам, не знаю откуда смелость только взялась (смеется) я у него спросила про роман "Сестра Керри". "Образ Кэрри — вымышленный или списан с реального человека?". Он конечно удивлен был, и польщен, все же думали тогда, что у нас медведи по улицам ходят и народ необразованный живет.

Аппаратура у радистов была допотопная. В одном из рейсовых заданий  был ремонт, повел меня наш капитан в США в контору, через которую все ремонтные работы велись. Когда мы пришли, я поговорила с мастером, который должен был заниматься радиостанцией, все были в восторге: чужая девушка — и так хорошо говорит! Так они мне такую аппаратуру поставили, которой нигде не было больше! Все ко мне приходили посмотреть, что да как. А мне машинку дали, каких ни у кого не было. Я печатаю, работаю; закончила — нажала кнопку, она утапливается в стол, крышка закрывается. И я тут же сижу за приемником. Техника такая в ту пору была на грани фантастики.

При этом мысли сбежать у меня никогда не возникало. Один парень сбежал. По-моему, матросом был. Посмотрел, как Америка живет во время войны, - и решил бежать. Мы-то в СССР голодали. Его выловили и держали где-то внизу, отдельно от всех. И о нем нельзя было говорить. Во Владивостоке его забирали скрытно. Так, чтобы экипаж даже не видел. ЧП было невероятное!»

Спасение «Советской Латвии»

«В море довольствие было хорошее, никакого сравнения. Всегда свежее, всегда вовремя приготовленное. Получали мы хорошо. У второго радиста зарплата была 10 долларов в месяц, начальник радиостанции получал 20. О, это казалось хорошо! Я покупала килограммов пять риса, десять кило сахара, галлон растительного масла. Домой, маме с сестрами. У меня было две сестры и брат (он попал в авиацию, бомбил фашистов). Покупали мы не в магазинах, а на борту наших судов, у старпома. Для своей команды закупалось определенное количество продуктов.

Когда на "Таганроге" была начальником радиостанции мы возили топливо. На связь можно было выходить только в самом крайнем случае, если капитан разрешил и взял ответственность на себя. Это был большой риск. Немцы, японцы да и американцы, наши в ту пору друзья, везде шныряли, подрывали, топили суда.

Шли тихо, чтобы никто не запеленговал. Уже прошли пролив Лаперуза. И вдруг я слышу: дает сигнал SOS наш пароход "Советская Нефть". Он тонет и зовет американскую станцию с позывными KFS — она все побережье обслуживала. Я даже позывной судна помню — UULG. Передает сигнал с 15-й по 18-ю минуту и 45-й по 48-ю минуты часа. В это время все суда молчат, слушают эфир.

Прошло три минуты, бедняга зовет опять. Американец не отвечает. Может, отошел куда... Я к капитану: так и так, мол, наше судно в беде. Он строго-настрого запретил отвечать. Перехватят сигнал — и все, потопят. Во всем Мировом океане лазали японцы, американцы, немцы.

Но как же не отвечать? Я со слезами иду от капитана, рыдаю: люди гибнут. Он в конце-концов не выдержал: "Иди, отвечай". Зову американца, передаю на станцию координаты гибнущего судна. Мне сразу ответили, и у них завязалась связь. Так и получилось, что я спасла это судно.

...А "Таганрог" потом американцам вернули, а они его Китаю отдали, на распил».

День Победы

«В 1944 году я вышла замуж за Виктора Николаевича Сахарова, он был на "Таганроге" вторым помощником капитана. Английский знал слабо, и капитан Кузьма Алексеевич Зайцев меня все время посылал ему помогать получать груз. Тот ему нравился, работяга, и я нравилась — такая же. Вот так и допомогалась.

9 мая 1945 года я встретила дома. Мужа не было. Пришли Евгений Дмитриевич, преподаватель физкультуры в Высшем мореходном училище, его жена и моя подруга Анна Арсеньевна Якубенко. И три брата Козловы. Их мама Ульяна Петровна позвала нас к себе. Жила она в домике возле мореходки. Мы пришли с какими-то продуктами. И вместе встретили День Победы».

Всю жизнь Вера Ивановна Сахарова проработала радистом на береговых станциях Дальневосточного морского пароходства, Арктического пароходства. А сейчас она давно на пенсии. У ветерана двое детей, внуки и правнуки.

Коллектив VL.ru поздравляет Веру Ивановну с Днем Победы и желает доброго здоровья и благополучия.

Валерия Федоренко (текст), Сергей Орлов (фото).

Вера Ивановна Сахарова работала радистом на судах, поставлявших во Владивосток товары по ленд-лизу — newsvl.ru Родилась Вера Ивановна в селе Красиловка Спасского района — newsvl.ru Вера Ивановна Сахарова работала радистом на судах, поставлявших во Владивосток товары по ленд-лизу — newsvl.ru Родилась Вера Ивановна в селе Красиловка Спасского района — newsvl.ru На полке стоит фотография мужа Веры Ивановны - Виктора Николаевича Сахарова — newsvl.ru Юбилейные медали Веры Ивановны — newsvl.ru
Вера Ивановна Сахарова работала радистом на судах, поставлявших во Владивосток товары по ленд-лизу — newsvl.ru Родилась Вера Ивановна в селе Красиловка Спасского района — newsvl.ru Вера Ивановна Сахарова работала радистом на судах, поставлявших во Владивосток товары по ленд-лизу — newsvl.ru Родилась Вера Ивановна в селе Красиловка Спасского района — newsvl.ru На полке стоит фотография мужа Веры Ивановны - Виктора Николаевича Сахарова — newsvl.ru Юбилейные медали Веры Ивановны — newsvl.ru

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта