«Драматическая ситуация в драматическом театре» - так характеризует финансовое положение горьковского театра его художественный руководитель Ефим Звеняцкий. Именно денежный вопрос стал лейтмотивом нашей беседы о том, с какими планами и результатами «главный храм Мельпомены» подходит к своему 83-му сезону. Но есть и хорошие новости: кризис, уверен наш собеседник, не убьет искусство.
- Ефим Семенович, с чем начинаете театральный сезон?
- 4 сентября у нас будут «Крейсера». 5 числа покажем полюбившийся зрителю «Товарищ». Будет это во время Восточного экономического форума — может быть, кто из высоких гостей и к нам забежит. Главный театр, конечно, сегодня — оперы и балета. Но я бы хотел, чтобы театр Горького тоже был участником этого саммита и его культурной программы — это уже лично моя инициатива.
25 и 26 сентября официально откроем сезон. Сейчас у нас много новинок прошлого сезона, и мы начнем с них — первые десять показов спектакля считаются премьерными. Режиссер Вячеслав Стародубцев, который поставил «Наказанного распутника» по Пушкину, сейчас репетирует грандиозную пьесу Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак». Премьера состоится в ноябре. Мы откладываем выпуск в связи с тем, что сейчас в театре сложилась очень серьезная ситуация с финансированием.
- Как сейчас обстоят дела с задержками зарплат?
- Прокуратура Ленинского района совместно с инспекцией по труду вынесла мне представление об административном наказании. Я как руководитель, по мнению органов, оказался виноватым в том, что не платил заработную плату сотрудникам. Но зарплату задерживали нам! Полномочия по финансированию принадлежат департаменту по культуре Приморского края, с их стороны в этом году были чрезвычайно серьезные задержки по зарплате и отпускным. На 26 дней, на 15 дней... Были беспокойные времена. И вот я теперь понял, что должен отвечать за это персонально. Эта ситуация трудная, и она продолжается. Сегодня чрезвычайно серьезные проблемы с финансированием по всем статьям.
Нам сократили денежное довольствие на 3,5 миллиона рублей. Декорации, костюмы, реклама, канцелярия и масса других расходов ложится на нас. Сегодня мы не зарабатываем — надо понимать, что спектаклей с июня по сентябрь нет.
В городе появилась масса других зрелищных мероприятий и мест отдыха. Зритель пошел в театр оперы, посмотрел зал и вернулся к нам. А вот «Фетисов-арена», новая площадка с их концертами — серьезный конкурент.
- У вас же совсем другой профиль?
- Да, но у зрителя ограничен бюджет. Либо билет в театр, либо — на концерт, например, ребенку, который хочет на эстрадное представление. Fesco hall, к счастью, забит — артистов везут постоянно. Но это тоже конкурент. С такими проблемами мы открываем свой 83-й театральный сезон.
- На 3,5 миллиона урезали финансирование — для вас это уже серьезно. Есть театры, в которых этой суммы даже на один спектакль не хватит!
- У нас был бюджет в 76 миллионов, стало 47. И 3,5 миллиона вычли из уже урезанных денег. Поневоле начинаешь затягивать пояса. Но сейчас, наверное, выживем. Начнем потихоньку играть спектакли, будет возвращаться зритель. Спонсоров, меценатов, помощников сегодня в Приморье нет. Нет человека, который бы откликнулся на эти распространенные во всей стране и мире проблемы.
В этом году репертуар у нас хороший, но вот сейчас я впервые остановил репетиции спектакля. Ждем ноября или декабря, когда будем более-менее благополучно жить.
- Традиционно почти каждый сезон в театре имени Горького появляются новые лица — выпускники академии искусств. А в этом году?
- У нас сейчас идет сокращение штата театра. Это результат того, что живем мы сегодняшним днем.
Я был в этом году председателем Государственной аттестационной комиссии. Курс благополучный, но я не нашел ни мальчика, ни девочку, кто бы мог влиться в труппу театра имени Горького. Слава богу, все ребята распределены. В этом году не брали новых людей. В первую очередь потому, что в нашем драматическом театре сложилась драматическая ситуация. Я имею в виду только материальное состояние и финансирование. А труппа жива, актеры счастливы, мы летом проехали грандиозные гастроли. Работали в Москве, в Норвегии. Планы по выпуску спектаклей у нас крайне интересные. Приедет Вадим Данцигер, поставит спектакль по «Заповеднику» Довлатова — он сам уже написал пьесу. Жду «Женитьбу Фигаро» Бомарше в постановке Владимира Оренова, это для меня очень важно.
- На гастроли, я так понимаю, не поедете?
- Куда ехать, если собираешь крохи, чтобы выдать зарплату, откладываешь копейки на декорации! По Приморью мы гастролировать тоже не можем. Это удовольствие очень дорогое. Раньше была губернаторская программа «Мастера искусств — жителям Приморья». Выдавали небольшие деньги — шесть миллионов рублей в год на гастроли творческих коллективов по краю. Самое дорогое ведь транспорт и гостиницы. Приехать в отдаленный район и переночевать там мы не можем себе позволить — это накладно. Нас обычно выезжает человек 30-35. И то, что ты заработаешь за спектакль, расходы не покроет.
Это не значит, что сейчас театры не нужны никому или села. Ситуация с деньгами в крае вообще плачевная.
- Ну гостиницы же строят, оперы идут...
- Меня больше интересует мой театр, который переживает сложные времена. Думаю, что финансирование «убежало» в театр оперы и балета вместе с рукоплесканиями. Но я верю, что скоро он станет филиалом Мариинского театра. И тогда заживет счастливой и безбедной жизнью.
- Вы также являетесь генеральным директором «Меридианов Тихого»...
- Это ожидаемый всеми жителями края праздник. Думаю, что он в очередной, 13-й раз, доставит удовольствие приморцам и высоким гостям. Хорошее кино, прекрасный зал «Океана», отношение зрителей замечательное. На мой взгляд, фестивальная неделя вообще является главным праздником в крае. Правда, с некоторых пор он уже не так звучит или не столько упоминается.
- При прошлом губернаторе финансирование было лучше?
- Про губернаторов — не моя тема. Я сейчас работаю с Владимиром Владимировичем. Он продолжил дело, сохранил его. Финансирование фестиваля тоже сократили на 10 миллионов, мы пока не получили средства в полной мере, но я уверен, что все решится вовремя.
Надо сохранить все: театр, фестиваль и массу других мероприятий, которые у нас проходят. Мне кажется, что надо быть позитивными, излучать свет — и не словами, а поступками.
- Может, вам опять в краевые депутаты? За культуру ведь кто-то должен отвечать в парламенте.
- Ну, если только вы будете моим представителем в депутатский корпус! Наберете необходимое для выдвижения количество голосов или профинансируете выдвижение — я готов! Понимаю, присутствие культуры в парламенте необходимо. Хотя бы чтобы твое лицо видели, принимали решения, учитывая интересы этого огромного пласта — искусства. Вы первая озвучили этот наказ, начинаю думать.
- Сейчас театр Горького из драматических театров самый крупный в Приморье. Может быть, театрам объединиться? Решать проблемы сообща?
- Каждый умирает в одиночку. В молодежный театр, например, пришло новое руководство. Ему нужно оглянуться, осознать и новыми спектаклями утвердиться на культурной ниве края. Это очень важно. На готовенькое никто не приходит. Там были многочисленные письма, вплоть до первых лиц края. Им бы разобраться с самими собой. Это чрезвычайно важно. И я хотел бы им в этом помочь. Тем более, туда пришел талантливый человек — Юрий Гончаров. Он же является главным отборщиком фильмов кинофестиваля «Меридианы Тихого».
Театр флота — история другого порядка. Театр кукол живет неплохо, хотя моему коллеге Вите Бусаренко прокуратура тоже вынесла предписание. И каждый понимает, что последняя инстанция — это краевой департамент по культуре, который должен разделить ответственность за невыплату зарплат вместе с нами.
Непросто живут театры. Но нам не объединяться надо, а каждому сохранить творческое начало, которое есть в коллективе. Это и привлечет внимание руководства.
Конечно, большим препятствием стал для нас оперный театр. Финансирование у него — 370 миллионов в год. Почти половина всей краевой культуры. Надо было бы, мне кажется, соразмерить финансовое отношение. Сегодня надо ждать.
- Ну несмотря на кризис — живем?
- Уже 83 года живем, несмотря на кризис! И до меня, и со мной, и после меня будем. Потому что никто никогда не отменит желания артиста выйти на сцену и встретиться со зрителем.
Загружаем комментарии...