Новости Владивосток

Там, где Путин соседствует с Буддой: фонды музея имени Арсеньева хранят тайны истории Владивостока (ФОТО)

Святая святых музея имени В.К. Арсеньева — его фонды. Их держат под семью замками и «выпускают» на свет только по определенным поводам. Доступ к ним не просто закрыт для посторонних — даже нога директора не ступит в эти помещения без разрешения хранителей. В канун 125-летнего юбилея главного приморского музея — имени Арсеньева — корреспондентам VL.ru удалось побывать там, куда нет входа почти никому.

Музейная недвижимость

Экскурсия по «музею, который никто не видит» начинается под бодрую музыку, которая сопровождает видео о животных и растениях края на мониторе. За ним на первом этаже в зале с экспозицией о природе Дальнего Востока стоит большой сейф. Он вообще-то доступен каждому, но обращают на него внимание далеко не все.

Кроме интерьеров, этот сейф — пожалуй, самое старое, что сохранилось в здании на Светланской, 20. До революции здесь находился доходный дом предпринимателя Бабинцева, на первом этаже были торговые залы компании Чурина, магазины. На втором — Сибирский банк, один из пяти крупнейших в Российской империи. С того времени то ли от магазинов, то ли от банка и остался старый сейф. По всей видимости, немецкий — маркировки не сохранилось, лейбы по недоглядке сорвали себе на память нерадивые рабочие, которые десять лет назад стелили в музее плитку.

«Мы планируем вернуть лейбы, максимально почистить предмет интерьера. Он весит больше тонны, и уже 100 лет никто не может сдвинуть его с места. Хотели вытащить поближе к кассе, но попытка обернулась отколотой плиткой, - рассказывает директор музея имени Арсеньева Виктор Шалай, который, словно Вергилий в "Божественной комедии", водит нас по всем этажам головного здания. - Ему сто лет, а выглядит, словно вчера покрашен. Кто постарше, помнит, что раньше несгораемая касса была развернута к окну, и в ней лежали пачки с деньгами — такая инсталляция. А когда здесь сделали залы природы, сейф перестал вписываться в контекст. Мало кто среди оленей и белок-летяг обращает на него внимание».

Страницы прошлого

Сердце музея — его фонды — бережет команда хранителей под руководством главного хранителя и старожила музея — Нины Беслановны Керчелаевой. У каждого специалиста — своя коллекция: ткань, металл, мелкое дерево, крупное дерево, бумага — документы, фотографии, газеты, редкая книга и многое другое. Некоторые вещи по много лет были в экспозиции, другие только ждут своего часа и повода, третьи, скорее всего, не будут выставлены на обозрение никогда — их берегут не для зрителя, а для истории.

Часть этой «неприкосновенной» коллекции каждый день могут видеть все посетители музея в опломбированных шкафах в первом зале. Это тоже хранилища. «У нас это называется открытым хранением. Смотреть можно — трогать нельзя, - показывает Виктор Шалай. - На этих полках — экспонаты из нашего фонда редкой книги. Это немного похоже на библиотеку старинных книг, но работать с ними может не каждый. К ним допускают исследователей, историков, режиссеров». В год в фонды редкой книги, газет и журналов обращается около 500 посетителей. Есть у музея и своя библиотека — сюда намного проще записаться, взять то или иное издание и работать с ним.

Книги в фондах делятся на основной фонд — это подлинники, первоисточники. И на вспомогательный — многотиражные издания, периодика, переиздания, которые тоже в какой-то момент становятся основным. Редкость книги определяется тиражом или тем, сколько осталось экземпляров, возрастом, автором, судьбой писателя или издания. Как правило, это фолианты прошлого, позапрошлого веков. А чтобы определить тираж современных книг, порой надо изрядно потрудиться — количество экземпляров в последнее время часто не прописывается.

Шкафы, в которых хранятся эти книги, тоже старинные, но не музейные. Их передали из пастеровской станции (это старейшее санитарное учреждение города, которое находилось на Уборевича, 36). Раньше на этих полках хранились медицинские приборы и препараты.

«У нас также много периодических изданий США, Аргентины. Эмигранты, с которыми мы работали в Калифорнии, передали нам около 500 килограммов подборок газет и журналов. Конечно, нам хотелось бы иметь эмигрантскую прессу, которая издавалась до войны в Шахнае, Харбине. Есть у нас журналы того периода — например, "Рубеж" с 1928 по 1941 годы, теперь уже и по 1945-й», - рассказывает главный хранитель музея Нина Керчелаева.

История в картинах

Поднимаемся по лестнице на второй этаж. Параллельно в очередной раз обращаем внимание на скульптуру, изображающую древних людей. Она прибыла во Владивосток из Ленинграда во время Великой Отечественной войны. Тогда из музеев Северной столицы эвакуировали коллекции, и этот экспонат остался в городе нашенском.

Вообще, раньше в краевом музее было много скульптуры и живописи, в том числе мастеров первого уровня. В 1960-х на их основе сформировали «золотой фонд» Приморской государственной картинной галереи. Но за 50 лет здесь собрали новый фонд живописи — без Шишкина и Айвазовского, но со своими шедеврами.

Сейчас в ИЗОфондах музея около пяти тысяч картин. Находятся они в четырех хранилищах, мы проходим в самое крупное. Здесь в специальных мобильных стальных шкафах, которые можно сдвигать и раздвигать, развешано около 800 картин. Эти шкафы здесь поставили три года назад; когда было обновление музея, в первую очередь закупалось оборудование для фондов — хоть невидимое посетителю, но необходимое.

Картины хранятся при определенных температуре, влажности, уровне освещенности. На каждом стеллаже висит опись. «Есть ли какая-то логика расположения картин?» - интересуемся мы.

«Ни-ка-кой!» - смеется хранитель ИЗОфондов Лариса Калиновская. Правда, тут же объясняет: в ближних шкафах в основном современные художники: Черкасов, супруги Осиповы, на отдельных стеллажах — участники Великой Отечественной. Наибольшее значение имеет геометрия работы: главное, чтобы картины в рамках не нанесли друг другу вреда.

«Есть очень старые работы, представляющие большую историческую ценность. Например, портреты родителей Евгения Степановича Бурачка — первого командира поста Владивосток. Картины, которым около 150 лет, передал музею в дар внук, Сергей Владимирович Бурачек, - показывает две картины в массивных рамах Лариса Ефимовна, и тут же удивляет нас. - А есть, например, портрет Владимира Путина работы Никаса Сафронова. Это из подарочного фонда предыдущего губернатора. Когда Сергей Михайлович покидал должность, передал в музей все, что ему дарили как главе региона».

Рядом с Путиным — Медведев, тоже кисти Сафронова. «Мы — не художественная галерея, и для нас ценность работы определяется ее исторической значимостью для края, - объясняет Виктор Шалай. - Это — часть истории предыдущего губернатора. Есть в наших фондах вещи, которыми в ином случае мы бы не заинтересовались. Но поскольку это — часть истории региона через историю губернатора, это другой контекст».

Здесь же теперь находится уникальная «Карта промыслов и занятий народностей и естественных богатств» из переселенческого управления Приморской области, которое в конце XIX — начале XX века занималось приемом и расселением крестьян. Вообще, карта вертикальная, но сейчас висит горизонтально на стене и закрыта от внешнего мира. На карте — приморское побережье, районы края, на которых рисунками обозначены виды деятельности, характерные для местности: кто-то сеет хлеб, кто-то ловит рыбу, разводит скот или добывает лес.

Экспонат 1912 года больше десяти лет был в экспозиции и теперь «отдыхает» - этот термин музейные работники используют довольно часто по отношению к вещам, которые очень долго выставлялись. «Усталость» больше видна на бумаге — краски выгорают, рисунок становится тусклым. Но свой «отдых» обязательно требуется и камню, и дереву, и металлу.

Ближе к выходу — мебель из дома основателя и первого главного редактора газеты «Владивосток» Николая Соллогуба. Этот трельяж с драконами и кресла — редкие вещи ручной работы — передали наследники семьи три года назад. «Что интересно, они сейчас живут в том же самом доме на Пушкинской, занимают две комнаты, - добавляет Виктор. - Не знаю больше домов, в которых бы с самой постройки продолжала жить семья».

Еще один интересный экспонат — стол из лайнера «Дальний Восток», который без малого 40 лет был флагманом регионального пассажирского флота и украшением Владивостока. Предмет интерьера стоял в каюте № 1, предназначавшейся для первых лиц государства. «Помните — огромный белый пароход ДВМП? Еще до массового развития авиации он соединял Владивосток, Курилы, Сахалин. Когда довоенный лайнер немецкой постройки заходил на Черное море, на борт поднимался сам Брежнев, - рассказывает Шалай. - По сути, этот стол, немного посуды да фотографии — все, что осталось от огромного судна. В 1980 году его списали, а уже в 81-м отправили в Гонконг на металлолом».

155 лет Владивостока в металле

Следующее по курсу — хранилище металла. Оно занимает не одно помещение и насчитывает 6000 экспонатов. Мы идем в ту часть, которая находится на третьем этаже. Здесь собрано около 4000 небольших предметов — те, которые можно было поднять. Например, пушки настолько тяжелы, что их в старинном здании просто опасно ставить выше первого этажа.

В фондах всегда пониженная влажность — так металл лучше сохраняется, объясняет хранитель Наталья Панкратьева. Она, разумеется, помнит, где что лежит, и может рассказать истории разных экспонатов. Например, одна из старейших в коллекции — бронзовая фигурка Будды, привезенная из Бирмы и подаренная музею в 1905 году. Фамилия горожанина-дарителя сохранилась в специальном акте. «Книги учета ведутся еще с тех времен, когда не существовало музея и экспозиции, когда не было здания. Они до сих пор хранятся у нас», - говорит Наталья Александровна.

Экспонаты распределены по группам: предметы православного культа, уличные таблички, сувениры, посуда, предметы быта, декоративно-прикладное искусство, монеты, пуговицы и многое другое. «Кстати, коллекционирование пуговиц называется филобутонистика», - улыбается Наталья Александровна, открывая шкаф, где хранятся пуговицы и военные атрибуты.

Есть в одном из множества ящичков даже табличка «Музей Общества изучения Амурского края», висевшая на дверях прямого предшественника того краеведческого музея, по которому мы ходим сейчас. Она долгое время хранилась в сейфе директора музея и была найдена в 1970-е годы в самом первом здании на Петра Великого, 6. Сейчас она — экспонат.

«Или вот, посмотрите — именная табличка доктора Броше. В книжном фонде музея сохранился телефонный справочник 1915 года, в котором есть телефон портового доктора Броше; так специалисты смогли узнать, где он жил и вел прием. После революции он остался здесь и стал детским врачом, что также отображено в телефонных справочниках», - говорит Наталья Панкратьева.

Немало в хранилищах посуды. Причем подчас огромную ценность представляет советская посуда или, например, неказистая на первый взгляд вещица: «Вот подставка под сковородку, она была собрана в семье старообрядцев в Чугуевском районе в рамках музейной экспедиции», - говорит хранитель, показывая неприметное чугунное колечко.

Потребность прикоснуться к вечному

В трех соседних помещениях хранятся огромные коллекции изделий из ткани, кожи и меха (порядка 8000 вещей), из кости (тоже около 8000 предметов) и из бумаги (газеты и журналы — всего около 18000 единиц хранения, около 32000 редких книг, плакаты, карты). В каждой из этих  комнат — свой световой, биологический, температурно-влажностный режим. Например, повышенная влажность опасна для металла, а пониженная — для дерева и бумаги. Каждый месяц фонды проверяет реставратор.

Места в фондах мало, и втроем здесь уже не развернуться. «Специальное оборудование тоже требует места, но сейчас нам выделили дополнительно 18 квадратных метров, расширяемся, - объясняет Нина Керчелаева. - Однажды к нам зашел Сергей Михайлович Дарькин, два шага сделал — а он же большой! Убежал, чтобы ничего не разрушить».

Отдельно в шкафах лежат форменная одежда, спецодежда, школьная форма — начиная с советских времен, корейский костюм и многие другие. Самый старые вещи — этнографические, из первых поступлений, они хранятся в горизонтальном положении. Это одежда из кожи рыбы, из меха, она требует особой аккуратности.

«А вот этот костюм принадлежал Александре Дмитриевне, урожденной Синицыной, жене предпринимателя и судовладельца, знатока китайских обычаев и письменности Михаила Григорьевича Шевелева, - говорит главный хранитель музея Нина Керчелаева. - Это костюм 80-х годов XIX века, он маскарадный, с натуральным мехом и стразами из хрусталя. Потом он перешел от матери к дочери, Маргарите Михайловне, которая вышла замуж за Юрия Михайловича Янковского, потом опять перешло по наследству. И Виктория Юрьевна Янковская, живущая сейчас в Калифорнии, в 1996 году передала этот костюм музею».

Нина Беслановна может очень долго рассказывать о каждом экспонате — она работает в музее без малого полвека и знает здесь все. С 1983 года она занимает должность главного хранителя. На одной из стен (там, где стоит большая «океанская» лодка МАХ-4) — фотография, на которой известный путешественник Евгений Смургис передает свои вещи в фонды; принимает экспонаты молодая, сияющая Нина Керчелаева.

«Не думала, что буду здесь работать так долго, - смеется она. - Давала себе слово: как только дойду до пенсии, сразу уволюсь. Но это я говорила, когда мне было 24 года! Почему я пришла в музей? Ничего случайного в жизни не бывает. Для нас с детства было само собой разумеющимся ходить в музей. Мы со сверстниками раз в полгода бегали сюда за особым настроением, за особым чувством трепета — нам это было необходимо. В музее, в картинной галерее все было необыкновенно: и воздух не такой, и свет, и двери... Это совсем другой, потрясающий мир. Для меня было потрясением, когда я видела корешки квитанций, выписанных с 1941 по 1945 годы на школьников того или иного возраста. Они ходили группой, одноклассниками. И что-нибудь приносили и передавали в музей, поэтому у них было право бесплатного посещения музея. Это не модно было, просто существовала потребность прикоснуться к высокому, необыкновенному и вечному. И сейчас она есть. Удивительно или нет — в "Ночь музеев" приходит много молодых людей, даже с маленькими детьми. Ребенок спит, а родитель читает — все-все описательные тексты вычитывает...»

На текущей неделе музей имени Арсеньева приглашает детей и взрослых на юбилейные мероприятия. Программу выставок, встреч, экскурсий, дискуссий, лекций, мастер-классов можно посмотреть на Афише VL.ru.

Валерия Федоренко, Сергей Орлов.

Книги на открытом хранении можно рассмотреть, но нельзя потрогать — newsvl.ru Многотомник Сергея Михайловича Соловьева 1911 года выпуска стоит в шкафу на первом этаже — newsvl.ru Ведет корреспондентов VL.ru по залам музея директор Виктор Шалай — newsvl.ru Этот витраж был привезен в музей художником из Хабаровска и даже побеждал на зональной выставке. Забирать тяжелую работу назад автор не стал, и однажды произведение декоративно-прикладного искусства стали использовать в прикладных целях. Изначально пейзаж вообще-то горизонтальный и не абстрактный, просто его так собрали. — newsvl.ru Хранитель ИЗОфондов Лариса Калиновская без подсказок знает, где какая картина — newsvl.ru На каждом из стальных раздвижных стеллажей - описание его содержимого — newsvl.ru Лариса Калиновская рассказывает, что самый важный принцип расположения работ - по размеру. Важно, чтобы картины друг друга не повредили — newsvl.ru Один из старейших экспонатов - портрет отца Евгения Степановича Бурачека, русского кораблестроителя Степана Онисимовича Бурачка — newsvl.ru Эти шкафы приобрели в Корее три года назад — newsvl.ru Портреты Владимира Владимировича и Дмитрия Анатольевича кисти Никаса Сафронова были подарены предыдущему губернатору Сергею Дарькину. Когда он уходил с должности, передал все подарки в музей — newsvl.ru Сейчас в ИЗОфондах музея хранится около пяти тысяч картин — newsvl.ru Прибор показывает температуру и влажность. В помещении должен поддерживаться определенный режим. Например, бумага не терпит сухости — newsvl.ru Карта «Карта промыслов и занятий народностей и естественных богатств» из переселенческого управления Приморской области. Экспонат 1912 года. Сейчас она отдыхает после десятилетнего экспонирования — newsvl.ru Ручка кресла из дома первого главного редактора и издателя газеты "Владивосток" Николая Соллогуба — newsvl.ru Виктор показывает на стол с лайнера "Дальний Восток". Он стоял в каюте № 1 для первых лиц и до сих пор отлично сохранился — newsvl.ru Сувенирные тигры - два из шести тысяч экспонатов хранилища металлов — newsvl.ru Металлические экспонаты советских времен — newsvl.ru Очень много экспонатов в хранилище связано с буддизмом. Это и сувениры, и предметы культа — newsvl.ru В каждом из этих ящичков и конвертов - пуговицы, медали, монеты — newsvl.ru Хранитель Наталья Панкратьева держит в руках один из старейших экспонатов — бронзовая фигурка Будды, привезенная из Бирмы и подаренная музею в 1905 году — newsvl.ru Табличка Русского страхового общества означает, что тот или иной дом застрахован. Дата на табличке - не год страхования, а год основания общества — newsvl.ru Табличка «Музей Общества изучения Амурского края» раньше висела на дверях музея, а потом до 1970-х годов зранилась в сейфе в кабинете директора — newsvl.ru Жетон мелочного торговца - его выдавали городские власти в знак того, что человеку разрешено торговать мелким товаром — newsvl.ru Одна из многочисленных именных табличек, висевших сто лет назад на дверях того или иного горожанина — newsvl.ru Этот патефон до сих пор работает. Он был в экспозиции, а теперь "отдыхает" — newsvl.ru Музей имени В.К. Арсеньева отмечает в этом году свое 125-летие. Корреспонденты VL.ru  побывали в фондах музея, расположенных в головном здании, на Светланской, 20здании  — newsvl.ru Нина Керчелаева работает в музее с 1967 года, а должность главного хранителя занимает с 1983 года — newsvl.ru Этот костюм 80-х годов XIX века принадлежал Александре Дмитриевне Синицыной (в замужестве Шевелевой). Он маскарадный, с натуральным мехом и стразами из хрусталя. В музей его передала Виктория Юрьевна Янковская, живущая сейчас в Калифорнии — newsvl.ru Шкафы в фондах, где хранятся изделия из ткани, кожи и меха, подписаны именно так — newsvl.ru В музее есть правило: директор не имеет права входить в фонды без разрешения хранителей. Конечно, таких запретов за 125 лет еще не было, но в хранилище Виктор Шалай в силу специфики своей службы бывает нечасто — newsvl.ru Нина Керчелаева - главный хранитель музея — newsvl.ru Лодка МАХ-4, переданная в музей путешественником и мореплавателем Евгением Смургисом. На ней он ходил в дальние походы: по Каме, Волге, Дону и Воронежу и многим другим рекам. На нем же он прошел маршрут " Оренбург — Тобольск — мыс Каменный — Дудинка — Иркутск — Николаевск-на-Амуре — Владивосток" — newsvl.ru Директор музея имени Арсеньева Виктор Шалай показывает копии фотографий советских лайнеров в своем кабинете — newsvl.ru Музей имени В.К. Арсеньева отмечает в этом году свое 125-летие — newsvl.ru Этому немецкому сейфу больше ста лет. Он стоял в этом здании, когда здесь еще был Сибирский банк и доходный дом Бабинцева — newsvl.ru Весит этот сейф больше тонны, и сдвинуть его с места - дело огромных усилий.  Поэтому пока что он стоит в зале с экспозицией природы Дальнего Востока — newsvl.ru Шкафы, в которых хранятся эти книги, тоже старинные, но не музейные. Их передали с пастеровской санитарной станции — newsvl.ru Подставка под сковороду - ее передали научным сотрудникам музея староверы во время одной из экспедиций в приморские села — newsvl.ru
Книги на открытом хранении можно рассмотреть, но нельзя потрогать — newsvl.ru Многотомник Сергея Михайловича Соловьева 1911 года выпуска стоит в шкафу на первом этаже — newsvl.ru Ведет корреспондентов VL.ru по залам музея директор Виктор Шалай — newsvl.ru Этот витраж был привезен в музей художником из Хабаровска и даже побеждал на зональной выставке. Забирать тяжелую работу назад автор не стал, и однажды произведение декоративно-прикладного искусства стали использовать в прикладных целях. Изначально пейзаж вообще-то горизонтальный и не абстрактный, просто его так собрали. — newsvl.ru Хранитель ИЗОфондов Лариса Калиновская без подсказок знает, где какая картина — newsvl.ru На каждом из стальных раздвижных стеллажей - описание его содержимого — newsvl.ru Лариса Калиновская рассказывает, что самый важный принцип расположения работ - по размеру. Важно, чтобы картины друг друга не повредили — newsvl.ru Один из старейших экспонатов - портрет отца Евгения Степановича Бурачека, русского кораблестроителя Степана Онисимовича Бурачка — newsvl.ru Эти шкафы приобрели в Корее три года назад — newsvl.ru Портреты Владимира Владимировича и Дмитрия Анатольевича кисти Никаса Сафронова были подарены предыдущему губернатору Сергею Дарькину. Когда он уходил с должности, передал все подарки в музей — newsvl.ru Сейчас в ИЗОфондах музея хранится около пяти тысяч картин — newsvl.ru Прибор показывает температуру и влажность. В помещении должен поддерживаться определенный режим. Например, бумага не терпит сухости — newsvl.ru Карта «Карта промыслов и занятий народностей и естественных богатств» из переселенческого управления Приморской области. Экспонат 1912 года. Сейчас она отдыхает после десятилетнего экспонирования — newsvl.ru Ручка кресла из дома первого главного редактора и издателя газеты "Владивосток" Николая Соллогуба — newsvl.ru Виктор показывает на стол с лайнера "Дальний Восток". Он стоял в каюте № 1 для первых лиц и до сих пор отлично сохранился — newsvl.ru Сувенирные тигры - два из шести тысяч экспонатов хранилища металлов — newsvl.ru Металлические экспонаты советских времен — newsvl.ru Очень много экспонатов в хранилище связано с буддизмом. Это и сувениры, и предметы культа — newsvl.ru В каждом из этих ящичков и конвертов - пуговицы, медали, монеты — newsvl.ru Хранитель Наталья Панкратьева держит в руках один из старейших экспонатов — бронзовая фигурка Будды, привезенная из Бирмы и подаренная музею в 1905 году — newsvl.ru Табличка Русского страхового общества означает, что тот или иной дом застрахован. Дата на табличке - не год страхования, а год основания общества — newsvl.ru Табличка «Музей Общества изучения Амурского края» раньше висела на дверях музея, а потом до 1970-х годов зранилась в сейфе в кабинете директора — newsvl.ru Жетон мелочного торговца - его выдавали городские власти в знак того, что человеку разрешено торговать мелким товаром — newsvl.ru Одна из многочисленных именных табличек, висевших сто лет назад на дверях того или иного горожанина — newsvl.ru Этот патефон до сих пор работает. Он был в экспозиции, а теперь "отдыхает" — newsvl.ru Музей имени В.К. Арсеньева отмечает в этом году свое 125-летие. Корреспонденты VL.ru  побывали в фондах музея, расположенных в головном здании, на Светланской, 20здании  — newsvl.ru Нина Керчелаева работает в музее с 1967 года, а должность главного хранителя занимает с 1983 года — newsvl.ru Этот костюм 80-х годов XIX века принадлежал Александре Дмитриевне Синицыной (в замужестве Шевелевой). Он маскарадный, с натуральным мехом и стразами из хрусталя. В музей его передала Виктория Юрьевна Янковская, живущая сейчас в Калифорнии — newsvl.ru Шкафы в фондах, где хранятся изделия из ткани, кожи и меха, подписаны именно так — newsvl.ru В музее есть правило: директор не имеет права входить в фонды без разрешения хранителей. Конечно, таких запретов за 125 лет еще не было, но в хранилище Виктор Шалай в силу специфики своей службы бывает нечасто — newsvl.ru Нина Керчелаева - главный хранитель музея — newsvl.ru Лодка МАХ-4, переданная в музей путешественником и мореплавателем Евгением Смургисом. На ней он ходил в дальние походы: по Каме, Волге, Дону и Воронежу и многим другим рекам. На нем же он прошел маршрут " Оренбург — Тобольск — мыс Каменный — Дудинка — Иркутск — Николаевск-на-Амуре — Владивосток" — newsvl.ru Директор музея имени Арсеньева Виктор Шалай показывает копии фотографий советских лайнеров в своем кабинете — newsvl.ru Музей имени В.К. Арсеньева отмечает в этом году свое 125-летие — newsvl.ru Этому немецкому сейфу больше ста лет. Он стоял в этом здании, когда здесь еще был Сибирский банк и доходный дом Бабинцева — newsvl.ru Весит этот сейф больше тонны, и сдвинуть его с места - дело огромных усилий.  Поэтому пока что он стоит в зале с экспозицией природы Дальнего Востока — newsvl.ru Шкафы, в которых хранятся эти книги, тоже старинные, но не музейные. Их передали с пастеровской санитарной станции — newsvl.ru Подставка под сковороду - ее передали научным сотрудникам музея староверы во время одной из экспедиций в приморские села — newsvl.ru

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта