Новости Владивосток

«Может, мы все рано или поздно уйдем в компьютер»: организатор фестиваля Sunrise Challenge Игорь Кирий — о людях, играющих в игры (ИНТЕРВЬЮ)

На грядущих выходных Владивосток охватят виртуальные битвы — два дня подряд киберспортсмены со всего Дальнего Востока будут выяснять, кто из них сильнее, на фестивале Sunrise Challenge. О заработке на играх, «миллионерах из трущоб», умении грамотно распределять силы в жизни и за компьютером и многом другом VL.ru побеседовал с одним из организаторов мероприятия Игорем Кирием.

26 и 27 марта третий фестиваль Sunrise Challenge соберет в FESCO-Hall (Верхнепортовая, 38) киберспортсменов со всего Дальнего Востока. В отборочных турах приняло участие около 1500 человек. Они боролись за выход в финалы по четырем дисциплинам: Counter-Strike:GO, Warface, Dota 2 и Hearthstone. А прямо на месте можно будет зарегистрироваться на мини-турниры по Dota Solo Mid 1х1, Mortal Kombat X и StarCraft II: LotV (они пройдут в первый день), а также CS:GO 1х1, FIFA 2016 и HearthStone (они пройдут во второй день). Победитель получит денежный приз. 

Общий же призовой фонд турнира — 200 000 рублей, из этой суммы 50 000 пойдет на мини-турниры. Кроме игр на фестивале пройдут косплей-дефиле, шоу-матч по Counter-Strike между представителями старой и новой школы, будут работать тематические стенды от партнеров, лавка комиксов «Убежище-14» и магазинчик атрибутики из фильмов и игр Geek’s Stuff, аттракцион виртуальной реальности Oculus rift, магазин настольных игр Hobby Games. Вход на фестиваль бесплатный для всех желающих.

- Игорь, как выбираете дисциплины киберспортивного фестиваля?

- Каждый раз анализируем — что «заходит», что «не заходит». На первом фестивале у нас было пять дисциплин, куда входили «Лига легенд» (League of Legends), World of Tanks. «Лига легенд» в мире очень популярна, но в России она как-то не пошла, команд было очень мало. И потому ее пришлось убрать из программы. Плюс ко всему отсутствовала поддержка от разработчика игры. Без нее провести турнир невозможно. «Танки» мы вычеркнули из списка дисциплин в силу тех же причин. Разработчик — белорусская компания Wargaming — не поддерживает турниры, где несколько игр. Им интересно проводить свои соревнования, поддерживать турниры по «Танкам» в любом виде — 15х15, 7х7, командные и одиночные. Без их участия тяжело даже рекламировать состязания. Но и с их поддержкой мы набирали от силы 17 команд, если мне память не изменяет. Для нас это довольно низкий показатель. Когда Wargaming приезжает во Владивосток, у нас всегда идут встречи с разработчиками. Мы сами же их организовывали — в последний раз на площадку «Звезда» на Китай-городе в дождь много людей пришло. В Хабаровске в «Платинум-арене» проводили — тоже масса участников.

- В чем, кстати, выражается поддержка от разработчиков?

- Например, если говорить о «Лиге легенд» (у нас в России куда более популярна похожая на нее Dota-2), она без поддержки не проводится. Мы даже не можем комментировать игру нормально — в прямом эфире, без задержки. Условно говоря, разработчик должен дать для этого игровой клиент. На первом фестивале мы столкнулись с проблемой: ребята играют на сцене, а на большой экран у них за спиной картинка идет с трехминутной задержкой. Потому что в последний момент Riot Games отказались от поддержки.

- Какая из четырех дисциплин, представленных в этом году, самая популярная?

- Несомненно, Dota. Она собирает больше всего команд. У нас самый большой призовой фонд по ней. Набирает обороты игра Hearthstone — кто-то ее не относит к разряду киберспортивных. Мы же стараемся называть ее спортизированной игрой. Она есть и на мобильных устройствах, доступна каждому. В рамках Sunrise Challenge будет мини-турнир: каждый гость фестиваля может прийти со своим планшетом, сыграть и выиграть определенную сумму денег и сувениры-подарки.

- Игры на планшетах сейчас вообще набирают популярность...

- У нас на мобильных устройствах игра будет пока одна — собственно, Hearthstone. Больше и не знаю киберспортивных дисциплин, которые портированы на планшет. На главной сцене люди будут играть именно на компьютерах. Также в рамках выставочной части фестиваля у нас будут лавки от разработчиков мобильных игр. Можно будет посмотреть Back-end разработки приложений для телефонов и планшетов.

- Ребята играют со своих аккаунтов? Всех как-то выравняют по изначальному показателю?

- Да, со своих. Но суть киберспорта в том, что в него не берутся игры, в которые изначально есть возможность иметь разные шансы на победу в зависимости от того, например, сколько ты денег вкинул в свой аккаунт. Только руки решают — и ничего более. Нет понятия «более прокаченного персонажа». Все на момент начала матча в равных условиях. Сколько бы лет ни было аккаунту, как бы хорошо он ни качался — никаких преимуществ это не дает.

- Владивостокский киберспортсмен — он какой?

- Мы стараемся держать в уме статистику: средний возраст участников от 14 до 24 лет. На самом деле, разброс большой. В отборах участвуют много молодых ребят, 16-18 лет, но практика показывает, что на сам фестиваль проходят люди повзрослее — старше 24 лет. Младшему участнику у нас 14 лет. Есть девушка, которая участвует в дисциплине Warface второй год. Вообще «слабый пол» на турнире представлен. Если усреднять образ — студент старших курсов или молодой специалист, который тренируется вечером после работы, играет в онлайн-чемпионатах. То есть человек, который воспринимает это как хобби. Единичны исключения, когда ребята не работают, а посвящают играм все свое время. Как правило, такие люди особых успехов не достигают. Залог хорошей игры — умение грамотно распределять силы. И в жизни, и в игре.

- Спорт в традиционном понимании — это в том числе способ зарабатывать деньги. Можно то же самое сказать о киберспорте?

- У нас на Дальнем Востоке нет примеров людей, у которых бы это удачно получалось. На Западе — полно. 14-летние за год-полтора вырастают до нереального уровня игры, становятся миллионерами. Бывает — жил человек в бедствующей семье, а через год он миллионер, потому что выиграл чемпионат мира по Dota. И я не преувеличиваю, когда так говорю. На последних мировых соревнованиях по этой игре был участник, который практически повторил события фильма «Миллионер из трущоб», даже внешне похож немного (речь идет о 16-летнем Саиде «Сумаиле» Хассане, игроке американской команды Evil Geniuses, выходце из многодетной семьи пакистанских эмигрантов — прим. VL.ru).

- В каких странах киберспорт наиболее развит?

- Я бы выделил азиатский регион — Китай, Корею. По Dota с переменным успехом побеждают то европейские, то азиатские команды, то ребята из СНГ. Причем именно СНГ — никто Россию и Украину, например, не разделяет. Киберспорт един, и политика проходит мимо нас. Но в стратегических дисциплинах типа StarCraft азиаты всегда были впереди. Со временем это приходит и в Dota — корейские команды на высоте. АТР выглядит внушительно и по уровню, и по организации. Есть федерации, которые хорошо контролируют действия команд. Киберспортсмены в Азии — это нереальные звезды. Если в мире считается, что баскетболист или футболист — легенда, то в Азии бывает, что к баскетбольной команде перед матчем приглашают киберспортсмена, чтобы поднять боевой дух. И они все чуть ли не на колени падают и встречают его с почтением. То есть у них киберспорт на очень высоком уровне.

- Вообще во Владивостоке киберспортсменов много?

- Мы поставили в этом году личный рекорд: более полутора тысяч человек участвует в отборочных турах по всем дисциплинам. На сам фестиваль проходит по две команды в каждой из игр. На мини-турниры сейчас зарегистрировано 250 человек — это просто гости, они будут играть в отдельной зоне. Посещаемость прошлого Sunrise Challenge составила около 1500 человек за два дня. В этом году мы намерены удвоить результат. Можно сказать, что так или иначе все эти люди — игроки, которые пришли посмотреть на «профессионалов».

- Как выглядят наши, дальневосточные ребята на мировой или российской киберспортивной арене?

- Они хорошо себя проявляют. Есть примеры успеха местных команд. В прошлом году была сборная из разных городов. Они получили квоту на Sunrise Challenge, но турнир совпал с крупными соревнованиями в Москве. Они решили поехать туда и выиграли всем на удивление первое место. И другие команды входили в пятерку лучших команд России по Counter-Strike. Есть местные игроки, которые на онлайн-турнирах входят в первую десятку-двадцатку лучших команд России, второго дивизиона, так сказать. Постепенно уровень растет. Года три назад невозможно было вообще говорить о конкуренции азиатам. Но сейчас местные ребята довольно успешно играют с лучшими командами Японии, Кореи.

- В центральной России существуют тренеры, которые учат ребят премудростям игры и на этом зарабатывают. У нас такая индустрия хоть в зачатке есть?

- Понятие тренера в киберспорте несколько отличается от наставника в обычном спорте. Если мы 14-летнего ребенка отдаем в футбольную секцию, он там занимается, чему-то учится. В киберспорте более широк порог «входа в дело». Чтобы стать киберспортсменом, достаточно иметь компьютер и желание. Нет необходимости куда-то записываться, тратить деньги на форму, секцию и т. д. Можно тренироваться с профессиональными игроками, сидя дома. Если ты показываешь хороший уровень игры, рейтинг растет и рано или поздно ты будешь выпадать в списке с лучшим игроком мира. Он у себя дома, ты у себя. У профессиональных команд, тем не менее, появляются тренеры. В штате — администратор, штатный психолог, в рамках подготовок к турниру у них есть даже массажисты. И тренер, помощник тренера. Это люди, которые проводят львиную долю работы по аналитике, созданию стратегии, подготовке команд. Важно грамотно расставить время тренировок — отдых, физическое развитие и так далее. Сейчас все вышло на тот уровень, когда просто талантливым и хорошим игроком быть мало. Если соревнуются два киберспортсмена, которые равно хороши, победа будет за тем, у кого хорошая подготовка.

- Так недалеко до включения киберспортивных дисциплин в официальную программу Олимпийских игр.

- Не исключено. Например, на Олимпийских играх в Сочи флаг нес киберспорстмен, чемпион мира по гоночным симуляторам (трехкратный чемпион WCG по Need For Speed Алан «Alan» Енилеев — прим. VL.ru).

- В Sunrise Challenge участвуют команды со всего Дальнего Востока. Где сильнее спортсмены?

- Есть статистика, что самые сильные города — Владивосток и Хабаровск. Мы, увы, редко пересекаемся с ребятами из Якутии. Им невыгодно ездить — далековато и призовые пока не настолько крупные. Опыт показывает, что на первом фестивале было тотальное доминирование Хабаровска, на втором — Владивостока. В текущем году много команд, которые состоят из игроков, живущих в разных регионах Дальнего Востока. Конечно, среди зарегистрировавшихся участников больше владивостокцев.

- Наверняка, вопрос еще в развитии интернета. На том же Сахалине не так давно скорость соединения стала приличной.

- Есть у них, кстати, провайдер «Солнце Телеком», который активно поддерживает киберспорт. У нас сейчас тоже с ростом интернета, появлением оптоволокна у «Ростелекома» технологии стали позволять устанавливать более качественный сигнал до серверов. Играть стало комфортнее. Вводятся, например, японские сервера по Dota 2, это тоже упрощает ребятам задачу. Еще, допустим, пять лет назад было решительно невозможно тренироваться с какой-нибудь европейской командой. А сейчас команды играют на всероссийских, европейских турнирах без ограничений.

- Уже третий Sunrise в этом году — чем он принципиально отличается от предыдущих в плане организации?

- В этом году мы шагнули вперед. Турнир принимает самая крупная концертная  площадка, находящаяся на территории города. Мы качественно проработали все вопросы по организации. Крепчает состав команды администраторов. Больше активностей фестивального формата появляется — речь о том, что происходит не на сцене, а в холлах. В прошлом году к нам приезжал легендарный игрок в Dota 2, в этом году приезжает еще один из самых уважаемых игроков в Counter-Strike, который считается отцом всего этого направления, Алексей LeX Колесников. Сейчас он является администратором нашего партнерского ресурса Gameshow — крупного организатора киберспортивных мероприятий в Москве. А еще в этом году у нас классный экран для трансляций.

- Мои знакомые родители подростков жалуются, что детей от компьютера не оторвать: все играет да играет. Как объяснить ребенку, что надо заниматься чем-то еще? Или это не проблема?

- Я, честно говоря, редко с таким сталкиваюсь. Мне кажется, что это скорее проблема поколения. Даже если дети не играют, они всегда найдут, чем занять свое время за компьютером. Меня, скажем, в 14 лет было тяжело оторвать от обучения разработке сайтов — мог всю ночь до пяти утра сидеть и ничем больше не заниматься. Как вытащить ребенка из компьютерных игр? Это больше педагогический вопрос, и его надо задать родителям...

На самом-то деле у нас 90 % населения сидит в офисах за компьютерами по десять часов. И ничего. Может, мы все рано или поздно уйдем в компьютер.

Валерия Федоренко
Антон Балашов

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта